Главная / Издания / Культура начинается с красоты мыслей и поступков

Культура начинается с красоты мыслей и поступков

Культура начинается с красоты мыслей и поступков
06 декабря 2012

Беседовала Светлана Микулина

МК в Саратове

№50 (799) 5-12.12.2012

Евгений Бикташев: «Музыка воздействовала на меня с младенчества»

Народный артист России, почетный граждан Саратовской области, города Саратова, лауреат премии имени Соловьёва-Седого, обладатель Золотой медали Союза московских композиторов, председатель Саратовской композиторской организации, заместитель председателя Союза композиторов России — это лишь малая толика должностей и званий Евгения Михайловича.

Песни саратовского композитора Евгения Бикташева в разные годы исполняли самые популярные певцы страны: Валентина Толкунова и Иосиф Кобзон, Ренат Ибрагимов, Леонид Сметанников.

Мальчишка из маленького села в Саратовской области, он всего добился в жизни собственным трудолюбием и вдохновением, энергией и целеустремленностью. Впрочем, выслушав такую оценку, Бикташев запротестовал: «Исключительно сольно мне вряд ли удалось бы многое сделать. Если что в моей судьбе и получилось, и свершилось, так только благодаря поддержке и вере в меня огромного числа ярких и талантливых натур».

Человек среди людей… Личность среди равных себе — по духу, силе воли, быть может, даже человечности. Публикацией этого интервью мы открываем новую рубрику: «Человек среди людей». В сущности, композитор прав: именно наше ближайшее окружение и рождает в творческих натурах стремление сочинять стихи и музыку, писать романы и картины. Только яркие личности способны оценить вклад других людей в формирование их характера, жизненных удач, всего профессионального становления.

К счастью, земля саратовская щедра на таланты. Поэтому не сомневаемся: у нашей рубрики будет долгая и счастливая жизнь.

Встречи с подобными натурами не просто полезны, но и целебны для души.

— Евгений Михайлович, на дворе високосный год. Вы как подобные периоды воспринимаете?

— Тяжело. Но, с другой стороны, самые лучшие песни я написал именно в високосные годы. Так что трудности стимулируют сердце к открытиям и вдохновению.

— А как получается — вы находите своих поэтов или они вас?

— По-разному бывает. Мне как-то понравились стихи поэтессы из Красного Кута. А так как бумаг на моем рабочем столе много, то затерялись ее строчки. Я стал звонить в Красный Кут и искать поэтессу по фамилии Татарова. И что вы думаете? Оказалось, что там имеется две поэтессы с такой фамилией. Но нужную мне Татарову я быстренько нашел. Так что, если песне суждено родится, стихи никуда не уйдут.

— Как к вам пришло понимание, что будете композитором?

— Я знал об этом еще мальцом, когда под впечатлением от радиоконцертов забирался под стол, провозглашая себя — в зависимости от услышанного — то Утёсовым, то и вовсе хором Пятницкого. Музыка воздействовала на меня с  младенчества. У меня ведь было не самое простое детство: родители на протяжении нескольких лет спасали меня от тотальной слепоты, и я много ездил по больницам. По счастью, зрение мне удалось частично вернуть, хотя читать я могу только в двух очках.

Когда подрос и завершил школьное образование, то работал учителем пения в родной школе. Школа была громадная: шесть восьмых, шесть девятых и шесть десятых классов. И я, сам еще, в сущности, мальчишка, вдохновенно преподавал детишкам. Между прочим, в нашей сельской школе стоял рояль из красного дерева, и я за него ежедневно садился уже ранним утром, в начале восьмого. И проводил в школе весь день. Только поздним вечером возвращался домой.

— Вы закончили к тому времени музыкальное училище?

— Нет, я принял для себя решение набраться практического опыта, и только отработав год учителем пения, поступать в музыкальное училище. Музыка жила в моем воображении, сознании, ощущениях. Музыка вела меня.

— Ну и как, в училище сразу же рассмотрели будущего композитора?

— Думаю, в училище для начала рассмотрели бурно эмоционального мальчишку. Со мной беседовал композитор Константин Леонидович Хмара. Замечательный человек, профессионал, чьим мнением и участием в своей судьбе я чрезвычайно горжусь. Девушки, поступавшие со мной, пошли на теорию музыки, других соискателей композиторской стези, кроме меня, в училище не было, и Константин Леонидович пытался уговорить меня поступать на отделение баяна.

— А вы что же?

— В нашем селе прозвище «баянист» имел горький пьяница, так что этот инструмент был скомпрометирован в моих глазах сразу и навсегда.

— Вы исполнили для экзаменаторов что-то из своих сочинений?

— Конечно. По законам нашей гостеприимной семьи я просто не мог ехать в областной центр без подарка. Но не транспортировать же в такую даль мясо или сливки?! Пропадет снедь! Вот я и повез одну из своих песен. Это был «Саратовский вальс», точнее, самая первая его редакция.

— Впоследствии «Саратовский вальс» стал одной из музыкальных визиток нашего города и даже позывными саратовского радио. Ну а тогда он произвел впечатление на именитых слушателей?

— Сочинение, сыгранное мной, экзаменаторы восприняли достаточно благосклонно, но было понятно, что с песней еще предстоит много работы. Однако на отделение баяна я не пошел, учиться на композитора меня не взяли, поскольку такого отделения элементарно не было, и потому, схватив ноты, практически «непонятым гением» я выскочил на проспект Кирова. Кстати, музыкальное училище располагалась тогда в подвале под консерваторией и комната, где меня экзаменовали, находилась как раз под помещением, где ныне Саратовское отделение Союза композиторов. Вот такая мистика знаков. А моя квартирная хозяйка мне утром наказала: «Как поступишь на композитора, зайди в Стружкино и купи хлеба». Вот я туда в смятенных чувствах и зашел. И там — еще один знак судьбы — у меня завязался разговор с одним колоритным пареньком, студентом, на несколько лет постарше меня. Услышав мою «музыкальную историю», новый приятель посоветовал мне домой ни в коем случае не возвращаться, не сдаваться, а создать свой ансамбль песни и пляски. И предложил помощь и содействие.

— И что же вы?

— Изрядно воодушевился. Ну а дальше мы бродили с этим пареньком по Глебучеву оврагу, заходили в дома, которые были открыты, и вопрошали: «Вы татары?» Иногда вопрос звучал и вовсе максимально конкретно: «У вас татары, умеющие петь и плясать, имеются?»

— И какова же оказалась реакция опрашиваемых?

— Разнообразная. Некоторые, возможно, в нас жуликов заподозрили. Через несколько дней в дом к моей квартирной хозяйке заявился участковый милиционер с повесткой на мою фамилию. Стражи порядка решили выяснить: чего эти парни хотят, усиленно мотаясь по чужим дворам? По счастью, они во всем быстро разобрались.

— Ну а как развивались события впоследствии?

— Дальше была помощь обкома комсомола и создание ансамбля «Сандугач» (в переводе на русский значит «соловей»), и первые передачи на саратовском телевидении, и сочинение песен, и общение… Общение с уймой талантливых, ярких, творческих людей.

— Кто вы по гороскопу?

— Близнецы. Майский я. А по году Кот. Получается, я майский кот, бродящий на музыкальной волне.

Личности, которыми я безоговорочно восхищаюсь

— Евгений Михайлович, в вашем личном фотоархиве я видела фотографию с Тихоном ХРЕННИКОВЫМ. Можете вспомнить его отзыв о вас?

— Наверное, рискую показаться нескромным, но выдающийся маэстро однажды заметил: «Побольше бы нам таких композиторов, как Евгений Бикташев».

Грех умолчать: судьба демонстрирует мне благосклонность. Какие проникновенные, тонкие певцы исполняли мои песни! Александра Стрельченко никогда не скупилась на добрые слова и неизменно отмечала, что «бикташевские» «Снега России» слушатели каждый раз просят спеть еще раз — на бис.

А Валечка Толкунова! Она не просто выдающаяся певица, но и прекрасная женщина, воплощение доброты. А ее улыбка! Такую не изобразишь, не придумаешь, не нагримируешь себе! Душа в ее улыбке светилась!

— Какие люди вам особенно дороги?

— Искренние, умные и простые. Чем масштабнее личность, тем доступнее человек. Высокомерие и спесь рождаются преимущественно из пустоты — интеллектуальной и духовной. Иногда человек поднимется на новую карьерную ступень и все, напрочь забыл о тебе, о твоем существовании. Не понимаю, откуда это в людях. Мы ведь все ходим под Богом. Сегодня можем руководить, завтра стать рядовыми. Так неужели какая-то должность в состоянии изменить суть человека?! Я люблю людей, от которых тем, кто живет рядом с ними, становится легче дышать, комфортнее жить… Я сам из разряда однолюбов — всю жизнь верен тем, с кем дружу, кого люблю. Не меняюсь в своем пристрастии к людям и даже улицам. Много лет, с 1974 года живу в Заводском районе Саратова. Мне нравится мой район — он ухоженный, уютный, зеленый. У нас приличный рынок, достойные детские площадки, в центре много аттракционов, где славно и весело играть ребятишкам. И лично я убежден: нынешний глава администрации города Алексей Прокопенко еще в бытность своего руководства Заводским районом многое сделал для того, чтобы здешнее пространство стало максимально приспособленным для жизни. Общественный совет при Заводском районе во многом именно благодаря энергии этого человека зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Помню, Алексей Львович зажегся моей идеей создать музей музыки. И ведь изыскал возможности, нашел под означенный проект помещение. Музей не родился только потому, что потом мы сообща решили: Заводской район все-таки несколько далековато расположен для воплощения столь элитарного замысла. Но то, что Алексей Львович музыкально-музейную идею одобрил и активно поддержал, ему, несомненно, в плюс — не только как высокопоставленному чиновнику, но и прежде всего как чувствующему красоту человеку! Прокопенко силен умением создавать высокопрофессиональную команду, ставить на ключевые должности профессионалов и задавать нужный тон и ритм делу.

Сейчас Алексей Львович — глава администрации Саратова, и я твердо знаю: для того чтобы любому саратовцу решить вопрос, находящийся в сфере  компетенции администрации, совсем не обязательно звонить лично Прокопенко, достаточно связаться с подведомственной ему службой. Специалисты под руководством Алексея Львовича работают качественно, оперативно и четко. Отсюда вывод: проблемы самого разного калибра здесь не хоронятся, не консервируются, не отправляются под сукно. А ведь вотчина у главы администрации не сахар. Уйма вопросов! Одна тема отопительного сезона чего стоит! Попробуй, заставь вращаться такое колесо! Будем называть вещи своими именами: у нас масса людей даже не на таких высоких уровнях власти только и делает, что себя при каждом удобном случае презентует, а Прокопенко без всякой суеты и пиара работает! И меня пленяет в нем такая особенность: слышит этот руководитель нужды простых людей, не дистанцируется, не отгораживается он от нас. Если позвонишь Алексею Львовичу, и он не может ответить тебе в данный момент, то обязательно перезвонит позже. Скажите, лично вы видели много высокопоставленных чиновников, которые перезванивают своим абонентам?

— Культурные, как правило, непременно перезванивают!

— Вот именно — культурные! Вы сказали ключевое слово. Культура — основа вменяемой и достойной жизни. Культура есть целый комплекс понятий. Это профессионализм, гуманистичность и доброта. Я сам сторонник того, что сильные должны помогать в сегодняшней жизни более слабым, нуждающимся. Уже на протяжении многих лет достаточно часто даю благотворительные концерты для детей, ветеранов, потому что цивилизованная жизнь предполагает бескорыстную помощь людей друг другу. Иногда кому-то из нас бывает важно быть выслушанным — и все. Нельзя забывать о тех, кто рядом с тобой. У меня была как-то чрезвычайно трогательная встреча с вдовой композитора Ковалёва, автора музыки к балету «Девушка и смерть». Спутница жизни маэстро приходила в Саратовский оперный театр на обновленную премьеру спектакля, и мы с ней славно общались. И я видел: ей было очень-очень приятно, что Саратов помнит ее супруга.

Между прочим, на этом спектакле присутствовало много московских гостей, в том числе председатель Союза композиторов России, народный артист РФ Владислав Казенин, видные критики, и для того чтобы спектакль прошел на должном уровне, постарались не только творческий состав театра и его дирекция. Администрация города тоже подключилась к столь важному для Саратова мероприятию и, прямо скажу, немало сделала, чтобы зритель узнал об этом спектакле, пошел на него. И это, согласитесь, тоже выразительное доказательство того, что достойные и интеллигентные люди способны искренне заботиться о состоянии отечественной культуры.

Одна песня выткалась из снега, другая пригрезилась во сне

— С чего, по-вашему, начинается культура?

— С ответственности за дело, которому служишь. С опрятности одежды и с достойности манер, уж простите меня за банальность, но культурный человек не может идти по городу и щелкать семечки. С лексики того, кто говорит с тобой — словарный запас выдает наличие или отсутствие «культурного слоя» с головой. Культура начинается с красоты мыслей и поступков. И, наконец, с осознания своей национальной, корневой памяти. В этом смысле не могу не назвать еще одну личность — известного саратовского бизнесмена и мецената Эдуарда Ганеева. Душа человека, она ведь открывается и расцветает не только в будни, в трудах праведных, но и в праздники. Когда песня, танец — те, что пленяли еще дедов, расцветают в твоих внуках, это окрыляет. Кстати, центр национальных культур, прописанный и реально работающий у нас, в Заводском районе, — еще одна яркая жемчужина в ожерелье саратовской духовности. Когда я вижу маленьких девочек и мальчиков, одетых в красивые костюмы, поющих песни на своем языке, я испытываю подлинное наслаждение. Россия — многонациональная страна, во всех нас перемешано множество кровей, но забывать свои истоки несправедливо и более того — опасно. В Саратове много красивых людей, и общепризнано, что красота — спутница и дитя многонациональных городов.

— Евгений Михайлович, у вас наверняка было много встреч с выдающимися представителями отечественной культуры. Можете рассказать подробнее хотя бы о некоторых из них?

— Вспоминаю Людмилу Лядову. В восемьдесят с лишним лет, с прямой спиной, на высоченных каблуках она на редкость зажигательно отплясывала. И ничего, даже отдаленно похожего на величие! Выдающийся певец Иосиф Кобзон — человек редчайшей порядочности и профессионализма. Я счастлив, что именно он спел несколько моих песен. Мне повезло с поэтами — для моих песен писал свои стихи мой друг и замечательный поэт Владимир Гришин, в прошлом морской офицер, уникальный человек. У меня есть песни на стихи выдающегося поэта Риммы Казаковой, песни на стихи Николая Палькина.

Вообще должен сказать, что во второй половине теперь уже прошлого века песни не просто в самом хорошем — в самом совершенном, певческом исполнении напрямую приходили даже к жителям наиболее отдаленных степных районов области. В семидесятые годы, когда Мурад Аннамамедов являлся художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра филармонии, с филармонией сотрудничали, без преувеличения, блистательнейшие представители российской культуры. Солисты Большого театра приезжали на гастроли не только в Саратов, но и по всей нашей громадной области. Столичные звезды концертировали в Лысых Горах, Марксе, Вольске, Степном! Иначе, как временами расцвета отечественной культуры тот период жизни назвать нельзя.

— А вашим личным, творческим ренессансом стал какой период времени?

— Наверное, это было время, когда мои песни исполнялись буквально каждый день. И где исполнялись! На центральном и саратовском радио, по телевидению! «В рабочий полдень», «Шире круг», «С добрым утром». Песня «Колеса» в исполнении Маргариты Суворовой вошла в один из первых телефильмов для советского цветного телевидения. 1967 год — памятный для меня. Для меня вообще счастливы и щедры на удачу годы, где есть семерка. Наверное, оттого что сам родился в год, где она «прописана». Помню, редактор радиостанции «Юность» Ирина Михайловна Зинкина, с которой мы потом подружились, уговаривала меня: Женя, вам надо перебираться в Москву, вы такие чудесные песни пишете, мы вам найдем замечательную жену. А я ей в ответ: мне не нужна жена, мне нужна певица.

— Насколько я понимаю, Нина Калашникова счастливо и удачно совместила в себе две эти ипостаси — жены и певицы?

— Да, вы можете так и записать: замечательная певица и просто красивая женщина Нина Калашникова работает у Бикташева женой (Смеется. Ред.)

— Вопрос, который меня всегда интересовал: как рождается песня?

— Это чуть-чуть магия. Ставшая сразу популярной песня о дорогах и пути, встречах и потерях родилась из снегопада. Снегопад был поразительной красоты — ни зги не видно, и из кружения, из безумного вальсирования снежинок, из белого облака, упавшего на город, выткалась песня. Ее мотив как-то сразу и властно зазвучал во мне. А потом мои музыкальные строчки органично соединились с поэтическими откровениями Вячеслава ЧУРСОВА и получилась песня.

— Позвольте узнать, а откуда явилась лирическая «Горько» уже на ваши слова?

— Представьте, эта песня пришла… из сна. Я увидел во сне свадьбу. Невообразимо прекрасная невеста приглашает меня на белый танец и признается: в детстве она тайком оставила для меня букет на скамейке, но я его не заметил. Потом она вроде бы оставляла записки, которых я не увидел. Словом, удивительная красавица, оказывается, любила меня, а я не ответил взаимностью. Сон мне «прислали» настолько яркий, настолько осязаемый, что уже выйдя из него, долго не мог прийти в себя, не осознавая, где сон, где явь. Но самое поразительное — музыка. Сон завершился, а музыка звучала! Я слышал светлые рыдания скрипок, я внимал мелодичному голосу флейты. Музыка из сна ворвалась, вплелась в реальность, и я записал ее. Придумывать ничего не пришлось!

Человек может и должен подниматься над самим собой

— Мне представляется одной из самых интересных песен «Степь-красавица» на стихи Владимира Гришина. У этой песни тоже наверняка имеется своя история?

— Конечно. Главой Краснокутского района работал в те годы Николай Григорьевич Жевак, сильный такой руководитель. Я вот вам про Прокопенко готов был хоть несколько часов рассказывать, так Жевак был из таких же, как Алексей Львович, рачительных, четких, умных хозяйственников. Они, пожалуй, даже похожи своим неподдельным интересом к культуре, стремлением помогать ближним.

Как сейчас помню: концерты в вотчине Жевака каждый раз проходили прекрасно, на «ура» проходили, и в благодарность этому району, с пожеланиями ему счастья и благоденствия мы с поэтом Владимиром Гришиным и придумали песню «Степи краснокутские». Но так как руководители других районов серьезно ревновали к получившейся у нас песне, я попросил Владимира Гришина придумать стихи про степь уже без привязки к названию географического пункта. Так и родилась песня: «Говорят, степь раздольная, говорят, степь красавица…»

В этот самый момент у моего собеседника зазвонил мобильный. Взглянув на номер, Бикташев прокомментировал:  «Вот как раз Алексей Львович на связи. Только что мы о нем говорили. И пожалуйста — перезванивает глава администрации на мой пропущенный звонок

«Спасибо, Алексей Львович, что за саратовскую культуру и за город в целом не только по должности — по сердцу своему печетесь, — продолжил Бикташев уже в телефонную трубку. — По Саратову, слава богу, стало ходить приятнее. Мусор из каждой щели уже не вываливается, как раньше. Пристойнее город стал, чище. Побольше бы таких, как вы, во властных структурах!»

«Да ладно вам, Евгений Михайлович, — послышался из бикташевской трубки голос его собеседника. — Делаю, что должен делать, что по должности обязан».

Собеседники обменялись впечатлениями о каком-то культурном мероприятии, и разговор завершился.

— Евгений Михайлович, что вас радует и что, напротив, раздражает в сегодняшнем мире?

— Мне кажется, жизнь такова, что человек должен постоянно подниматься над собой. Я, например, никогда не курил и выпиваю крайне редко и мало. А тружусь много и всю жизнь, не делая скидок себе на усталость или проблемы со зрением. Мне кажется, люди должны как можно больше работать и меньше злиться, ревновать и завидовать звезде чужого таланта, удаче, и жизнь, уверен, наладится. Я абсолютно неконфликтный человек и горжусь тем, что всю свою творческую жизнь завоевываю авторитет не интригами и боями, а работой. Когда я возглавил композиторское отделение Саратова, против меня было несколько человек. Сейчас они целиком и полностью «за». И я горжусь такими проявлениями своего руководящего «я» не меньше, чем творческими свершениями. Своим отношением к коллегам, родным, просто ближним и дальним людям, своей работой каждый из нас, я уверен, может превращать, разумеется, не всех, но многих своих скептиков и недоброжелателей в самых верных союзников.

Практически все личности, кем я восхищаюсь и о ком говорил сегодня, — классические жизнелюбы и трудоголики, работающие не только на свой авторитет, но и на нужды людей, за которых они отвечают. А земля вращается исключительно благодаря трудоголикам, в этом я твердо уверен! Сколько себя помню, всегда не жаловал, независимо от их положения и должностей, фальшивых, амбициозных людей с двойным дном. От них, мне кажется, все беды. Знаете, в литературе есть графоманы, а в композиторстве я таких персон называю «граммофонами». Ведь если задуматься, граммофонов много и вне музыкального сочинительства, а просто в повседневности — некоторые персоны лишь орут громко, а толку никакого. Пшик, а не люди. Ну а все счастье мира, оно от человека доброго и работящего. И от песни, конечно.

— А сейчас над какой песней работаете?

— Над той самой. На стихи Татаровой. О музыке и ее божественном предназначении.

Беседовала Светлана Микулина

Оставить комментарий