Главная / Издания / Детки в клетку

Детки в клетку

Детки в клетку
19 декабря 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№52 (801) 19-26.12.2012

Учителя саратовских школ борются с джинсами и высокими каблуками

Стоило высоким чиновникам упомянуть о школьной форме, как в российских регионах уже взяли под козырек, начав разработку положений об ученическом «дресс-коде». Оказалось, что идея введения формы пришлась по душе практически всем: родителям (если верить данным опросов), педагогам, ностальгирующим о советских коричневых платьях, но больше всего — Министерству промышленности и торговли РФ, которое предложило сформировать государственный заказ на школьную одежду исключительно с использованием сырья оте­чественного производства.

Придет ли обязательная школьная форма в саратовские общеобразовательные школы, выяснял «МК» в Саратове».

Я полагаю, это следует шить…

Никто и предположить не мог, что скандал с хиджабами в Ставропольском крае и последовавшее за ним предложение президента Владимира Путина о введении школьной формы будет иметь продолжение. За идею ухватился министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, который сообщил: «Мы не просто поддерживаем введение школьной формы, но и будем активно заниматься продвижением данного проекта».

Кто бы сомневался, ведь надо же отвлечь внимание народа от обсуждения норм скандального законопроекта «Об образовании». Тем более если верить недавнему опросу ВЦИОМа, 77% россиян (подавляющее большинство из них старше 45 лет) поддерживают инициативу президента и выступают за введение школьной формы.

Первыми проявили активность образовательные чиновники все того же Ставрополья, где с 19 ноября в половине школ был введен «дресс-код»: запрет на яркую одежду, брюки и юбки с заниженной талией и высокими разрезами, ну и конечно, одежду с религиозными атрибутами и религиозной символикой. С 1 сентября 2013 г. эксперимент по введению единой формы начнется в Амурской области, а несколько дней назад министерство образования Якутии разработало положение о школьной форме, согласно которому в старших классах запрещается носить джинсы, облегающую одежду, одежду из кожи, а также декольтированные платья и блузки. К обуви школьников якутские чиновники тоже предъявили определенные требования: ученики не смогут приходить на занятия в ярких кроссовках, обуви на толстой платформе, туфлях с бантами, а также на высоком каблуке. Однако о единой для всех якутских школьников форме в положении пока ничего не говорится.

Другое дело, как все это будет реализовываться на практике и не будет ли перегибов. Смущает активность чиновников из Министерства промышленности и торговли РФ, которые сразу же сообщили, что обязательное ношение формы в российских школах поможет удержать на плаву отечественную промышленность, которая уже много лет находится в кризисе, а сейчас переживает вообще тяжелые времена в связи со вступлением России в ВТО. Минпромторг, видимо, вспомнив советские времена, даже предложил сформировать государственный заказ (!) на школьную форму исключительно с условием использования сырья отечественного производства.

Правда, профсоюзы и представители образовательной сферы эту идею не разделили, сомневаясь в том, что отечественные производители смогут предоставить школьникам хороший выбор. По мнению сопредседателя межрегионального профсоюза «Учитель» Андрея Демидова, поддержка легкой промышленности — это хорошо, но если выбранные исполнители «не дадут людям право определять цвет, материал и фасон, то получится «совок» в чистом виде».

Форменное безобразие

А что же в Саратовской губернии? Сразу после пожелания Владимира Путина о возрождении школьной формы на очередном ПДС обсудили эту животрепещущую тему. Общественники вспоминали советские времена и парадные белые фартучки, а чиновники отметили, что нормативная база сегодня такова, что, к сожалению, последнее слово остается за родителями. И если мамы и папы не захотят «оформить» свое чадо, то никто их обязать не может. По крайней мере, до тех пор, пока эта инициатива не закреплена законодательно. Министр образования области Марина Епифанова посетовала, что отсутствие формы — проблема серьезная, потому что «многие дети рассматривают школу как подиум, на котором можно продемонстрировать свои возможности».

Тем не менее в Саратове немало общеобразовательных учреждений внесли в устав школы требования по внешнему виду. Правда, практически все они относятся к гимназиям и лицеям. В обычных школах костюмчики и строгие юбочки носят только первоклассники.

В школе № 39 города Саратова ученики одеты по-разному: одни в пестром и в обтяжку, другие — в строгом и сером. Похожая ситуация сложилась в школе № 34, расположенной в центре Заводского района: школьники на уроки ходят в повседневной одежде. Нарядить всех в форму не получится даже при большом желании: многие ученики из малообеспеченных семей, некоторых воспитывают вообще одни мамы, торгующие китайским ширпотребом здесь же, недалеко от школы, на рынке «Шарик». В энгельсской школе № 3 дети одеты по-разному, общего стиля одежды нет. Как говорит директор учебного учреждения Татьяна Жулева, обычно по школам ездят представители фирм, занимающихся изготовлением одежды для школьников, и агитируют родителей переодеть детей в стильную и красивую форму. Но в этот раз школу почему-то обошли стороной, только оставили прайс-лист.

— Комплект школьной формы стоит недорого, родители больше на джинсы и джемперы тратят, — уверена Татьяна Жулева.

В еще одной энгельсской основной общеообразовательной школе № 14 полная демократия: как младшие классы, так и старшеклассники хотя в обычной одежде, родителей никто не принуждает и не уговаривает шить детям форму.

— Мы им даже в джинсах разрешаем ходить, ведь это удобно, — говорит директор школы Ольга Казанцева.

Иное дело гимназии и лицеи. В саратовской гимназии № 2 форму носят только ученики начальной школы, причем инициатива одеть малышей одинаково исходила от родителей. Все остальные учащиеся ходят в повседневной одежде, единственное пожелание администрации школы — внешний вид должен соответствовать статусу школьника, посему футболки, яркие кофточки и тертые джинсы не приветствуются. В гимназии № 87 форму также носят только ученики начальной школы, от взрослых учеников требуют немногого — чтобы одежда была неярких оттенков и классического покроя. Разрешены даже джинсы, если они будут в стиле «классика»: прямые, не тертые, ну и конечно, без стразов и украшений.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Али Поляков, директор гимназии № 7 города Саратова:

— Учащиеся младших классов, как и в большинстве общеобразовательных учреждений, у нас ходят в форме. В каждом классе родители сами решают, какой фасон и цвет заказывать, где шить. Могу сказать, что для начальной школы форма очень уместна: малыши меняют обстановку, и форма их очень дисциплинирует. В отношении одежды старшеклассников в нашем уставе прописан деловой стиль. Но опять же возникает вопрос: что считать деловым? Классические джинсы быстро теряют «строгость», если у них занижена талия, поэтому ученики нашей гимназии в джинсах не ходят. Носят костюмы, юбки, брюки и блузки неярких расцветок, яркий макияж и аксессуары не приветствуются. Конечно, серьги из ушей вынимать никто не станет, но замечание ученику будет сделано. Ввести школьную форму для всех учеников гимназии мы не можем, так как в этом случае будем обязаны обеспечивать формой всех, кто не в состоянии ее купить.

В лицее № 50 уже пять лет практикуется единый стиль. Все ученики начальных классов одеты в единую форму, которая каждый год коллективно покупается в «Детском мире». В прошлом году родители выбрали серую гамму, а в этом — черную. Старшие классы — обязательные костюмы для мальчиков (вариант джемпер и брюки или «английский» стиль — рубашка, вязаный жилет и брюки не пройдет, поскольку обязательным является пиджак). Девочки носят юбки, а в холодное время года брюки. Но как признается директор лицея Ольга РЯБЦЕВА, все равно бороться за соблюдение делового стиля в одежде приходится ежедневно. Единственное, чему рада директор, — ученицы лицея практически не носят высоких каблуков, а предпочитают балетки или туфли на низком каблуке.

В лицее № 62, наоборот, идет борьба с высокими каблуками.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Зинаида Медведева, директор лицея № 62 города Саратова:

— Наши ученики придерживаются делового стиля в одежде, это прописано в «Кодексе чести лицеиста». По обуви запретов нет, единственный момент — мы выступаем против высоких каблуков. Больше из соображения здоровья учениц, поскольку высокий каблук портит осанку. Вот с этим приходится бороться: вызываем родителей, втолковываем, рекомендуем девочкам носить обувь с каблуком не выше 5 сантиметров. Конечно, слушаются не все. Как-то в школу пришла мама ученицы и заявила: «Моя дочь будет ходить на каблуках». И все. Мы здесь ничего сделать не можем. Что же касается инициативы одеть всех детей в одинаковую школьную форму, то мне кажется, это нереально. Проще объяснить подросткам преимущество делового стиля одежды, по крайней мере в школьных стенах.

Школьный базар

Почти все опрошенные саратовские педагоги предложение о введении всеобщей школьной форме считают бесперспективным. Во-первых, не ясно, на чьи средства будет приобретаться школьная форма. Если на деньги родителей, то многие будут против, опять же детишек из малообеспеченных и многодетных семей придется обеспечивать формой бесплатно. Сегодня в Саратове средняя стоимость школьного костюма для мальчика составляет от 2 до 4 тыс. руб. (в зависимости от того, была ли форма куплена или пошита в ателье). Для девочки комплект одежды обойдется немного дешевле — от 1,5 до 2 тыс. руб. Но ведь одним комплектом на учебный год не обойдешься, нужно как минимум два плюс парадный вариант из нескольких белых блузок или рубашек.

Что касается социальных различий между учащимися, которые, по мнению чиновников, должны исчезнуть после того, как все дети будут одеты одинаково, то в этом отношении возникает тоже больше вопросов, нежели ответов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ольга Казакова, психолог-анали­тик, руководитель центра самоперестройки:

— Для чего нужна форма? Чтобы выделиться из бесформенной массы и показать принадлежность к какой-либо организации, коллективу, профессии. Поэтому я за единую школьную форму, которая не только покажет принадлежность подростка к своему учебному учреждению, но и дисциплинирует. Школьники перестанут самоутверждаться за счет своего внешнего вида, хвастаться брендовой одеждой, и им придется обратить внимание на свои внутренние качества, дабы выделиться из толпы.

Мнение Натальи Серебряковой, кандидата социологических наук, несколько иное. Социолог уверена: надежды на то, что введение единой школьной формы вернет в общество равенство и толерантность, абсолютно беспочвенны.

— Одежда, по крайней мере в среде подростков, не является статусным предметом потребления, как это было лет пять — семь тому назад, — говорит Наталья Алексеевна. — Статусные предметы сегодня совсем иные: это сотовые телефоны, гаджеты, в некоторых школах детям позволено приносить на уроки ноутбуки. И сами понимаете, одежда здесь занимает последнее место. Кроме того, каждая девочка знает, из какого металла у нее серьги в ушах, а мальчики знают, на какой машине папа привозит их утром в школу. Поэтому наивно полагать, что имущественное расслоение мы сможем сгладить только тем, что оденем детей в одинаковые платья и костюмчики.

Сложно представить, что подобные выводы ни разу не приходили в голову сторонников введения школьной формы. Значит, причины здесь иные. Говорят, что введение обязательной формы уже вошло в итоговый перечень антикризисных мер по поддержке легкой промышленности. Если это действительно так, Минпромторг может довольно потирать руки: в стране более 10 миллионов школьников, посему перспективы для легкой промышленности открываются просто сказочные. Вот так легко и непринужденно обычная, рядовая инициатива из образовательной плоскости плавно перетекла в экономическую.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий