Главная / Издания / С симпатией к ростовщикам

С симпатией к ростовщикам

С симпатией  к ростовщикам
27 сентября 2012

Анастасия Лухминская

МК в Саратове

№40 (787) 26.09-3.10.2012

«Саратовские страдания» отличились Мухой с Джокондой

Как это не будет «Страданий?» — информацию о том, что фестиваль кинодокументалистики может не состояться, его почитатели отказывались воспринимать всерьез. И напрасно: несколько месяцев судьба главного нашего кинособытия года висела на волоске…

Скромно, зато про кино

Девятый международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» окончен, пора делать выводы. Нынешний фест прошел аскетично. Мы помним, что на открытии прошлогоднего, восьмого «Страдальческого» пел и приплясывал его президент Олег Табаков, через несколько дней в забитом до отказа большом зале Театра драмы провел творческий вечер поэт Дмитрий Быков, а на закрытии в зале «Пионера» читали чужие стихи кинозвезды советского времени Александр Михайлов и Ирина Муравьёва. Не удивительно, что зрители испытали разочарование, когда на открытие девятых «Страданий» вместо Табакова приехала запись его обращения, и на закрытии показали ее же, из-за чего фестиваль выглядел сироткой при живом президенте. Очень жаль, что Олег Павлович не записал хотя бы два видеописьма — для открытия и закрытия. С помещениями также в этом году было не слишком благополучно. Большая часть мероприятий проходила в маленьком зале Дома кино, где не только чувствуется дух времени, но и видны следы его всеразушающего воздействия.

Так случилось, что деньги от учредителя и основного спонсора, министерства культуры, пришли в последний момент. Программу шили в сжатые сроки, на живую нитку. Из крупных фигур нанизать удалось режиссера Вадима Абдрашитова и кинокомпозитора Максима Дунаевского.  Более узкому кругу зрителей угодили приглашением музыканта Сергея Летова на живую озвучку немого мультфильма «Приключения принца Ахмеда» — парадоксально, но это событие собрало гораздо больше заинтересованных, чем творческий вечер премированного всеми кинолаврами Абдрашитова.

Следующий вывод, сделанный на основе многолетних наблюдений: сама конкурсная программа, ради которой все и затевается, привлекает куда меньше зрителей, чем сопутствующие увеселительные мероприятия.  Какое отношение к документальному кино имеют Дмитрий Быков и Максим Дунаевский? Они его вряд ли даже смотрят. Но именно вынужденная скромность девятых «Страданий» позволила больше внимания уделить тому, ради чего все затевается: документальному кино.

Человек фестиваля —  человек, боящийся окон

Станислав (ударение на И) Муха — немецкий режиссер польского происхождения — представил на конкурс полнометражный документальный фильм «Ростовщики» (более точно название переводится с немецкого как «Сотрудники ломбарда»). Лента получила второстепенный приз — не исключено, что сказалось разочарование: тематика картины обещала совлечение покровов с внешне благополучной европейской жизни и демонстрацию неприглядной изнанки. Однако, как свидетельствовал фильм, большинство немцев использует ломбард не для того, чтобы сбыть краденое, уколоться и забыться, а в качестве источника краткосрочного бизнес-кредита. И даже единственный похожий на уголовника парень, расстроенный тем, что у него не приняли фальшивые украшения, передавал сотрудникам приветы и желал им хорошего дня. Фильм снят на 250 тысяч евро из бюджета Германии; Муха — свободный художник и сотрудничает с разными телеканалами, как государственными, так и частными. А еще он типичный фестивальный человек, у которого очень приятно брать интервью. Вначале он отвечал на вопросы на русском языке, который изучил в краковской школе; вторую половину беседы корреспонденту с режиссером помогала вести руководитель Немецкого центра в Саратове Ирина Николаева, за что ей огромное спасибо.

— Вы сами пользовались услугами ломбарда?

— Да, это случилось после съемок документального фильма о графе Дракуле, который я снимал в Румынии. Кстати, это был первый в мире документальный фильм о Дракуле. Так вот, во время съемок мой продюсер сказал, что у него нет денег на оплату расходов. В тот момент я уже был дома, в Берлине, и мне пришлось заложить свои золотые часы, чтобы внести арендную плату за квартиру. И там, в ломбарде, я случайно столкнулся со своей квартирной хозяйкой. Была очень неловкая сцена, но, к  счастью, она подумала, что в ломбарде я присматриваю материал для нового документального фильма. Так и пришлось снимать «Ростовщиков». Конечно, это шутка! Отчасти…

— Что скажете о реакции российского зрителя на ленту?

— В Германии и в России реакция была абсолютно одинаковой: смеялись на тех же самых эпизодах. Что касается семьи ломбардщиков-оружейников, папа, мама и сын могут показаться пугающими, но на самом деле они просто очень ограниченные. Но и в них есть что-то обаятельное. Я симпатизирую своим персонажам.

— Вы старались отбирать для фильма самых колоритных персонажей из тех, которых наблюдали?

— Нет, могу сказать точно: это самые типичные немцы, которые ходят по улицам. Я не пытался выбрать кого-то почуднее. Они именно так одеваются, именно так себя ведут. Но я нарочно не следил за ними. Обычно, снимая документальные фильмы о ломбардах, режиссеры показывают, что человек делает после того, как получил деньги, — колется или напивается. Я показывал своих героев только в окне ломбарда и не шел за ними дальше.

— Будущее вызывает у вас опасения?

— У меня нет акций, нет сбережений, потому нет и страхов. Единственное, что в современном обществе у меня вызывает тревогу, — то, что я показал в своем фильме. Окошечки. Почти все люди в мире смотрят на мир через маленькое окошечко, каждый через свое. Старшее поколение смотрит в окошечко телевизора, молодежь — в окошечко компьютера, и никто не может посмотреть, что справа, что слева, не могут оглянуться. Это не то чтобы пугает, но тревожит.

О своих творческих планах Станислав внезапно рассказал сам, без оскоминного вопроса.

— Следующий фильм я хочу снять о людях, которые живут вокруг Черного моря: русских, украинцах, румынах, болгарах, турках. Все они разные или у всех у них больше общего? Вот и узнаю.

Фильм фестиваля — негуманоидная Мона Лиза

Главную награду девятых «Страданий» получила лента «Твоя навсегда» (Финляндия, 2011 г.), сценарий и режиссура Миа Хальме, но здесь речь пойдет не о победителях.

Несмотря на то, что география «Страданий» расширяется, у жюри появляется возможность проводить строгий предварительный отбор, круг тем большинства лент удивительно стабилен. Это либо судьба «альтернативно успешных» людей, представленная в формате репортажа «со дна жизни», либо история больных и их болезней, либо повествование о страдающих детях. Некоторым все три темы удается совместить. В любом случае, без раскрытия какой-либо из них не обходился еще ни один фестиваль.

Глаз выхватывает в первую очередь то, что в корне отличается. Самым «не таким, как все» фильмом стала «Встреча с Джокондой» (1974 г.) покойных Владислава Микоши и Джеммы Фирсовой. Идеальная документалистика. Фильм по-советски стерилен: речь не о бесплодии, а об отсутствии грязи. Лица советских трудящихся, которые при­шли впервые в жизни посмотреть на «Мону Лизу» вблизи, на выставку в павильон ВДНХ, по-особенному освещены и сами кажутся произведениями живописи. Филигранный монтаж дополняет очень точно подобранная музыка. Но главное — те смыслы, зачастую противоположные, которые появляются в воображении зрителя.

Вот великая картина и вот люди, которые, несмотря на дождь, пришли встретиться с ней. Живые смотрят на картину и не замечают, что сами они так же красивы. Они должны посмотреть друг на друга и замереть в таком же восхищении, но этого не происходит. Художники эпохи Возрождения открыли красоту человеческого лица и тела, но так и не научили видеть эту красоту всегда, в каждом. А жаль.

Другая мысль, которая посещает к концу просмотра, — о нечеловеческой, прямо-таки негуманоидной природе Джоконды. Многократно перемежая портреты зрителей и крупный план картины, оператор словно заставляет снова и снова сравнивать. Все зрители имеют яркую индивидуальность, но они похожи друг на друга, тогда как у Джоконды принципиально другое строение лица, кажется, по-другому расположены кости и мышцы под кожей: эти руки без костяшек пальцев, эта улыбка, которую никаким мускульным усилием невозможно повторить. Мона Лиза похожа на человека, но это только иллюзия. Некоторым в ее взгляде видится чувство собственного превосходства, другим кажется, что она не видит никого — природа не позволяет.

Ради таких встреч, наверное, люди и ходят на фестивали. Хотя десятиминутный ролик «Встреча с Джокондой» давным-давно висит на ютубе, как его там найдут, без ведущего и организаторов? Вот и повод подумать в ожидании следующих «Страданий», а также посмотреть, как рекомендует Станислав Муха, что находится справа и слева от окошечка киноэкрана.

Анастасия Лухминская

Оставить комментарий