Главная / Издания / Полицейским языком

Полицейским языком

Полицейским языком
20 ноября 2012

МК в Саратове

№48 (797) 21-28.11.2012

На вопросы читателей «МК» в Саратове» ответило ГУ МВД РФ по Саратовской области

Эх, путь-дорожка фронтовая…

Вопрос: На улице Чернышевского г. Саратова, на проезжей части, прямо на разметке (в районе пересечения с Первомайской) специально выдолблен и не закатан люк. (Фото прилагаю.) На моей машине его нельзя объехать, не пересекая сплошную линию. Проваливаться колесом в люк все время или нарушать правила ПДД в таком случае? Кстати, сотрудники ГИБДД там часто «пасут» водителей и «шкурят».

Петр СИЛАНТЬЕВ, Саратов

Ответ: По вопросам неудовлетворительного состояния дорог или имеющих дефекты проезжей части вам необходимо обратиться в орган муниципалитета (балансо-содержателя дороги), в вашем случае в администрацию МО г. Саратов.

В случае неправомерных действий сотрудников ДПС вы можете обратиться в ГИБДД, орган внутренних дел с заявлением, либо в органы осуществляющие контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел. При необходимости вы можете сообщить о каких-либо фактах по телефону доверия управления ГИБДД 8-8452-75-21-89.

Растаманам погоны не светят

Вопрос: Недавно глава областной полиции Сергей АРЕНИН признался, что в милиции сейчас хотят работать многие, но большинство из них — 8 из 10 человек — не проходят тестирование на детекторе лжи по поводу употребления наркотиков. Я сто лет назад пробовал курить марихуану. Теперь я никогда не смогу стать сотрудником полиции?

Сергей АНДРОСОВ, Саратов

Ответ: Руководством ГУ МВД России по Саратовской области постоянно принимаются меры по совершенствованию профессионального психологического отбора в органах внутренних дел, который, согласно нормативно правовым актам МВД России, осуществляется поэтапно. Первый этап - предварительный, второй - основной, третий - заключительный.

Так, в соответствии со статьей 35 ФЗ «О полиции» граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В рамках данного закона в обязательном порядке проводятся психофизиологические исследования на выявление фактов употребления наркотических веществ. За отчетный период текущего года все кандидаты прошли обследование по методу ВРТ, из них у 3,7% было обнаружено употребление психоактивных веществ в немедицинских целях.

С целью выявления факта наличия вредных привычек, наклонностей, а также компрометирующих сведений, препятствующих приему на службу в органы внутренних дел, кандидаты из числа бывших сотрудников проходят психофизиологические исследования с применением полиграфа.

Первоочередной задачей психолога на предварительном этапе является «отсев» лиц с явными признаками дезадаптации, нарушений интеллекта и памяти, находящихся в пограничных психических состояниях, лиц злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих наркотики. Результаты предварительного социально-психологического и психодиагностического изучения кандидата в органы внутренних дел позволяют повысить достоверность прогноза его профессиональной успешности уже на предварительном этапе.

На основном (2-м) этапе профессионального психологического отбора центр психофизиологической диагностики ФКУЗ «МСЧ ГУ МВД России по Саратовской области» проводит экспертизу профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу. По результатам психодиагностического исследования делается вывод о его профессиональной пригодности к конкретному виду деятельности с указанием должности, группы предназначения и принадлежности кандидата к «группе углубленного психолого-педагогического внимания».

Заключительный этап (3-й) профессионального психологического отбора кандидатов на службу вновь осуществляют психологи кадровых аппаратов подразделений.

После анализа заключений медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссии, экспертизы профессиональной психологической пригодности, результатов социально-правового изучения кандидата, результатов прохождения психофизиологических исследований руководству вносятся предложения о целесообразности назначения кандидата на должность в качестве стажера, о длительности испытательного срока, о методах, направленных на социально-психологическую адаптацию в органах внутренних дел. При необходимости психолог проводит дополнительное изучение личностных качеств кандидата, определяемых спецификой оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности подразделения.

Изучайте постановления правительства

Вопрос: Саратовская турфирма предложила школе, в которой учится мой ребенок, экскурсию в Красноармейск. Около сорока детишек поехали на автобусе знакомиться с работой гончарной мастерской. Когда ребята вернулись, родители узнали, что детей возили без сопровождения сотрудников ГИБДД, хотя раньше говорили, что все меры безопасности движения будут приняты. В турфирме сказали, что сопровождение автобуса не было потому, что сотрудники ГИБДД запросили за это деньги. И вообще полицейские вроде бы не обязаны обслуживать автобус, пусть и набитый детьми, так как он один, а не в колонне.
После нескольких страшных аварий, произошедших на территории нашей области, в которых гибли дети, ехавшие группой без сопровождения ГИБДД, были, насколько мне известно, введены особые правила массовых перевозок школьников. Их уже отменили?

Еще вопросы. ГИБДД должно обеспечивать безопасность детей в таких случаях бесплатно или по каким-то законным тарифам? И вообще, вправе ли водитель начинать движение автобуса, полным детьми, могут ли турфирма и школа разрешать такие поездки?

Татьяна СТРЕЛЬЦОВА, Саратов

Ответ: Организация сопровождения детей осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации № 20 от 17 января 2007 г. и Приказа № 767 МВД РФ от 31 августа 2007 г.

Вооружен, но не очень опасен

Вопрос: У меня с детских времен в шкатулке с разными памятными вещицами лежит настоящий патрон от карабина. Когда мне было лет пять, патрон мне принес с работы отец в виде сувенирчика. Знакомый, увидев этот «боезапас», посоветовал выбросить его, а то, говорит, «загреметь» можешь. Также я слышал, что у нас в регионе полиция официально скупает добровольно сданные оружие и боеприпасы. Любопытно, почем нынче боевые патроны от армейского карабина? И самое главное, что я должен сделать по закону, имея в наличии один-единственный патрон? И что мне грозит, если я этого не сделаю?

Иван ЧОНКИН, Энгельс

Ответ: Согласно ч.1 ст.222 УК РФ уголовно-наказуемыми являются незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), взрывчатых веществ или взрывных устройств.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в ред. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 06.02.2007 № 7) к категории боеприпасов относятся все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

Согласно примечанию к указанной статье лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье (в том числе боеприпасы), освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Как правило, в силу малозначительности и отсутствия общественной опасности при обнаружении одного патрона применяется ч. 2 ст. 14 УК РФ (не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности).

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право добровольно сдать незаконно хранящееся, в том числе найденное ими оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства в территориальный орган внутренних дел ГУ МВД России по Саратовской области.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 20 января 2010 г. № 8-Пр (в ред. Распоряжения правительства Саратовской области от 19.12.2011 г. № 382-Пр) утверждены размеры денежного вознаграждения за добровольно сданные незаконно хранящиеся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. Согласно указанному распоряжению размер денежного вознаграждения за один патрон к боевому стрелковому оружию составляет 5 руб.

Также в рамках реализации постановления правительства Саратовской области № 501-П от 21.10.2010 г. «О долгосрочной областной целевой программе «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории Саратовской области на 2011-2013 гг.» центром лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Саратовской области на постоянной основе осуществляется разъяснительная работа среди населения о необходимости сдачи незаконно хранящихся предметов вооружения.

В связи с тем, что с 1 января 2012 г. органы внутренних дел финансируются из федерального бюджета, ГУ МВД России по Саратовской области не может быть получателем и распорядителем средств из областного бюджета, в том числе выделяемых в рамках указанной целевой программы.

Принимая во внимание изложенное, выплаты гражданам за добровольно сданные незаконно хранящиеся предметы вооружения в 2012 г. не производились.

В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом оружия, а также с учетом опыта работы других регионов Российской Федерации в настоящее время решается вопрос о выплате вознаграждений гражданам через комитет охотничьего хозяйства и рыболовства правительства Саратовской области.

При положительном решении вопроса органы внутренних дел будут принимать от граждан незаконно хранящиеся предметы вооружения, проводить по ним проверку и при наличии достаточных оснований для выплаты денежного вознаграждения направлять соответствующие заключения в комитет охотничьего хозяйства и рыболовства правительства Саратовской области, который будет перечислять денежные средства на расчетные счета граждан.

На одно автолицо

Вопрос: Недавно своими глазами видел две машины-иномарки с совершенно одинаковыми госномерами. То есть все буквы и цифры совпадают один в один. И регион одинаковый — наш 64-й. Как такое может быть? Богатым все можно?

Юрий КОРШИКОВ, Саратов

Ответ: Для проведения проверки по данному факту просим вас указать номерной знак, по возможности марку, модель, цвет транспортных средств, на которых вы видели один и тот же номерной знак.

Кроме этого, уведомляем вас, что заявители непосредственно могут направить свои вопросы на адрес сайта управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области 64@GIBDD.RU или письменно по почте: 410038, г. Саратов, ул. Весенняя, 1.

Законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ предусмотрено непосредственное обращение пользователей за информацией в госорган либо через официальных представителей, полномочия которых оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Он паспорт вынул…

Вопрос: Ситуация следующая. Подходит ко мне милиционер-полицейский и просит пройти в отделение. Я не против, но прошу блюстителя порядка показать свое удостоверение, чтобы продиктовать по телефону его данные своим родным: ФИО, звание, номер, к какому отделу приписан, и куда (точный адрес) мы пойдем… Полицейский, мягко говоря, недоволен. Вроде ему некогда ждать, пока я буду куда-то звонить, чтобы записали его фамилию. Имею ли я право никуда не идти, пока не позвоню кому хочу для фиксирования данных полицейского? И второе. Показываю свой паспорт. Полицейский тянет к нему руку, хочет забрать. Я не даю. Он говорит: «Дай я сам посмотрю». Я не даю, готов продемонстрировать любые страницы по его просьбе. Он все равно тянет руку к моему документу. Свои руки с паспортом я прижимаю к себе… Не может это быть расценено как сопротивление сотруднику правопорядка?

Игорь КАМЫШИН, Балаково

Ответ: Согласно п. 4 ст. 5 федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник полиции обязан сообщить ему основания и повод для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Сотрудник полиции обязан обосновывать свои действия, это его прямая обязанность.

При предъявлении своего паспорта сотруднику полиции гражданину не обязательно отдавать документ ему в руки, можно показать его из своих рук. В соответствии со статьей 19.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации изъятие паспорта допускается только в строго определенных случаях, например, при заключении под стражу в ходе уголовного дела.

В соответствии с п. 1 статьи 14 ФЗ «О полиции» полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Права полиции по задержанию лиц определены пунктом 2 статьи 14 ФЗ «О полиции».

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

При задержании или доставлении в отделение полиции никогда не нужно проявлять агрессию и ни в коем случае не следует оказывать сопротивление действиям сотрудников полиции. Любое противодействие, оскорбление, а тем более применение физической силы может быть основанием для привлечения вас к ответственности.

Принимаются меры по ликвидации

Вопрос: На трехполосном мосту через Волгу между г. Энгельс и г. Саратов часто образовываются пробки. Одна из причин — внезапная поломка автомобилей. Особенно летом, когда старые машины «закипают». Почему нельзя во избежание больших заторов оперативно отбуксировать такие авто в «карманы» посреди моста или за него? Ведь с каждой стороны моста на пунктах ДПС всегда стоят машины ГИБДД: зацепил виновника пробки на трос — и тысячи людей вовремя попадут на работу и учебу.

Вячеслав ВАСИЛЕВСКИЙ, Энгельс

Ответ: При выявлении сотрудниками ГИБДД причин возникновения затруднений в движения транспорта по мосту через р. Волга принимаются экстренные меры по ликвидации данных причин («пробки», «заторы»), в том числе эвакуация сломанных или попавших в ДТП транспортных средств, с использованием буксировки.

Интересное кино

Вопрос: Могу ли я беспрепятственно производить видеосъемку своим мобильным телефоном вынужденное общение с полицейскими на улице, в общественном месте, в отделении? Какая у них должна быть реакция на снимающую камеру? В каких случаях человеку, не совершившему ничего противоправного, в полицейском участке могут запретить пользоваться телефоном или вовсе его отобрать?

Евгений КОВАЛЕНКО, г. Саратов.

Ответ: В соответствии со статьей 8 федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» (далее - закон «О полиции») одним из основных принципов деятельности полиции является открытость и публичность, то есть деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 приказа МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Так, федеральными конституционными законами от 30 мая 2001 г. № 5485-1 «О государственной тайне», федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, с другой - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото-, видеосъемку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий фото-, видеосъемку.

Законодательством Российской Федерации не установлен запрет на фото-, видеосъемку сотрудников полиции, в то же время названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении. Ответственность за такие нарушения наступает на основании нормативных правовых актов, охраняющих соответствующие отношения (например, статьи 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» и 20.27 «Нарушение правового режима контртеррористической операции» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, любой гражданин, в том числе и сотрудник полиции, при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения может обратиться в установленном порядке в суд.

Учитывая изложенное, использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры при разговоре с сотрудниками полиции возможно в случае отсутствия запрета на ее использование и соблюдения гражданских прав.

Оставить комментарий