Главная / Издания / Непопулярные меры

Непопулярные меры

Непопулярные меры
01 ноября 2012

Андрей Мельников

Аргументы недели. Поволжье

ноябрь 2012

Под мостом Саратов — Энгельс, который закроют, проплывают миллионы музейных рублей

Началось все в прошлую пятницу, когда в областном правительстве состоялись публичные слушания по проекту бюджета региона на следующий год. Было сказано много горькой правды, в частности, зампред Павел Большеданов заявил, что области сейчас нет резона форсировать события в деле погашения огромного государственного долга, поскольку это может сказаться на социальных выплатах. Сейчас основная задача — изменить соотношение банковских и бюджетных кредитов. Сегодня это соотношение составляет 75 на 25 в пользу коммерческих займов. Хорошо бы, дескать, в следующем году выйти на «фифти-фифти».

На слушания пускают не только чиновников. Этим воспользовалась общественница Ольга Пицунова, которая сказала, что не поняла, куда подевались 37 миллионов руб­лей на программу экологического оздоровления региона. За выделение средств еще при Ипатове голосовали депутаты облдумы. Но когда народные избранники стали чиновниками, деньги с программы сняли. Большеданов заметил, что экологическое оздоровление осуществляется по разным программам. Однако это не помешало Пицуновой обозвать сложившуюся ситуацию позором. Ну а как еще назвать положение дел, при котором по статье расходов «Экология» на каждого жителя губернии тратится лишь 20 копеек в год?

В понедельник бюджет мусолили на заседании правительства. И, наверное, впервые со времен Дмитрия Аяцкова на Московской, 72, по поводу главного финансового документа заспорили министры. Глава минпрома Сергей Лисовский, говоря о бюджете-2013, выразил надежду, что это будет последний раз, когда мы гордимся его (бюджета) социальной направленностью. Что пора уже вкладывать средства в развитие экономического потенциала губернии. Следом выступал министр здравоохранения Алексей Данилов, который не согласился с коллегой. Данилов верит, что бюджет области и в последующие годы будет социально направленным, потому что (доставайте платок для утирания слез) «главный наш капитал — это люди».

Крупным финансистом показал себя спикер Обществен­ной палаты области Александр Ландо, который обвинил экономический блок в бездействии. Например, в отношении борьбы с зарплатами в конвертах. Министр экономразвития и торговли Владимир Пожаров признал, что по серым схемам проходит примерно 10 миллиардов рублей, но их нельзя закладывать в бюджет. Тут, мол, надо смотреть.

Надо отдать должное По­жарову. С его приходом в правительство области жизнь чиновников изменилась, а в их лексиконе появились новые слова. Например, министр предполагает «существенное улучшение бизнес-среды, при котором одним из основных драйверов роста станут инвестиции».

Ландо стал настаивать на выпуске гособлигаций — пути, по которому пошли Кострома и Мордовия. «Ведь они там не глупее нас». Однако губернатор Валерий Радаев сказал, что названные регионы — супербанкроты, и попросил не толкать Саратовщину на подобные непопулярные меры. Тем более что такой вариант у нас все равно невозможен. Что до бюджета 2013 года, то, по мнению Радаева, уже сегодня не просматривается первый квартал, а это шесть миллиардов, которые тоже надо где-то взять.

…До следующих выборов четыре года, в бюджете денег не хватает (это наше перманентное состояние), поэтому Владимир Пожаров инициировал двукратное увеличение ставки транспортного налога. Повышение предполагается ввести для легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил. По мнению чиновника, с каждой лошадиной силы автовладелец должен платить не 7 рублей, а 14. Пожаров утверждает, что существующая ставка транспортного налога в регионе не повышалась 7 лет и является самой низкой в Приволжском федеральном округе. И, дескать, не переломятся саратовские водители, если заплатят вдвое больше. Ведь повышение составит примерно стоимость бака бензина. (Для примера, сегодня владелец «шестерки» платит транспортный налог в размере 500 рублей, а будет платить тысячу.)

Чиновник прав — ставка не повышалась довольно долго. Не раз местные деятели подходили к этому вплотную, но отказывались, произнося трогательные речи о необходимости поддержать население. Сегодня ситуация изменилась. Пожаров называет бюджет области «одним из самых плохих», утверждает, что для выполнения поставленных задач необходимо скрести по сусекам. И первым делом направился скрести по сусекам автовладельцев. (Пожаровские поскребыши должны принести бюджету порядка 45 миллионов рублей.)

Депутаты регионального парламента министра поддержали. Василий Синичкин так и сказал на заседании рабочей группы: «Область слишком долго играла в коммунистов». В кого теперь будет играть наш регион, народный избранник не уточнил. А более мудрый Николай Семенец сказал, что это вопрос политический, потому окончательное решение будет приниматься на профильном комитете.

Павлу Ипатову удалось избежать проклятий со стороны саратовских водителей. И не только потому, что не трогал прежний губернатор транспортный налог. Много при Павле Леонидовиче шло разговоров о необходимости капитального ремонта старого автодорожного моста через Волгу, однако Ипатов выкрутился. Тут ведь и экономика, и политика. Да и просто на вилы могли поднять. Теперь ремонт моста — забота Валерия Радаева. Комитет дорожного хозяйства области отмечает необходимость этого шага, поскольку качество дорожного полотна моста, его деформационных швов является неудовлетворительным для проезда автомобилистов.

Как вы помните, в 2008 году специалисты проводили обследование и испытание пролетных строений и опор русловой части моста. Тогда говорили, что остаточный ресурс долговечности моста может составить 20-25 лет при условии проведения капитального ремонта мостового полотна с заменой гидроизоляции. (Стоимость работ оценивалась в 700 миллионов рублей.) Дорожники направили письмо в Федеральное дорожное агентство с предложениями о выделении субсидии или бюджетного кредита на капремонт в 2013 году. Отмечается также, что работы могут быть выполнены только при полном закрытии движения автотранспорта на несколько месяцев.

Вроде бы понятно, что мост рано или поздно придется латать. И лучше это сделать до того, как переправа рухнет. Но представишь, какой это будет коллапс, как рванет личный и общественный транспорт через новый мост у Пристанного, и становится страшно. Потому на интернет-форумах уже разгорелись жаркие дискуссии, где жители Саратова и Энгельса не жалеют эпитетов для нынешней власти.

А власть тем временем заседает на круглых столах, где обсуждает проблемы местных музеев. Ведь это только кажется, что вопрос касается исключительно работников культуры. Музеи привлекают туристов, а туризм во многих странах — одна из главных статей доходов. Очередной круглый стол прошел на текущей неделе в Хвалынском краеведческом музее. Но обсуждали на нем очень древние темы.

Так, директор музея им. Радищева Тамара Гродскова жаловалась на то, что туристические теплоходы не пристают к Саратову и туристы не имеют возможности познакомиться с экспонатами наших музеев. Она лично разговаривала с капитанами судов, но те сетуют на слишком высокие цены за пользование причальной стенкой. То есть это не теплоходы мимо Саратова проплывают, а деньги. Миллионы рублей, господа министры! И неужели увеличить транспортный налог проще, чем решить вопрос с хозяевами этой чертовой стенки?! Неужели вынимать деньги из карманов саратовцев, выслушивая при этом тысячи проклятий в свой адрес, приятнее, чем разговаривать с владельцами причала?

…Владимир Пожаров, выступая на правительстве, отметил, что для разработки параметров бюджета на ближайшие годы Минэкономразвития России по-прежнему использует в качестве базового умеренно-оптимистичный вариант. Будем надеяться на лучшее и мы. Преодолеем трудности. Прорвемся. Нам бы только драйверов побольше. Ну и мозгов еще подзанять. Хоть бы и под коммерческий процент.

Андрей Мельников

Оставить комментарий