Главная / Издания / Адепты речного флота

Адепты речного флота

Адепты речного флота
23 октября 2012

Татьяна Лисина

Александр Желтиков

МК в Саратове

№44 (793) 24-31.10.2012

«Папанов» закрыл волжскую навигацию

Поздняя осень. Хмурая вечерняя Волга. Раньше, когда пароходы  ходили до самого льда, седоусые капитаны не гнушались, поднимаясь в шинели на ночную вахту в холодную рубку, ступить на капитанский трап в валенках. Человечество любит комфорт. Нынче и рубки теплые, и кондиционеры в каютах осенью автоматически включаются на тепло, да и навигация заканчивается раньше. На юг, как на магнит, один за другим притягиваются остроносые караваны птиц, а навстречу им, на север, идут последние теплоходы, с кормы которых кто-то пытается поймать в объектив вожака. В этом году пассажирскую навигацию на Волге закрывал теплоход «Анатолий Папанов», на борту которого собрались адепты речного флота. Они ждали именно этого рейса: на нем проходила конференция любителей речного флота, на этот раз десятая.

Эти конференции проводятся на борту теплоходов, которые идут весьма нетривиальными маршрутами. Например, приставая только ночью, когда крупные волжские города, до этого уже хорошо знакомые путешественникам, вдруг предстают перед ними в лике ночных фонарей и удачной современной подсветки. Участникам конференций запомнился и другой маршрут, когда теплоход приставал к маленьким городкам, смущенным и радостным от такого неожиданного внимания. Так, с оркестром и администрацией города в полном составе встречала конференцию Сызрань, куда до того не приставали теплоходы. Радостным и уютным предстал Камышин, который не имеет возможности поздороваться с проплывающими всегда мимо него туристами.

В первой плавучей конференции любителей речного флота было всего 30 участников, в этом же году на борту «Папанова» собралось 150 человек, трехпалубный теплоход оказался загруженным полностью.  Маршрут и на этот раз был оригинальным: он включил в себя два больших города, находящихся в устьях разных рек: Волги и Дона, это Ростов-на-Дону и Астрахань, а закончилась конференция в Казани. По волжской традиции, уходя на зимовку в затон, длинными гудками прощался теплоход с маленькими дебаркадерами и большими городами, с пристаней которых долго махали вслед последнему теплоходу в этом году.

Саратов представляли на этой конференции три человека: известный писатель-краевед Владимир Цыбин (автор уникальной книги «Пароход на Волге»), журналист-краевед из Энгельса Светлана Хоружая и автор этих строк.

Здесь уместно заметить, что постоянными участниками всех десяти конференций были только двое: Владимир Цыбин и Станислав Парфёнов, бывший ответственный работник речного флота. В настоящее время Станислав Александрович занят огромной работой — выпуском «Энциклопедии речного транспорта», которая публикуется в нашей стране впервые. Ее первый том вышел в прошлом году, а сейчас уже почти готов второй.

 

* * *
После прошедших в нашей стране реформ Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП) распалось на несколько судоходных компаний. Одну из них создал Александр Соснин, вышедший из семьи работников речного транспорта. Объединить любителей речного флота нашей страны на плавучих конференциях именно его инициатива.

На подобных встречах живо обсуждаются вопросы истории и современные проблемы водного транспорта.

На этот раз Станислав Парфёнов сделал доклад «Суда постройки Сормовского завода». На большом экране, как живые, в своей полной красе появлялись лучшие пассажирские пароходы, шедевры отечественного судостроения. Среди них «Спартак» (который снимался под названием «Ласточка» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс»), «Володарский» (сыграл в другом фильме — «Васса Железнова»)… А потом, к сожалению, докладчик рассказывал о печальной участи этих судов, которые были построены так добротно, что могли бы ходить до нашего времени.

Увы, Сормовский завод нынче пассажирских судов не строит. Заказ их непосилен частным туристическим компаниям. Завод загружен заказами на строительство грузовых судов, которых, видимо, не хватает для вывоза леса и нефти из нашей страны.

Наш земляк Владимир Цыбин в своем докладе «Современное развитие речных круизов» сделал акцент на основных трудностях сегодняшнего дня. Это отсутствие новых судов и перспективы их появления на реках России в обозримом будущем; высокие цены на путевки, из-за которых отдых на борту стал доступен далеко не всем категориям нашего общества, что, в свою очередь, связано с высокими ценами на топливо (трехпалубному теплоходу требуется на горючее 100 тыс. руб. в сутки). Здесь решение проблемы возможно только одно: поиск нового дешевого топлива.

* * *
Пока же свежие идеи появляются только в коммерции. Так, например, Александр Макаров в своем сообщении «Круизы по Верхнему Дону на плотах» рассказал о необычном для наших дней виде отдыха на воде. На маленьких несудоходных реках, желая слиться с природой, компании друзей, арендуя современные надежные плоты, доверяются тихому течению реки и своему умению выудить в ней завтрак, ужин и обед. Наверняка они ощущают себя героями старого доброго фильма «Верные друзья».

Особое внимание участники конференции уделяли немолодой женщине с живыми и светлыми глазами — Валентине Алексеевне Князевой, которая в 1941 г. (в 15 лет) поступила в речное училище. Через год, в 42-м, в 16 лет, она оказывается в команде судна, вывозящего из горящего Сталинграда детей по заминированной Волге. Она осталась верна своей неженской профессии, а ведь женщина-штурман на Волге явление редкое. Флоту она отдала 54 года своей жизни, из которых 26 лет провела в штурманской рубке.

…Мне эта конференция подарила неожиданное открытие даже в своем родном городе. Вместе с ее участниками я впервые побывала в музее, о котором, признаюсь, до этого вообще не знала — в Музее космонавтики имени Г. С. Титова в ПО «Корпус». Горькие вещи узнала я здесь, о которых не говорят в телевизионных новостях. Что затратное участие в Международной космической станции для нашей страны бессмысленно, это не больше, чем звездное шоу. Что в нашем отсеке МКС постоянно бывают американцы, а мы в их отсек не можем зайти в гости уже несколько лет.

 

* * *

Плавучие конференции позволяют не только насладиться обществом единомышленников, но и путешествовать во времени. Удивляться высоким многоэтажкам, внезапно возникшим за речным вокзалом Волгограда. Необычной идее астраханцев: поставить оперу «Борис Годунов» под открытым небом, на территории Кремля, где на лобном месте вдруг возник как декорация белый огромный Царь-Колокол. И тут же перенестись в прошлый век, где по-прежнему стоят старые дебаркадеры, на другой берег перевозят вас маленькие паромы (почти как в фильме «Родная кровь»), где, уткнувшись в песок, греются в лучах осеннего солнца утлые лодчонки. Но пустая  площадь за дебаркадером мгновенно превращается в шумный базар с бойкой торговлей арбузами и копченой рыбой, когда сюда заходит долгожданный теплоход.

Татьяна Лисина

Оставить комментарий