Главная / Издания / Препаратные игры

Препаратные игры

Препаратные игры
27 сентября 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№40 (787) 26.09-3.10.2012

Борьба с аптечными настойками оставит без успокоительных тысячи саратовцев

Борьба с алкоголизмом все больше превращается в фарс. Сначала чиновники предлагали запретить к свободной продаже одеколон, затем волна перекинулась на «Трояр» и прочие жидкости, содержащие технический спирт, на очереди — аптечные настойки.

Не исключено, что совсем скоро саратовцы останутся без привычных растительных успокоительных: валерианы, пустырника, пиона, только потому, что настойки этих лечебных средств содержат спирт.

По двадцать капель

Аптечные настойки, упакованные в тару объемом 25 мл и больше, должны продаваться по рецепту, так указано в новом антиалкогольном законопроекте, который направлен в Правительство РФ, Совет Федерации и Минздрав. Разработчики уверены, что настойки женьшеня, боярышника, перца используются не по назначению и их свободная продажа только усугубляет алкоголизацию населения. Новаторов не смущает тот факт, что активные меры борьбы с настойками боярышника и дуба, разлитыми во флаконы по 100 мл, окончилась ничем: из аптек подкрашенный спирт перебрался в минимаркеты и магазины бытовой химии, где свободно продается прямо на кассе по цене 30 рублей за пузырек.

Напомним, что два года назад депутаты Госдумы уже пытались вычеркнуть из списка лекарств многочисленные настойки и прописать для них спиртовой акциз. В результате чего «напитки» подорожали бы минимум в два раза. Но все осталось на своих местах. Поэтому не исключено, что новая инициатива — просто очередной способ показать федеральным властям, что тема борьбы с «зеленым змием» не забыта, и после первого рассмотрения в Госдуме законопроект будет благополучно положен в стол. Правда, опыт нескольких российских регионов, которые, не дожидаясь указания сверху, уже начали борьбу с аптечным алкоголизмом, заставляет задуматься об иных причинах борьбы с суррогатами.

К примеру, в Кировской области спиртовые настойки больше не продаются в крупных сетевых аптеках. Такая же ситуация сложилась в Ульяновской области: государственные аптеки перестали продавать спиртовые настойки, правда, только те, которые имеют объем 50 мл. Новосибирская область подошла к решению аптечного алкоголизма креативно: половина аптек выдают спиртовые настойки не более 2 штук в одни руки. В Челябинской области с нового года также планируется ограничение продажи спиртовых настоек по аналогии с легальными наркотиками (обезболивающими препаратами, содержащими кодеин). Местные наркологи утверждают, что недоступность наркотика дезоморфин, который производился на основе кодеинсодержащих препаратов, привела к увеличению числа потребителей спиртовых настоек. Правда, не объясняют, как это могло получиться: давно известно, что наркоманы и тем более сидящие на «крокодиле» не заменят зависимость от тяжелого наркотика банальным спиртом.

Сторонники запрета аптечного пойла утверждают: по данным фармацевтического рынка с 2002 г. и по настоящий день спиртосодержащие настойки являются лидерами по объемам аптечных продаж. Но фармацевты смеются, услышав эту версию.

— Доля продаж спиртовых настоек в общем объеме продаж мизерна и с финансовой точки зрения не несет никакой прибыли, — высказывает свое мнение Игорь Михайлов, председатель гильдии фармацевтов при ТПП Саратовской области. — Сами понимаете, аптеке выгоднее продать одно лекарство за тысячу рублей, чем двадцать пузырьков восьмирублевых настоек.

Настойку — на стойку!

Есть мнение, что аптечные заменители водки очень опасны. К примеру, полынь обладает нейротоксическим действием, то есть поражает нервную систему. Женьшень, если пить настойку на его основе стаканами, вызовет диарею, головные боли и кровотечения, а передозировка пустырником и валерианой может вызвать болезни печени. Но саратовские наркологи особой опасности от передозировки трав не видят.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Олег СМИРНОВ, главный врач Саратовского психоневрологического диспансера:

— В отношении злоупотребления аптечными настойками могу сказать только одно: ими трудно отравиться. Травы не несут серьезной опасности для здоровья, если только выпить их литр. Но в этом случае непонятно, отчего пострадает организм: от большой дозы спирта или от травы. Подобные запреты на аптечные настойки считаю бессмысленными. Хорошо, уберем мы из свободной продажи спиртовые настойки, уберем водку, сделаем так, чтобы она продавалась два часа в день и выдавалась по одной бутылке в руки, запретим отпуск парфюмерии, которая также содержит спирт, — дальше-то что? Алкоголики все равно найдут спирт, потому что проблема алкоголизации не в водке, не в настойках и не в жидкостях для розжига костров. Проблема в том, что у нас пьющий человек не несет никакой ответственности за употребление алкоголя. Все виновны: продавцы, врачи, изготовители, только не сам алкоголик. Считается, что он больной человек и его нужно лечить, хотя правильнее было бы отправить его строить дороги или заниматься другой общественно полезной деятельностью.

А вот пользу аптечных настоек, особенно тех, что обладают успокоительным действием, Олег Смирнов подчеркивает.

— Как правило, подобные настойки употребляют в экстренных случаях: стресс на работе, острый конфликт с домашними или, скажем, пожилой человек не может уснуть и капает 20-30 капель валерьяны, — говорит Олег Георгиевич. — Это норма, таким образом он адаптирует себя  к ситуации или собственной личности, причем делает это при помощи травяных, а не химических успокоительных.

Действительно, в инструкции к тому же пустырнику указано: «сердечно-сосудистые неврозы, повышенная нервная возбудимость». Пустырник обладает хорошим седативным действием. Настойка пиона показана при бессоннице невротического характера, повышенной возбудимости, некоторых видах неврозов и даже при комплексном лечении алкоголизма. А женьшень используется при переутомлении, слабости, неврастении.

Впрочем, мнения врачей по поводу пользы настоек расходятся. Некоторые считают, что с точки зрения медицины «аптечные спирты» никакой ценности не представляют и такая форма лекарственного средства давно и безнадежно устарела.

— Конечно, травяные настойки привычны, комфортны, но во всем мире принято использовать препараты в таблетированной форме или, если в жидкой, то без спирта, — рассказывает Евгения Верижникова, клинический фармаколог, доктор медицинских наук, профессор. — Спиртовые настойки — устаревшая форма лекарственного препарата, и если они вдруг исчезнут с аптечных прилавков, думаю, ничего страшного не произойдет. Та же валериана продается в таблетках, как и пустырник, есть новые препараты, куда входят несколько трав. Другое дело, что настойки дешевы и поэтому доступны большинству населения, современные препараты стоят дороже.

Несколько иное мнение у профессора Галины Шеметовой.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Галина Шеметова, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой поликлинической терапии СГМУ:

— Подобные лекарственные препараты имеют право на существование, поскольку давно и успешно применяются в комплексной терапии различных заболеваний. С другой стороны, безопаснее употреблять травы в таблетированной форме, ведь если часто и длительно применять настойки, это может привести к привыканию и формированию зависимости. Но тем не менее перевод настоек на рецептурный отпуск не выход, и идти по такому пути, как мне кажется, не следует. Поскольку запрет на свободную продажу аптечных настоек ударит не столько по алкоголикам, сколько по пожилым пациентам, страдающим неврозами, бессонницей, которые и являются основными потребителями привычных и недорогих спиртовых настоек.

Галина Николаевна привела пример с запретом на кодеинсодержащие препараты.

— Я на себе испытала все «прелести» этого нововведения, поскольку теперь не могу приобрести обычный седалгин, нужно идти за рецептом, — сетует профессор. — Люди, страдающие головными болями, мигренями, оказались заложниками ситуации: на дорогие лекарства денег нет, а дешевые и привычные, которые помогали, стали отпускать строго по рецепту. Разве это дело?

В неформальных беседах многие саратовские врачи высказывают свою точку зрения на подобные инициативы, предполагая, что, убирая дешевые препараты, фармацевтическое лобби пропихивает в аптечные сети дорогие лекарства. Взять тот же персен, который рекламируется как современное успокоительное. Состав этого «чудо-лекарства» дешевый и простой: валериана, мята и мелисса, соответственно, и цена должна быть низкой — максимум 20 рублей. Но в реальности препарат стоит ровно в десять раз дороже: за 20 таблеток — 200 рублей. Кроме того, медики вспоминают популярный и проверенный годами димедрол, который когда-то так же был переведен на рецептурный отпуск якобы из-за популярности у наркоманов. Препарат обладал отличным антигистаминным действием и, что немаловажно, стоил копейки, в отличие от того же супрастина, цена которого опять же в десять раз выше. Как говорится, есть повод для размышления.

Дешево и сердито

Большинство аптечных настоек в пузырьках по 25 мл содержит в составе 70% этиловый спирт. Исключение — настойка пиона на 40% этаноле и настойка лимонника, содержащая 95% спирт. Путем несложных вычислений можно просчитать, что для того, чтобы получить пол-литра спиртового напитка, потребуется 10-11 пузырьков настойки, стоимость которых колеблется от 8 до 12 рублей. Цена алкогольного зелья в этом случае будет составлять 80-90 рублей, бутылку же самой дешевой водки сегодня можно купить за 130-140 рублей, а через год стоимость беленькой поднимется еще выше — до 180-200 рублей за 0,5 литра. Как говорится, выгода налицо. Так не в этом ли кроется истинная причина борьбы с аптечным алкоголизмом? Производителям алкоголя не нужна аптечная конкуренция, их цель — увеличить число потребителей выпускаемого продукта, так как за последние три года, согласно данным социологических опросов, потребление водки в стране снизилось.

Но маргиналы, перешедшие на аптечные спирты, вряд ли станут полноценными потребителям беленькой, даже если все настойки и спиртосодержащие препараты, такие как корвалол (кстати, в его составе 95% этиловый спирт), перевести на рецептурный отпуск. Скорее снова возьмутся за стеклоочистители и жидкости для чистки ванн. И смертность от алкогольных суррогатов снова возрастет в разы, как уже было в 2005-2006 годах.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий