Главная / Издания / Детки в сетке

Детки в сетке

Детки в сетке
18 сентября 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№39 (786) 19-26.09.2012

Виртуальные игровые проекты выкачивают деньги с малолетних саратовцев

Компьютерные игры перестали быть примитивным развлечением и превратились в серьезные онлайн-проекты со множеством игроков, вымышленными мирами и вполне серьезными сражениями и баталиями. Но психиатры бьют тревогу: дети уходят в виртуальное пространство и не желают оттуда возвращаться.

Саратовские эксперты указывают: подростки не только приобретают зависимость и становятся настоящими игроманами, но и приносят создателям игр немалые деньги.

Game over?

Оказывается, боевой слон стоит совсем недорого — 400 рублей. Чуть дороже обойдется виртуальный ковер-самолет — 500 «деревянных», а зелье, придающее силу дракона, можно купить за какие-то 150 руб­лей, как и волшебный свиток, позволяющий беспрепятственно пройти несколько подземелий. Многопользовательские ролевые онлайн-игры (MMORPG) в последние несколько лет заимели невероятную популярность, и особенно у подростков. В отличие от обычных «стрелялок», где игрок сражается с компьютером, в MMORPG реальные люди играют друг с другом в огромных виртуальных мирах. Именно этим подобные проекты привлекают к себе начинающих и опытных геймеров. А также фантазией разработчиков игр, которые делают все, чтобы игрок погрузился в иллюзорный мир целиком и полностью. К примеру, во многих ролевых онлайн-играх участники отмечают все праздники, начиная от Нового года и кончая Хеллоуином, собираются в гильдии по интересам, устраивают игровые массовые мероприятия.

Более того, в каждой игре есть свой чат, можно общаться друг с другом и решать тактические вопросы, как, скажем, напасть на игроков вражеской стороны или захватить чужой замок. Участвуя в кровавых баталиях можно заработать бонусы, которые потом легко обменять на внутриигровую валюту и купить себе оружие, обмундирование или даже нового персонажа. Но все это требует времени, гораздо быстрее и проще приобрести бонусы за рубли — по эсэмэс. Хочешь получить все сразу и побольше — плати деньги, что молодежь и делает.

Пятнадцатилетний саратовец Вадим уже больше года практически живет в виртуальном пространстве, осваивая новые игры и попутно находя таких же увлеченных игроков. Одноклассники не понимают юного геймера, который может часами говорить только о проведенных сражениях, захвате столиц и убийстве королей, поэтому последний год в школу Вадим ходит через день, и то лишь для того, чтобы «отметиться». Родители подростка первое время не обращали внимания на увлечение сына — радовались, что не бродит вечерами по улицам в компании местных пьяных подростков и даже не курит. Склонность к компьютерным играм поначалу даже поощряли, особенно к стратегическим, считая, что это развивает умственные способности. Проблему обнаружили уже поздно, когда из дома стали исчезать деньги. Сначала это были мелкие суммы, но постепенно подросток увлекся — и траты увеличились. Воспитательная беседа ни к чему ни привела: юный Вадим  с азартом пояснил, что совсем недавно ему потребовалось купить нового персонажа и виртуальную боевую лошадь, что облегчило родительскую копилку почти на тысячу рублей.

Сейчас подростка водят на занятия к психотерапевту, избавляя от зависимости, из дома убрали ноутбук. Но совсем недавно юный игроман написал на своей страничке в социальной сети, что баталии в виртуальном мире продолжаются, только уже с компьютеров ближайших друзей.

Заблудившиеся в «виртуале»

Как говорят саратовские психиатры, интернет-зависимость в последнее время идет рука об руку с игроманией. Причем это только на первый взгляд кажется, что проблему легко решить, на самом деле для детей и подростков, чья личность только формируется, уход от реальности в игровой мир может оказаться очень опасным. Врачи привели случай с тринадцатилетней игроманкой из Энгельса, которая дошла до того, что продавала школьные учебники, чтобы приобрести бонусы для игры. Родители девочки рассказывали, что в месяц на ролевые онлайн-игры юная игроманка тратила по 500-1000 рублей, которые просила у родственников и знакомых. Впрочем, этот случай довольно редкий, так как на 10 мальчиков, страдающих компьютерной и интернет-зависимостью, по статистике приходится лишь одна девочка.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Юлия Барыльник, доктор медицинских наук, профессор, главный детский психиатр и нарколог Саратовской области:

— Проблема заключается в том, что многие родители не понимают — игромания является такой же зависимостью, как и зависимость от наркотиков или алкоголя. И требует лечения. Игра дает ребенку те эмоции, которые не всегда может дать жизнь. Он испытывает широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: увлеченность, восторг, гнев, радость, досаду и все это не вставая с места. Мышка — аналог волшебной палочки: можно за несколько минут заново прожить неудавшийся кусок жизни, переделать его или вообще начать игру новым персонажем, в другом мире, чего в реальности сделать, конечно же, невозможно. В результате разрыв между игровыми фантазиями и реальностью может привести к серьезным проблемам: частым сменам настроения, раздражительности, невозможности сосредоточиться, склонности к депрессии.

Юлия Барыльник считает: не надо бояться вести ребенка к психиатру, ведь сегодня можно пройти анонимное лечение, причем амбулаторно.

— Не стоит дожидаться, пока из дома начнут пропадать деньги, а у ребенка разовьется стойкая зависимость, лучше предупредить проблему заранее, — говорит Юлия Борисовна.

По мнению другого психиатра, Александра Паращенко, вовсе не удивительно, что интернет-игры сегодня превратились в аналог «одноруких бандитов».

— Дети — это пластилин, из которого можно вылепить что угодно, и заработать на них деньги совсем не сложно, — считает главный врач областной психиатрической больницы. — Ребенку дают возможность поиграть бесплатно, но за дополнительные деньги предоставляют еще массу услуг, которые сделают игру насыщеннее и интереснее. Уловка срабатывает, и юный игроман оказывается «на крючке».

 К слову, исследований по игромании, и тем более подростковой, в нашей стране практически не проводят. Есть только данные социологических исследований, согласно которым 9% школьников имеют признаки зависимости от компьютера и интернета. В реальности, как говорят психиатры, это число гораздо больше. Что интересно, последнее исследование, проведенное канадскими психиатрами, показало, что люди, страдающие игровой зависимостью, легче идут на самоубийство, более того, психические расстройства фиксируются у них чаще, чем у обычных людей. Может быть, в этом причина участившихся подростковых суицидов?

По мнению психолога Сергея Саратовского, чаще всего игровой зависимости подвержены ребятишки из созависимых семей, а также дети, чьи родители не умеют и не желают выстраивать межличностные отношения в семье либо к воспитанию ребенка относятся с изрядной долей равнодушия. В результате подросток бежит в придуманный мир, где ему комфортнее и удобнее, нежели в повседневной реальности.

Наиграться до смерти

Но интернет-зависимость опасна не только финансовыми потерями. Большинство компьютерных и тем более онлайн-игр построено на агрессии и жестокости. И именно ролевые игры — «от первого лица» наиболее опасны для психического здоровья несовершеннолетних.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей Саратовский, психолог, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания:

— Ролевые игры опасны тем, что ребенок вживается в роль своего компьютерного героя и спустя сравнительно короткое время начинает почти полностью себя с ним идентифицировать. Если подросток играет в стратегические игры, подразумевающие развитие логики и организаторских качеств, в этом нет ничего плохого. Но если игра наполнена агрессией и отрицательными персонажами, которых нужно уничтожать, то нет ничего удивительного в том, что позднее поведение игрока становится отклоняющимся от общепринятых социальных норм или попросту преступным. Отсюда берут свои истоки разбойные нападения, изнасилования, хладнокровные убийства.

Как объясняют психологи, во многих играх дойти до финала можно только после уничтожения всех врагов. Но даже убивая отрицательных героев (монстров, бандитов, террористов), ребенок тем не менее проявляет агрессию. Кроме того, врага нужно не просто обезвредить, а именно убить, за что в некоторых онлайн-играх начисляются дополнительные очки. В голове подростка прочно закрепляется мысль: убил плохого — получил вознаграждение. Вот только в реальной жизни «отрицательным персонажем» может стать любой, даже близкий родственник.

За последний год криминальные хроники едва ли не каждого второго региона пополнились сообщениями о том, как юные геймеры убивают своих родных только за то, что те лишили их компьютера или помешали игре.

В Волгограде 16-летний подросток зарубил топором мать за то, что она отказалась чинить сломавшийся компьютер и предложила сыну «отдохнуть от игр». В Краснодарском крае суд приговорил к восьми годам заключения 15-летнего школьника, убившего кувалдой отца, запретившего ему играть в любимую компьютерную игру. Причем на допросе игроман сообщил, что планировал сначала убить мать, поскольку боялся, что с отцом не справится, и совершенно не испытывал вины за содеянное. А не так давно похожая трагедия случилась в Санкт-Петербурге: мать сделала замечание подростку, что он слишком долго играет в компьютерные игры, и в результате выключила компьютер. Но юный геймер все-таки решил закончить свои виртуальные похождения: нанес матери несколько ударов ножом, после чего включил компьютер и продолжил игру. Впрочем, бывают и другие случаи. На днях в Ершове мать убила 14-летнего сына за то, что он потребовал оплатить услуги интернет-провайдера, а у нее не было финансовой возможности.

Удивительно, несмотря на то, что число подобных жестоких преступлений год от года увеличивается, государственные чиновники даже не задумываются о том, чтобы взять под контроль в Рунете те же самые ролевые онлайн-игры. При этом разрабатывают совершенно недееспособные законы, как, к примеру, федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Общественность уже подняла на смех маркировку телевизионных и радиопередач знаками «0+» «6+», «12+», «16+», «18+», обозначающими возраст, с которого дети могут смотреть или слушать информационную продукцию. А также обсудила мультфильмы «Ну, погоди» и «Каникулы в Простоквашино», которые могут попасть под запрет для показа во время дневного телеэфира, поскольку первый пропагандирует курение, а второй подрывает семейные ценности, показывая уход ребенка из дома вместе с домашними животными. Впрочем, если внимательно прочитать наспех скроенный документ, можно обнаружить, что под запрет могут попасть не только мультфильмы, но и большинство художественных фильмов, в том числе классика. Но чиновники почему-то в упор не видят опасности, исходящей из интернета, где насилия и жестокости в сотни раз больше, чем в невинных телепередачах и мультфильмах. Видимо, для решения реальной проблемы требуется гораздо больше сил, времени и средств, чем для составления абсурдного закона.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий