Главная / Издания / Нескучный ад

Нескучный ад

Нескучный ад
21 ноября 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№48 (797) 21-28.11.2012

Саратовские религиозные организации вербуют молодежь

Бурная деятельность чиновников по закрытию бесплатных подростковых секций и кружков принесла свои плоды: организацию молодежного досуга на себя взяли многочисленные религиозные организации.

И если в одних лишь читают Библию, то в других проводят культовые обряды, изгоняют духов и призывают молодого адепта разорвать все дружественные и семейные связи — якобы на благо служения церкви. «МК» в Саратове» попытался разобраться, чем привлекают секты саратовцев.

«Расслабься, Иисус любит тебя»

По данным Российской ассоциации центров изучения религий и сект, на сегодняшний день в стране действует около трех тысяч религиозных сект, число постоянных членов таких организаций составляет около миллиона человек. Если прибавить к этому количеству всех заинтересованных и разделяющих философию религиозного движения, численность сектантов увеличится до 2,5 млн человек. Для простого обывателя эти цифры интересны, но довольно далеки. По крайней мере, до тех пор, пока в секту не попадает близкий человек.

Светлана Баева (фамилия изменена) почти два года посвятила тому, чтобы вернуть в семью девятнадцатилетнюю дочь, буквально «отлавливая» ее в самых разных уголках России. В прошлом году студентка одного из саратовских вузов неожиданно исчезла из дома: отличница Катя, ранее не замеченная в склонности к религии, оставила родителям записку, что вместо учебы и семьи выбирает «плодотворную жизнь для бога». Никаких странностей в поведении дочери родители не замечали, и когда через месяц после пропажи студентки ее однокурсница принесла религиозную литературу, которую Катя оставила ей на хранение, были шокированы. Ознакомившись с содержанием книг, Светлана Баева поняла, что религиозная организация, которую выбрала их дочь, не имеет к православию никакого отношения.

— Оказалось, что дочь попала в «Поместную церковь Уитнесса Ли», которая начала активно работать в нашем городе несколько лет назад, — рассказывает Светлана Баева. —  Так как найти информацию о ее деятельности не представлялось возможным, я начала искать способы попасть на семинары организации. Через какое-то время мне это удалось, по интернету нашла активную форумчанку из Энгельса, которая открыто проповедовала идеи секты. Несколько посещений так называемых «христианских семинаров» неприятно поразили меня: на молитвенных собраниях сто человек одновременно выкрикивали цитаты из Евангелия и слова «О Господь Иисус!», смеялись, плакали, бились в истерическом экстазе. Причем среди паствы я увидала совсем молодых ребят 18-20 лет. Но больше всего удивило, что каждого нового адепта наставники аккуратно убеждали порвать все социальные связи: бросить учебу, уволиться с работы, уйти из семьи, а на проповедях проводили мысль, что человек должен менять место жительства каждые несколько лет.

Наняв частного детектива, женщина сумела найти дочь в приходе — на частной квартире в Нижнем Новгороде. Оказалось, что несколько месяцев Катя занималась «черной» работой — готовила арендованные под молитвенные собрания помещения: мыла полы, убирала сцену, развешивала по городу плакаты с приглашениями на религиозные проповеди. Но через два месяца Катя исчезла снова. Один раз ее удалось найти в Сибири и вернуть домой, второй — на Украине, в Днепропетровске. Причем в этот раз частный детектив помочь не смог, на след Кати помогли выйти сочувствующие, опять же через интернет. Сейчас девушка находится дома, под присмотром мамы, которой пришлось оставить работу и все свое время посвятить лечению дочери — как психическому, так и физическому. Но у родителей нет уверенности, что «домашний арест» поможет им удержать дочь, которая все так же бредит идеями проповедника Уитнесса Ли.

Торговцы верой

Кстати, информация о том, что «Поместная церковь», не скрываясь, идет в учебные заведения, поступает из различных российских регионов. Два года тому назад группа последователей китайского «святого» в разгар учебного дня вербовали студентов Поморского государственного университета (Архангельск), предлагая им посетить собрания и приобрести бесплатные печатные материалы. Такая же ситуация повторилась в МГУ (!), где молодые члены тоталитарной секты раздавали листовки в учебных корпусах университета, приглашая прийти на «встречу со студентами различных вузов Москвы», подискутировать о «главной идее Библии», «ценностях студенческих лет», получить в подарок Новый Завет и «легкое угощенье».

По информации саратовских сектоведов, сегодня в Саратове работают несколько религиозных тоталитарных сект, которые активно вербуют в свои ряды молодежь.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр Кузьмин, руководитель саратовского отделения Центра религиоведческих исследований:

— В «Поместную церковь» нередко попадают студенты вузов и старших классов школ, хотя среди ее последователей можно встретить и немало взрослых людей. Секта называется себя христианской, хотя в реальности это не так. Если посмотреть Новый Завет, который распространяют адепты этой религиозной организации, можно увидеть, что библейский текст пестрит многочисленными комментариями проповедника Уитнесса Ли, на которых и делают упор сектанты. Членам секты приказывают ставить интересы «церкви» превыше всего на свете и, как в большинстве деструктивных сект, при проповедях используют психологические методики, дестабилизирующие психику слушателей и способные вызвать изменения психического состояния. Не лучше обстоит ситуация в неопятидесятнической секте «Слово жизни», которая в последние годы очень активно развернулась в Саратове. Эти две секты очень похожи. Вербовщики работают по вузам, колледжам, училищам, активно привлекая молодежь, устраивают акции, семинары, фотосессии — все, что может быть интересно молодым людям в возрасте 17-25 лет. Основная опасность деструктивных неопятидесятнических сект заключается в том, что во многих из них применяются методы гипноза, введения в трансовые состояния, а подобные «игры» с чужой психикой могут привести к плачевным последствиям.

Основные принципы «Слова жизни» могут повергнуть в шок истинных православных. В секте уверены: Христос хороший парень, с ним можно дружить, а главный девиз — назови, потребуй и получи. То есть назови то, что ты хочешь, потребуй этого от Бога и открывай карман шире, чтобы деньги могли литься туда потоком. Но, как правило, деньги если и льются «потоком», то не с небес, а из карманов обычных прихожан. По словам Александра Кузьмина, больше всего обращений и жалоб поступает на «Слово жизни» и «Свидетелей Иеговы». Большинство членов деструктивных сект платит своей «верхушке» по общей схеме. Как объясняет саратовский сектовед, обычно это «десятина» — то есть 10% от своего дохода. Причем в сектах говорят: «десятина» — это то, что принадлежит Богу. А если человек хочет сделать пожертвование, то нужно заплатить больше установленного.

— Сейчас «Слово жизни» ищет последователей разными путями: они не только распространяют свое учение по учебным заведениям, но и организовывают семинары и тренинги по лидерству, и даже внедряются в фитнес-индустрию, — рассказывает Александр Кузьмин. — По всей России, в том числе и Саратове, функционируют фитнес-клубы для женщин, распространением которых нередко занимаются последователи секты неопятидесятников.

В ожидании чуда

Но говорить о том, что саратовские секты переключились только на молодых людей, было бы неверно. В религиозных организациях будут рады любому — пенсионерке, которая может нести «учение» по всем своим многочисленным знакомым, или же военному отставнику, который умеет подчиняться и четко выполнять приказы.

Еще одной опасной сектой, деятельность которой до сих пор разрешена в России (исключение составляют Москва и Московская область), является «Свидетели Иеговы». У жительницы Саратова Евгении Петровой двадцатидвухлетний сын вместе с молодой женой уже второй год находится в рядах «свидетелей». На собрания секты семья ходит как на работу — три раза в неделю. Глава семьи занят работой с новыми адептами, а жена проводит так называемые «служения по домофону»: обходит близлежащие дома, звонит по квартирам и предлагает жителям посетить встречи «Свидетелей Иеговы», попутно рассказывая об основах вероучения. Как говорит Евгения Петрова, в семье соблюдаются жесткие требования: не отмечаются никакие детские, семейные и общественные праздники, но что самое страшное — трехлетний внук Миша ни разу не был в детской поликлинике, о его существовании даже не подозревает участковый терапевт. Все недуги ребенка молодая семья сектантов лечит самостоятельно — молитвами.

К слову, у секты «Свидетели Иеговы» самая большая статистика по суицидам. Началось все со станицы Старовеличковской Краснодарского края, где за год покончили с собой 17 подростков. В домах повесившихся находили пачки журналов и книг о секте «Свидетели Иеговы». Еще одна смерть, на этот раз 33-летней женщины, произошла в том же регионе. Молодую прихожанку часто видели в молельном доме сектантов, а посмертная записка гласила: «В моей смерти прошу никого не винить, я сама связалась с темными силами и сама отвечу перед Господом». Четыре года назад ярославская школьница, посещавшая собрания «Свидетелей Иеговы», покончила с собой, и эту трагическую статистику можно продолжать бесконечно.

Не так давно в Комсомольском поселке города Саратова (где секта действует давно и очень активно, имея в собственности огромный двухэтажный особняк) прошла просветительская антисектантская акция. Представители епархии проводили беседы с местным населением, рассказывали об опасностях «Свидетелей Иеговы» и методах вовлечения в эту организацию.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Отец Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии:

— Православная церковь не борется с сектами, церковь борется за людей, которые в них попадают. Некоторые люди заблуждаются, считая, что если религиозная организация использует Библию, то она близка к православию. Это не так. Секты — это суррогат, они могут дать человеку временный душевный и физический комфорт, православному же человеку требуется постоянная покаянная работа.

В Саратове успешно процветают и небольшие религиозные организации. К примеру, «Богородичный центр» вербует адептов из числа бывших заключенных, военных пенсионеров и считается одной из самых опасных сект в России. Несмотря на название, организация является женоненавистнической. В «Богородичном центре» уверены, что все беды на земле происходят от женщины, а по сообщениям бывших сектантов один из обрядов посвящения в богородичники — пощечина родной матери. Если ее нет в живых, то плевок на могилу и клятва «Я отрекаюсь от тебя, ведьма, отрекаюсь от тебя, сатаница!» В псевдотерапевтической секте «Аштар» ориентируются на людей, которые имеют проблемы со здоровьем. Изгоняют духов и бесов и обещают вылечить от всех болезней. Человек носит в секту деньги, и когда они заканчиваются, ему говорят, что он исцелен. Есть секты, где учат «летать», поклоняются Григорию Грабовому, наклеивая на углы домов этикетки штрих-кодов и тем самым якобы защищая территорию от террористов, верят в инопланетных захватчиков и ждут конца света…

— Главный враг для секты — это человек, который из нее вышел, — говорит религиовед Александр Кузьмин. — Защититься от влияния секты можно только одним путем — не оставлять никаких координат: ни номеров телефонов, ни тем более домашних и электронных адресов — спам будет идти изо дня в день. Секта не отпускает последователя, решившегося на уход, в течение нескольких лет. В моей практике был случай, когда девушке, которая покинула религиозную организацию, три года не давали покоя. При встрече на улице адепты спрашивали ее: «Ну что? Ты уже сгорела в аду?»

Эксперты свидетельствуют о печальной тенденции: с каждым годом в России становится все больше сект. И это не удивительно: в отечественном законодательстве понятие «секта» отсутствует, так как Конституция РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий