Главная / Издания / Саратов провожает Галину Вишневскую

Саратов провожает Галину Вишневскую

Саратов провожает Галину Вишневскую
19 декабря 2012

Валерий Ганский

МК в Саратове

№52 (801) 19-26.12.2012

Прима большого театра, народная артистка СССР, она прошла большой жизненный и творческий путь от замерзающей девочки в блокадном Ленинграде до малой планеты в Солнечной системе, названной ее именем. Непреходящая любовь к Большому театру не смогла победить, по меткому выражению выдающегося режиссера современности Бориса Покровского, «нравственной ответственности Актрисы перед судьбой мужа, великого музыканта», звезды мировой величины Мстислава Ростроповича. Судьба двух мировых «блуждающих звезд», так же как и судьба советского искусства, драматична и в то же время велика и возвышенна. Венчались Мстислав и Галина в Саратове.

Я решил еще раз перечитать книгу этой женщины-мифа «Галина», историю жизни замечательной актрисы, ее семьи, о судьбоносных встречах с интересными людьми. Впервые изданная в 1984 г. США на английском языке и тут же перепечатанная в Англии и Австралии, она стала бестселлером. Ее переводы последовали во многих странах мира. А в 1985 г. книга вышла на русском языке в Париже. По этой книге французский композитор Марсель Ландовски написал оперу.

И вот я погружаюсь в бездну шестисотстраничной эпопеи почетного гражданина города Кронштадта, доктора музыки университета Сент-Лоуренса (США), кавалера ордена Почетного легиона (Франция), орденоносца «За заслуги перед Отечеством» (Россия) Галины Вишневской.

В 1972 г. впервые за много лет народная артистка СССР, награжденная орденом Ленина, Галина Павловна Вишневская выехала на гастроли в один из городов Советского Союза. «Саратов — большой, когда-то богатый город на Волге». Директор саратовского оперного театра имени Н.Г. Чернышевского Тамара Лютая позвонила, умоляя спеть «Тоску»: «Помогите, Галина Павловна, театру, публика совсем не ходит, только на гастролях и держимся». В это время за письмо в поддержку опального тогда лауреата Нобелевской премии писателя А.И. Солженицына ее муж — дирижер и гениальный виолончелист М.Л. Ростропович был отстранен от дирижирования в Большом театре, от гастрольных поездок за границу, где он общался с выдающимися музыкантами мира. Ему пришлось опуститься в болото провинциальной жизни России. «Все чаще выпивал он после концерта родимую пол-литровку и все чаще хватался за сердце». Надо было немедленно спасать мужа. И Галина Павловна просит его продирижировать оперой Пуччини «Тоска» в Саратове, видя, как он изнывает от вынужденного бездействия. Ростропович первый раз дирижировал «Тоской» с саратовским оркестром театра оперы и балета. В своих воспоминаниях о Саратове Г. Вишневская говорит о бытовых неурядицах в гостинице, заштатной столовой, где ее обругали зажравшейся столичной барыней. Добрыми словами она вспоминает нашего земляка тенора Владимира Щербакова, которого привела на прослушивание в Большой театр, где он и остался работать. Запомнился разговор с директрисой театра Т. Лютой, когда актриса со своими столичными мерками возмутилась внешним видом  балерин кордебалета: «Но ведь это же безобразие! Почему они так раскормились?! Заставьте их принять надлежащую форму» — «Галина Павловна, эти раскормленные девочки получают в театре 80 рублей в месяц, которых хватает на хлеб, картошку да серые макароны, потому они и толстеют. А им еще нужно одеться, они ведь тоже артистки, хоть и кордебалета»… И далее Вишневская пишет: «Я готова была провалиться сквозь землю от стыда за свою бестактность, за свое шикарное платье, за бриллианты на руках».

Венцом посещения Саратова выдающихся деятелей искусств Вишневской и Ростроповича стало их венчание саратовским архиепископом Пименом.

Валерий Ганский

Оставить комментарий