Главная / Издания / Под горящий занавес

Под горящий занавес

Под горящий занавес
10 октября 2012

biver64

МК в Саратове

№42 (791) 10-17.10.2012

Репертуар ТЮЗа не обрушился вместе с его зданием

После пожара, спалившего Саратовский театр юного зрителя, не завершена пока ни одна экспертиза, которая могла бы подсказать, что произошло с ТЮЗом и что с ним будет дальше.

Причины пожара не выяснены, состоянию развалин здания оценки нет. Вместо Валерия Райкова на время всех необходимых проверок обязанности директора исполняет его зам. Первым спектаклем после бедствия саратовцы увидят «Старосветскую любовь».

Хроника бархатного пожара

Вечером 2 октября в старом здании ТЮЗа начался благотворительный спектакль «Мальчики» по пьесе Виктора Розова, в зале сидели 450 зрителей, в том числе дети-инвалиды. Теперь появилось много версий, кто первым почуял неладное. Одни говорят, всех оповестил осветитель. Другие вспоминают, что зрители почувствовали запах дыма и стали самостоятельно, организованно и без паники покидать помещение. Третьи уверены: это сотрудники театра увидели, как сработала пожарная сигнализация, открыли настежь двери из большого зрительного зала и стали выводить людей (кого-то из мужественного персонала впоследствии вычислили и наградили). Четвертые дополняют, что завершали эвакуацию пожарные: выносили «колясочников», вытаскивали за руку замешкавшихся тюзовцев. Но заканчивают рассказ все одинаково: «Слава богу, никто не пострадал».

Известно, что огонь распространялся с чердака. Это позволило быстро и безопасно эвакуировать зрителей из переполненного зала. Пожарные успели все: и постоять в пробке, и оттащить долой с пути следования автолестницы глухо тонированную иномарку, и локализовать пожар в течение часа. Местные жители наблюдали из окон, как поливают черную дымящуюся кровлю. Все вздохнули с облегчением: кажется, дом удалось спасти — и тут крыша заполыхала от края до края. С этим пламенем вода справиться не смогла, и вскоре кровля вместе с чердаком обрушилась в зрительный зал. Над проспектом Кирова полетели искры, жители стали покидать близко расположенные дома — выносили вещи, домашних животных. К утру от театра остался один фасад. Разоренные и затопленные помещения первого этажа, скорее всего, восстановлению не подлежат.

«Дом, как видите, сгорел, но зато весь город цел», — подводили итоги утром следующего дня. Не пострадал соседний памятник архитектуры: Дом книги, на который искры летели снопами. Вскрытые полы и стены не в счет. Не пострадал ни один человек, ни одна квартира. Бархатный пожар. Всегда бы так.

История болезни

Некоторые заболевания протекают необычно: с длительным инкубационным и бессимптомным периодом, затем — короткая лихорадка и летальный исход. Так бывает, например, при легочной форме чумы.

Угроза жизни старого ТЮЗа стала проявляться с того момента, когда ввели в эксплуатацию здание нового. У зампреда правительства Андрея Россошанского возникла масса идей, как можно использовать старое театральное здание: отдать филармонии, подарить Энгельсскому (!) театру оперетты. Андрей Владимирович предлагал также создать специально для приятного во всех отношениях здания специальную организацию — Дом наций или Дом молодежи. Никто, включая Россошанского, не мог объяснить, чем эти заведения могли бы заниматься.

Руководство ТЮЗа пыталось объяснить, что ввод нового здания — не повод отнимать старое. Спектакли по-прежнему собирали полные залы. То недолгое время, пока старый и новый корпуса работали одновременно, у каждого ребенка из Саратова была возможность раз в год попасть на тюзовский спектакль (при работе одного здания такая возможность появляется раз в 3,5 года).

ТЮЗ сожгли дети?

Рабочая версия произошедшего — «неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц, проникших в чердачные помещения здания». Как объяснил журналистам на утренней пресс-конференции врио начальника ГУ МЧС Михаил Лихачёв, «мальчишки по чердакам прыгали». Противопожарная система, покрывающая все помещения ТЮЗа, отсутствует только в одной его части — на чердаке. Отсутствует она там по единственной причине: вход под крышу строго запрещен, а если людей там нет, то и пожара не будет. Так целое здание оказалось беззащитным перед неизвестными «мальчишками», которые каким-то образом «просочились». Губернатор Валерий Радаев при личном посещении объекта попросил Лихачёва быть серьезнее и больше не оперировать терминами «мальчишки прыгали». В федеральном центре уже подошли к делу серьезно и решили в контексте произошедшего принять закон против паркура и руфинга. И виноватые есть, и меры приняты.

Версию поджога официально отрицают все. Особенно старается министр культуры области Светлана Краснощёкова.

Светлана Владимировна на собственном опыте знает, каково это — быть директором сгоревшего учреждения культуры. Когда-то, к слову, и она была отстранена от директорства на время расследования причин пожара в филармонии в 2006 г., однако позднее не только вернулась на свой пост, но и продвинулась по карьерной лестнице. Сейчас она — одна из главных противниц версии поджога. Более того, она прямо заявляет: все, кто разделяют версию поджога в ТЮЗе, — «глубоко сумасшедшие люди». Может быть, все, кому события последних месяцев и совпадения кажутся странными, действительно не в себе. Почему бы не сходить с ума в городе, где в руинах лежат уже два важнейших объекта искусства и культуры — филармония и театр.

Вопрос на 400 миллионов

Будет ли восстановлен старый ТЮЗ? Окончательное решение еще не принято. Эмоционально все, кого ни спроси, за восстановление театра в старых стенах, за воссоздание памятника архитектуры 1910 г. постройки. На следующее утро после пожара была озвучена и приблизительная сумма, которая потребуется театру: от 350 до 400 миллионов российских рублей. Большое беспокойство проявляет филармония, которая шесть лет мыкается по чужим площадкам, уникальный оркестр которой разрушается на глазах из-за невозможности регулярно репетировать в собственном помещении. Худрук Анатолий Катц разводит руками: восстановление ТЮЗа — это прекрасно, но чем хуже филармония?

Однако театр — это не только стены, это, в первую очередь, труппа и репертуар. Благодаря самоотверженности пожарных удалось спасти практически все декорации, которые лежали за пылающей сценой. И декорации, и спасенные костюмы в страшном состоянии, их необходимо отмывать и реставрировать, но это реальнее, чем начинать все с нуля. Главная сцена старого ТЮЗа была меньше, чем сцена в новом дворце из стекла и бетона, это также создает определенные проблемы. Сейчас актеры и служащие театра в срочном порядке собирают средства на восстановление реквизита, декораций и костюмов. Тем не менее уже в ближайшую пятницу будет дана «Старосветская любовь».

Оставить комментарий