Главная / Издания / Нетрудовой подход

Нетрудовой подход

Нетрудовой подход
17 октября 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№43 (792) 17-24.10.2012

Малоимущим саратовцам дадут по 100 тысяч рублей?

Российское правительство вспомнило о малоимущих гражданах. Чиновники с удивлением отметили, что им, оказывается, не хватает денег на лечение, оплату коммунальных услуг, не говоря уж о ремонте жилья или развитии приусадебного хозяйства. И пообещали новый вид госпомощи — социальный контракт, согласно которому гражданам будет выдаваться пособие в размере от 30 до 100 тыс. руб.

Сторонники нововведения уверены, что такие «подъемные» — хороший шанс решить денежные трудности и даже начать новую жизнь, противники опасаются увеличения числа тунеядцев и нецелевого использования дарованной государством субсидии. В особенностях нововведения разбирался «МК» в Саратове».

Получили? Распишитесь!

О социальном контракте впервые заговорили два года тому назад, после того как Дмитрий Медведев, будучи президентом страны, поручил внедрить систему помощи малоимущим гражданам. Задумка оказалась проста: тем, кто испытывает серьезные денежные затруднения или находится в сложной жизненной ситуации, будут выдавать единовременные денежные пособия. Но не просто так: заключая с государством договор, гражданин обязуется потратить денежные средства по назначению. К примеру, пройти профессиональную переподготовку, найти работу, организовать собственный бизнес или приусадебное хозяйство. В крайнем случае — потратить на лечение или ремонт жилья. Сумма единовременного пособия варьируется от 30 до 100 тыс. руб. При этом введение социального контракта не отменяет существующих сегодня социальных выплат, а является дополнительной мерой стимулирования.

Несколько российских регионов решились на эксперимент и ввели систему социальных контрактов, правда, выделенные малоимущим суммы чаще всего не превышали нижней планки, предложенной Дмитрием Медведевым, а именно 30 тыс. руб., а порой даже оказывались ниже. Назначения субсидии также оказались различными. В Свердловской области деньги выдавались исключительно на развитие личного подсобного хозяйства (покупку домашнего скота, птицы) и для организации индивидуальной предпринимательской деятельности. А малоимущие многодетные семьи, заключив соцконтракт, могли отремонтировать жилье или использовать деньги на покупку школьных учебников. В Белгородской области, которая за два года участия в эксперименте потратила на выплаты по социальному контракту 11 млн руб., также был сделан упор на поддержку сельских жителей, которые получили деньги на развитие приусадебного хозяйства. В Оренбургской области региональный закон о социальном контракте должен заработать с нового года, однако местные власти существенно сузили круг получателей помощи, оставив лишь многодетные малообеспеченные семьи и тех, кто воспитывает усыновленных или опекаемых ребятишек. Да и сумма пособия оказалась мизерной: от 5 до 30 тыс. руб. в год (в среднем, по сообщению местных депутатов, 17,5 тыс. руб.).

Но федеральные законодатели сочли, что эксперимент с социальным контрактом прошел успешно, и предложили внедрить его на территории всей страны. В осеннюю сессию документ прошел первое чтение в Госдуме РФ, и первый зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Галина Карелова анонсировала, что закон может вступить в силу уже в новом году. Как указывают чиновники, новая инициатива направлена на преодоление так называемого социального иждивенчества, поскольку предоставляет малоимущим гражданам возможность с помощью «стартового капитала или профессионального потенциала изменить свое материальное положение в лучшую сторону и занять достойное место в обществе». Однако отношение экспертов к социальному контракту довольно неоднозначное.

Раздача слонов

В Саратовской области 18% жителей имеют доход ниже прожиточного минимума. То есть 456 тысяч человек потенциально имеют право на получение денежного пособия по социальному контракту. Но, как говорят чиновники, упор будет сделан на многодетные семьи, инвалидов и безработных, то есть тех, кому сложнее всего прожить на имеющийся мизерный доход и устроиться на работу. Саратовские общественники уверены: помощь от государства должна быть, но раздавать деньги всем желающим — значит плодить тунеядцев.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ольга Коргунова, председатель правления Саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва»:

— Мы работаем с многодетными семьями, и могу сказать, что среди малоимущих этой категории очень большой процент иждивенцев. Глава такой семьи часто имеет непостоянные заработки, мама либо просто сидит дома, либо тоже подрабатывает время от времени. Люди привыкли к помощи и не торопятся устраиваться на постоянную работу, проходить профессиональную переподготовку. Несомненно, социальный контракт — хорошая идея, но эта программа должна работать адресно и, даже не побоюсь этого слова, на конкурсной основе. Иначе деньги уйдут в никуда. Нужно смотреть, что за семья, есть ли у нее потенциал, план реализации своей дальнейшей жизни, или же они просто плывут по течению и ждут помощи, которая откуда-нибудь, да придет. Прийти в семью, посмотреть, чем и как она живет, поговорить с соседями, чтобы точно знать: деньги пойдут впрок, а не будут прогуляны. Раздача пособий всем подряд больше напоминает отчет для галочки — мол, посмотрите, мы помогаем бедным.

Но нужно признать, что адресная помощь в Саратовской губернии давно не работает. Социальным службам удобнее сидеть по кабинетам и перебирать бумаги, нежели переключиться на работу с людьми и регулярно посещать сложные семьи. Поэтому не исключено, что вместо «преодоления социального иждивенчества» социальный контракт наплодит еще большее количество лентяев, которые привыкли рассчитывать на государственные подачки. Тем более что в законопроекте не прописаны ситуации, при которых человеку может быть предложен социальный контракт: деньги могут быть выданы гражданину, потерявшему работу или оказавшемуся в больнице, семье, у которой имеется задолженность по коммунальным услугам или требуется одеть-обуть ребенка в школу, а денег нет.

Что же касается профессиональной переподготовки, устройства на работу или открытия собственного дела, то здесь пока вопросов возникает больше, чем ответов. Начать с того, что сегодня в Саратовской губернии статус безработных имеют 15 тысяч 512 человек. И «подъемные» эта категория граждан может получить только на открытие собственного дела. Программа самозанятости проста: если безработный мечтает о небольшом бизнесе, то составляет бизнес-план и получает от государства сумму в размере 58 тыс. руб. на реализацию своей идеи, отчитываясь за каждый потраченный рубль. Но если раньше деньги выдавались всем желающим, то сейчас только тем, кто испытывает трудности в поисках работы, а именно инвалидам, одиноким и многодетным семьям, женщинам и молодежи. Возможно, это связано с тем, что финансирование подобных программ с 2012 г. целиком и полностью легло на региональный бюджет.

— Как мне кажется, для полноценной реализации программы по социальным контрактам должна быть создана специальная комиссия, которая будет отбирать действительно нуждающихся граждан и следить за тем, чтобы они проходили курсы повышения квалификации, изучали иностранный язык или получали новую профессию, — считает Алексей Киселёв, председатель комиссии по защите прав и интересов ветеранов, инвалидов Общественной палаты Саратовской области. — Я бы отдал предпочтение молодым трудоспособным людям до 35 лет с высшим образованием.

Жизнь по контракту

Несомненно, социальный контракт даст возможность безработным с предпринимательской жилкой небольшой шанс на воплощение задуманного в жизнь. А вот с поиском работы или профессиональной переподготовки может возникнуть закавыка. Не секрет, что многие граждане, формально не работающие и получающие пособие на бирже труда, в действительности успешно трудятся на «серой» зарплате. По данным независимого института социальной политики, более 60% получателей пособия по безработице не являются бедными и работают, а более 50% бедных в реальности не имеют доступа к социальной помощи. Подписав соцконтракт, «липовые» безработные получат дополнительные 30-100 тыс. руб., поскольку в законопроекте не прописаны меры действенного контроля над тем, как эти деньги будут израсходованы. К слову, то же самое касается и саратовцев, официально получающих минимальную заработную плату, так сказать, фиктивных малоимущих.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Максим Фатеев, кандидат экономических наук, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

— Прежде чем принимать подобные законы, необходимо тщательно проработать механизмы контроля. Поскольку деньги, которые будут выдаваться малоимущим, берутся не из воздуха, это наши с вами деньги. Ведь может как получиться: человеку дали пособие, он устроился на работу, представил отчет об этом, неделю поработал и ушел. Или две семьи в отдаленной сельской глубинке объединили свои пособия и пьют на них целый год, поскольку даже 50 тысяч рублей для сельчанина — огромные деньги. Любой «душевный порыв» государства должен подкрепляться некими контрольными функциями, иначе все теряет смысл. И не важно, кто будет контролировать целевое использование этих средств: социальные службы, участковые или волонтеры, но контроль необходим.

Но опять же: контроль над расходованием средств должны будут осуществлять дополнительно нанятые госслужащие, что обернется для бюджета лишними расходами. Помимо этого, кто-то должен присматривать и за этими служащими, дабы пресечь коррупционную составляющую: ведь 30-100 тыс. руб. хоть и небольшие деньги, но для районных центров весьма солидные.

Интересно, что в законопроекте не прописано, кто должен следить за тем, чтобы деньги не ушли «налево» или не были бездарно прогуляны малообеспеченными гражданами: формы контроля каждый регион будет разрабатывать самостоятельно. Что, впрочем, и не удивительно. Щедрость государства по осчастливливанию бедных граждан объясняется очень просто: никаких денег из федерального бюджета на реализацию программы социальных контрактов не предусмотрено. Пособия будут выплачиваться из средств регионального бюджета, и их размер так же будет зависеть от объема местной казны. Если учесть, что государственный долг Саратовской области составляет 36 млрд руб., можно предположить, что соцконтракты будут заключаться крайне неохотно, а максимальная сумма будет едва ли не ниже, чем в Оренбургской области. В итоге, все будет развиваться по старому сценарию: власть имущие подпишут закон, обяжут регионы участвовать в программе, пообещают солидные выплаты малоимущим и поставят себе жирный плюс за сообразительность. А насколько эффективно программа будет реализовываться — дело десятое.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий