Главная / Издания / Очень средняя школа

Очень средняя школа

Очень средняя школа
29 августа 2012

Дмитрий Чернышевский

МК в Саратове

№36 (783) 29.08-5.09.2012

Качество нашего образования продолжает снижаться

Снова 1 сентября. Дети снова идут в школу — мои тоже. Одной скоро заканчивать, другой пока в младших классах. Я проработал в вузе много лет, дослужился до проректора — так вот, я вам скажу — никакого оптимизма по поводу образования для своих детей у меня нет. Для ваших — тоже.

Качество образования в России продолжает неуклонно снижаться, скоро мы станем такими же дебилами, как американцы у сатирика Задорнова. Я считаю, что я был после советской школы подготовлен намного лучше, чем мои дети будут после российской.

PISAнулись

Это мое субъективное мнение подкрепляется объективными международными оценками. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, широко известная в узких кругах специалистов по образованию, показывает неуклонное падение результатов России. Если в 2000 г. по результатам самых первых тестов наша страна была на 27-м месте, то в 2003-м опустилась на 32-е, в 2006-м — на 37-е, а в 2009-м оказалась вообще на 41-м месте. В апреле-мае 2012 г. прошел очередной тест, результаты будут подведены в декабре 2013 г., но никто в нашей стране ничего хорошего от них не ждет.

— Я предполагаю, что в этом цикле PISA наша страна останется на прежнем, довольно низком месте. Год назад в четырех регионах страны мы проводили пробные тесты PISA-2012 по оценке математической грамотности среди школьников 15 лет. В среднем они выполнили только 30% заданий, — объясняет Галина Ковалёва, национальный координатор исследования PISA в России. По словам эксперта, российские школьники в среднем демонстрируют знания второго уровня, то есть самые базовые (первый уровень — самый низкий, шестой — самый высокий). При этом ученики во многих других странах-участницах стабильно показывают третий или четвертый уровень.

А ведь было время — все было по-другому. В конце 50-х годов ХХ века, находясь под впечатлением русского прорыва в космос, американцы обратили внимание на советское школьное образование. Весной 1961 г. журнал «Тайм» в статье «Что читает русский Иван?» писал: «…Третьекласснику даются начальные знания обо всем: от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и, как взрослым, объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей: Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по «базовому» учебнику со словарным запасом менее 1800 слов…»

Научитесь учить

Главная причина провала нашей школы — в российском образовании «проспали» информационную революцию. Нет, я имею в виду не оснащение школ компьютерами и доступом в интернет. А качественное изменение доступности информации. Раньше, чтобы получить какую-то информацию, мне нужно было идти в «научку» (научную библиотеку СГУ), а то еще и ехать в «Салтыковку» в Питер или «Ленинку» в Москву. Сейчас достаточно залезть в сеть и вытащить оттуда то, что ни в какой «Ленинке» достать было невозможно. Раньше получить ответ на вопрос «как делать?» было трудно, поэтому мозг учеников забивался готовыми знаниями. Чем больше выучишь — тем лучше. «Все мое ношу с собой». Сейчас главное — правильно сформулировать вопрос и уметь отсеять груду ненужных ответов, которые появятся в поисковике. Выбрать нужный и применить его на практике. «Главная задача образования — научить человека учиться», — говорит наш сенатор Людмила Бокова. Научить учиться и находить нужную информацию. А наша школа по-прежнему ориентирована на забивание головы ученика всяким хламом. Поэтому учителям надо сперва самим научиться учить как надо.

Нищета? Позвольте!

Почему-то считается, что государство у нас очень мало тратит на образование. На самом деле это не так. В США на образование тратится 5% ВВП. В России — 4% ВВП (2012 г.). Расходы на образование в России в ближайшие восемь лет составят до 5 трлн руб., заявил в мае 2012 г. премьер-министр Дмитрий Медведев. Практически ту же картину видим в регионах. Саратовский губернатор Валерий Радаев на прошедшем педсовете в правительстве говорил о «беспрецедентном переоснащении школ современным оборудованием», на которое область получила в этом году 1 млрд 200 млн руб. То есть в целом денег тратится много и вряд ли страна может себе позволить существенно увеличить расходы по этой статье. Значит, причина отставания не в этом. Вопрос в том, куда и как тратятся эти деньги.

В России не то

«Учитель должен быть более квалифицированным, свободно владеть современными образовательными технологиями. Он выполняет социальный заказ общества — раскрытие личности ребенка, подготовка его к успешной самореализации во взрослой жизни. От учителей зависит, какой станет наша страна завтра», — говорил прописные истины на педсовете губернатор Радаев. Да, школа зависит от учителя. Знаю примеры (и не только в Саратове, но и в Москве), когда родители специально возили детей через весь город, чтобы попасть в школу с хорошим подбором учителей. Учитель в школе — главное лицо. Не зря Бисмарк называл прусского учителя наряду с прусским капралом главными авторами объединения Германии в XIX веке. До сих пор в Германии учитель имеет статус государственного служащего с внушительными льготами по пенсии, жилью, медицинскому обслуживанию. Результат — жесткая конкуренция среди соискателей за каждую учительскую вакансию и высокий престиж учительской профессии.

В России не то. В 60-е гг. прошлого века о профессии учителя мечтали 27% советских школьников — это первое место среди всех профессий. К 80-м годам это число снизилось до 18,5%. А сейчас, по данным ВЦИОМ, 70% родителей не хотят, чтобы их дети стали педагогами. Причина проста: в Саратовской области средняя зарплата учителя — 17 тыс. руб. В США — $ 40 тыс. в год (а в Германии — больше 50 тыс.). Или почти 100 тыс. руб. в месяц. О чем тут говорить?

То же самое с расходами на образование одного студента. В России годовое обучение в университете стоит в среднем 30 тыс. руб. В США — $ 30 тыс. А ведь говорят, что дешево хорошо не бывает. Правда, есть вопросы. В России студентов почти столько же, сколько и в США, при вдвое меньшем населении и впятеро меньшем ВВП. Какой в этом смысл?

С компьютерами и удобствами во дворе

Куда же деньги идут, если не на учителей и не на учащихся? Так ведь губернатор сказал: «на беспрецедентное техническое переоснащение». Правда, и здесь не обходится без парадоксов. Несколько лет назад был в одной из школ в Озинском районе. Компьютерный класс у них есть, как положено. А вот водопровода не было, и удобства, извините, во дворе. Как говорит наш новый министр образования Дмитрий Ливанов, «у нас 25% школ не имеют нормального водоснабжения».

Правда, направляя средства в железки и стены вместо учителей, мы сталкиваемся с проблемой — скоро в переоснащенных университетах и школах некому будет работать. Потребность России в новых учителях — примерно 30 тыс. человек в год. В педагогических вузах учатся 400 тыс. студентов, то есть в год выпускаются 80 тыс. человек. Но в школы из них попадают 15-20%. И те часто не задерживаются.

И другое последствие, фиксируемое статистикой: тратя деньги на оборудование, а не на учителей и учеников, Россия получает на выходе крайне низкий коэффициент полезности всей системы образования. Вклад человеческого потенциала в экономическое богатство России составляет, по оценкам Всемирного банка, порядка 40%. В большинстве развивающихся стран он превышает 50%, а в развитых странах достигает 70% и выше.

И мне почему-то кажется, что дело еще и в том, что на поставках нового оборудования в школы бизнес и чиновники могут заработать намного больше, чем на подготовке учителей (и тем более на зарплате им).

Уйти, украсть, умереть

С такими зарплатами наши преподаватели имеют, по мнению академика Тихомирова, выход в виде системы «трех У» — «уйти, украсть, умереть». Что, собственно, они и делают. Самые способные и энергичные уходят из школ и вузов, старые советские кадры умирают, а оставшиеся в лучшем случае ищут, где подработать, преподавая в 3-4 местах, а в худшем — как украсть. Или взять взятку. Система образования — одна из самых коррумпированных в стране, где со времен Карамзина на вопрос «Что происходит в России?», отвечают: «Воруют-с!» Какое уж тут качество преподавания…

ЕГЭзм крепчал

Из всего вышесказанного напрашивается только один вывод: неэффективное использование средств, которые страна тратит на образование, генерируется сложившимися в России интересами бизнеса и чиновничества. Деньги направляются туда, где их проще «попилить», а это явно не учителя и не ученики. А для прикрытия огромной машины наживы разными нелепыми реформами ставятся министры — один чуднее другого — с их прогрессирующим егэзмом… Филиппов, Фурсенко, Ливанов. Их имена Россия запомнит как самых вредных министров образования за всю нашу историю. А памятником их провалу станет ЕГЭ. Все, о чем профессионалы говорили и предупреждали относительно этой системы, сбывается. Самое грустное, что я вижу это на своих детях. В школах — даже «элитных», типа «гимназиях» — сплошная егэзация учебного процесса. Везде одно и то же — например, учитель математики входит в класс и говорит: «Так, сегодня решаем задачи В-2». Натаскивание на ЕГЭ заменило все. А учитывая редкостную тупость самих вопросов, можно смело сказать: ЕГЭ придавил школу могильной плитой. Я теперь не проректор, могу это сказать, не оглядываясь на служебные обязанности.

Разделяй и властвуй

И последнее, что разрушает нашу школу. Социальная сегрегация. Независимо от политики государства, она происходит повсеместно. В Саратове уже есть четкое разделение на «школы для простых» и «школы для элиты». Причем «элитность», кроме повышенных расходов и повышенного риска познакомиться с наркотиками, мало чем оправдывается. Но, надо признать, найти хорошее образование если и можно, то только в «элитных» школах. Туда естественным образом перетекают лучшие учительские кадры.

Дело труба

В стране, которая строила коммунизм, школа была инструментом воспитания нового человека и подготовки образованных кадров, необходимых для прорыва в космос и прочие дали. В стране, которая построена вокруг Трубы, нефтяников и газовиков готовят хорошо. А остальные — балласт, «социальная нагрузка». И пока это не изменится — в образовании к лучшему перемен не будет. «Элита» давно почуяла это, ее дети учатся в «Европах». А простым людям остается то, что остается. Так что помните завет великого комбинатора: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». И не тоните. Хорошие учителя и хорошие школы в Саратове пока есть.

Дмитрий Чернышевский

Оставить комментарий