Главная / Издания / Йоду мне, йоду!

Йоду мне, йоду!

Йоду мне, йоду!
06 марта 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№11 (812) 6-13.03.2013

Прилавки саратовских аптек могут покинуть дешевые лекарства и антисептики

Минздрав начал борьбу с неэффективными и малоэффективными лекарствами. Идея, безусловно, хорошая: чиновникам давно пора разобраться в огромной массе пилюль, микстур и мазей и отделить эффективные лекарства от дженериков с толченым мелом. Вот только в «черный» список могут попасть популярные в народе, но устаревшие препараты, против которых медицинские чиновники давно имеют «зуб»: валидол, папазол, корвалол и даже такие проверенные временем антисептики, как йод с зеленкой.

Саратовские эксперты уверены: замена устаревших, но дешевых лекарств на дорогие, но эффективные сработает против пациентов.

Тариф «аптечный»

В этом году Министерство здравоохранения РФ начинает кампанию по выводу с фармацевтического рынка неэффективных лекарственных средств, о чем заявила министр Вероника Скворцова. В их число могут попасть препараты от старения, облысения и для повышения иммунитета, чья эффективность не доказана и которые, по мнению многих врачей, не действуют. Эксперты также предлагают убрать из аптек травы и настои как относящиеся к медицине позапрошлого века, а также морально устаревшие препараты. С конца прошлого года ведомство готовило поправки в закон «Об обращении лекарственных средств», касающиеся регистрации лекарственных препаратов. Их цель — оставить на рынке «только доказательно эффективные и качественные лекарства». Чиновники в белых халатах планируют также пересмотреть весь спектр лекарственных препаратов, находящихся на российском рынке, и последовательно вывести с рынка те лекарства, которые поступали на прилавки аптек без серьезной доказательной базы их эффекта на основе ограниченных клинических исследований. Такая «зачистка» грозит уменьшить ассортимент аптек примерно вполовину, поскольку, если верить экспертным оценкам, едва ли не каждое второе лекарство, выпускающееся на территории страны, — «пустышка».

Такая масштабная работа потребует не одного месяца, поскольку на территории России зарегистрировано более 18 тысяч лекарственных препаратов. Но это в том случае, если подойти к вопросу серьезно и ответственно. Медицинское сообщество же относится к подобной инициативе снисходительно, предполагая, что если «звезды загораются», значит, это кому-то нужно. А именно конкретным фармацевтическим фирмам, которые и устраивают передел рынка, но прибегая при этом не к рыночным механизмам, а действуя через чиновников. В последние годы такое тихое лоббирование стало удобным способом устранить конкурентов и увеличить продажи. Хотя возможно, Минздрав искренне желает навести порядок в общероссийской «аптечке».

Дадим стране угля?

Казалось бы, какое дело пациентам до конкуренции на фармацевтическом рынке? Да, по сути, никакого. Если бы не одно «но». Чиновники из Минздрава уже не первый год борются с устаревшими и недорогими лекарственными средствами и даже убирают некоторые из них из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), как это произошло, к примеру, с анальгином. Врачи говорят, что вреда от анальгина гораздо больше, чем пользы. И медикам нет оснований не верить. Но следом за анальгином начинаются разговоры о довольно безобидном и дешевом парацетамоле, кофеине и даже активированном угле. К слову, последний был в списке ЖНВЛС на 2012 г.

Как считает главный борец с лекарствами-«пустышками» профессор Павел Воробьёв, председатель  Формулярного комитета РАМН, такие препараты, как активированный уголь, никотинамид, рибоксин, пирацетам, рибофлавин и еще десятки подобных средств, никогда не испытывались, а если бы испытания были, то они показали бы неэффективность препаратов. Однако практикующие врачи придерживаются иного мнения, считая, что многолетний опыт успешного применения лучше любой доказательной базы.

— Начать с того, что активированный уголь, как жизненно необходимый сорбент, рекомендован Всемирной организацией здравоохранения, — говорит Алексей Ребров, врач общей практики. — И говорить о том, что есть масса новых современных сорбентов, не совсем корректно, поскольку уголь активированный стоит 8 рублей, а новые сорбенты — 150-300 рублей. Что касается рибоксина, то раньше его, действительно, широко назначали при болезнях сердца, пока не выявили, что у некоторых пациентов он вызывает побочные эффекты. Но тем не менее я знаю, что его до сих пор рекомендуют беременным и тем же сердечникам. Этот препарат просто не имеет доказанной эффективности, но и доказанного вреда — тоже. Зато у него доступная цена — 20-25 рублей (таблетированная форма) и 50-60 рублей — раствор для инъекций. Поэтому подход к лекарственным средствам только с точки зрения наличия или отсутствия у них доказательной базы не самый верный. Есть опыт врачей, который тоже не нужно сбрасывать со счетов.

Атака на валидол

Действительно, если сегодня скрупулезно подходить к каждому лекарственному средству, то можно не только внести раскол в медицинское сообщество, но и лишить пациентов привычных и, что главное, недорогих лекарств.

Вот, к примеру, резолюция президиума Формулярного комитета РАМН (который возглавляет все тот же Павел Воробьёв) еще от 2007 г.: «Немедленно изъять из перечня лекарственных средств, по которому осуществляется лекарственное обеспечение в программе ДЛО, устаревшие препараты с недоказанной эффективностью: винпоцетин, пирацетам, фенотропил, арбидол, римантадин, валидол, инозин, валокордин, церебролизин и другие». И хотя программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) фактически приказала долго жить, половина лекарств из этого списка перекочевали в перечень жизненно необходимых и важнейших. То есть здравствуют и поныне. Хотя многие прогрессивно настроенные врачи называют любимый народом валидол обычной мятной таблеткой, которую можно использовать только для свежести дыхания.

— Никто не говорит о том, что валидол способен творить чудеса, — считает доктор медицинских наук, профессор Алексей Протопопов. — Но этот препарат помогает при психосоматических расстройствах, когда человек ощущает сердцебиение, боли в сердце. А так он положил таблетку под язык — и стало легче. Он инфаркта, конечно, валидол не спасет, но никто от него этого и не ждет. То же самое касается успокоительных, таких как валокордин или корвалол: несколько капель — и пожилой человек успокоился, самочувствие улучшилось. Если пациент верит в целительное свойство лекарства, значит, они ему помогают. Скажете, эффект плацебо? Ну и что. Главное, чтобы вреда не было.

Тем не менее поборники всего прогрессивного настаивают: половина лекарств, которыми лечили в 50-60 гг. и продолжают использовать сейчас, являются обычными «пустышками», либо их эффективность крайне низка по сравнению с препаратами последнего поколения. Практикующие врачи эту точку зрения не поддерживают и уверены: старыми препаратами тоже можно лечиться. Особенно если нет денег на современные.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Протопопов, доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе СГМУ:

— Если уж говорить о морально устаревших лекарственных средствах, то здесь нужно учесть один очень важный нюанс. Можно лечиться современными дорогостоящими препаратами, если у тебя на это есть деньги. А если средств хватает только на устаревшее, но дешевое лекарство? Как быть в этом случае? Умирать? Как можно снимать такие препараты  с производства, если у многих людей просто нет денег на современное лекарство? И не нужно забывать про опыт. Тридцать лет назад мы лечили гипертоническую болезнь препаратами, которые сегодня считаются устаревшими, и ничего, успешно лечили.

Всеобщее «озеленение»

Интересно, что под раздачу чиновников попали даже популярные антисептики — йод и зеленка. Особенно поборники современных лекарств ополчились против спиртового раствора бриллиантовой зелени, аргумент — ее не используют на Западе. Почему бы в этом случае не вспомнить о том, что в западных странах не ставят банки, а горчичники считают просто средневековой пыткой, в то время как у нас они продаются в каждой аптеке. Саратовские фармакологи, педиатры и терапевты так объясняют отсутствие зеленки  в других странах: на Западе принята доктрина доказательной медицины, а молекулярный механизм действия бриллиантовой зелени не известен до сих пор. Чтобы выяснить это, требуется провести сложные и дорогостоящие исследования, но никто не пойдет на такие траты ради антисептика, чья цена в саратовских аптеках составляет 6-11 руб. Но достоинства зеленки однозначны , она не раздражает ткани, не сжигает, как йод, но долго не теряет активности после нанесения на кожу.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Галина ШЕМЕТОВА, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой поликлинической терапии СГМУ, член Всероссийского научного общества терапевтов:

— Йод и зеленка — отличные антисептики, проверенные временем и многолетней практикой. В педиатрии активно используется бриллиантовая зелень, а йод — известный с давних времен антисептик, и никакого вреда от них выявлено не было. Конечно, сейчас появляются новые антисептические средства, но они дороже стоят. Я не вижу смысла отказываться от тех средств, которые себя хорошо зарекомендовали. Тем более что и разница в цене между современными антисептиками и, скажем так, «устаревшими» весьма существенная.

Как-то так получается, что чиновники в белых халатах едва ли не слово в слово повторяют рекламные слоганы, которые можно найти на многочисленных сайтах, рекламирующих антисептические средства нового поколения.

К примеру, на сайте препарата мирамистин практически в открытую рассказывается об опасности старых антисептиков. Вот выдержка из подобной статьи: «Антисептики опасны и неприятны в использовании. Они раздражают кожу и слизистые, перед использованием их надо тщательно разводить, а если ошибиться с разведением, то можно получить химический ожог». И тут же составители публикации указывают, что не все антисептики одинаковы и опасны, а есть современный отечественный препарат мирамистин, отвечающий всем требованиям безопасности. Менее агрессивная реклама у швейцарского ранозаживляющего геля фениран, где больше идет упор на современность и прогрессивность лечения.

И все бы хорошо, вот только раствор йода спиртового, 5% (15 мл) стоит в местных аптеках от 10 до 15 руб., а пузырек мирамистина — 150-170 руб. (50 мл). Фениран-гель еще выше в цене — стоимость чудо-средства, якобы заживляющего все раны, составляет от 196 до 215 руб. за 20 граммов.

Сбить температуру

Еще одно новшество ожидает ртутные термометры, которые в ближайшее время должны исчезнуть с прилавков аптек. Это произойдет в том случае, если Россия ратифицирует так называемую конвенцию Минамата, которая регулирует производство и употребление ртути. Экологи пугают россиян статистикой, согласно которой в нашей стране ежегодно разбивается порядка 9 млн градусников, из-за чего в окружающую среду попадает около 18 тонн ртути, тогда как утилизируется всего лишь одна. Производители электронных градусников и заинтересованные в их продвижении врачи приготовили «страшилку» со своей стороны: мол, разбитый в квартире градусник представляет серьезную опасность для здоровья.

— Я не вижу никакой опасности и вреда от ртутных градусников, — высказывает свое мнение Алексей Протопопов. — Даже если он случайно разобьется — ничего страшного, ведь опасна не сама ртуть, а ее пары. Для того чтобы получить отравление парами ртути, нужно разбить в квартире не менее 5-10 градусников одновременно.

Если же конвенция будет ратифицирована, о простых ртутных градусниках по смешной цене от 18 до 35 руб. придется забыть раз и навсегда. На смену устаревшим термометрам уже пришли цифровые или электронные термометры (от 170 до 1 тыс. руб.), которые требуют замены батареек и запрещены к мытью и дезинфекции. А также суперсовременные инфракрасные термометры (бывают ушные, лобные и бесконтактные) стоимостью от 1300 до 2 тыс. руб., минусы которых — погрешности в измерении и необходимость периодической проверки. Говорят, что после заявлений чиновников в некоторых российских регионах ртутные градусники буквально исчезают с аптечных прилавков. Народ предпочитает набрать термометров на десять лет вперед, тем более что срок годности у градусника составляет 5-7 лет.

Несомненно, что все дешевое и доступное — кость в горле фармацевтических компаний и защищающих их интересы чиновников. Но в стране, где медицина фактически перешла на платные рельсы, самолечение является пусть и негативным, но все же выходом из положения. Если же устаревшие, но доступные пилюли навсегда покинут аптеки, треть населения, являющиеся мало­имущими, окажутся вообще отрезаны от лекарственной помощи.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий