Главная / Издания / Ничего наличного!

Ничего наличного!

Ничего наличного!
24 апреля 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№18 (819) 24.04-1.05.2013

Саратовские благотворители перестали помогать нуждающимся деньгами

Благотворительность нынче не в моде. Политики пекутся об больных, малоимущих и обездоленных лишь в канун выборов, бизнесмены предпочитают тратить деньги с пользой для своего дела, а обычные граждане опасаются, что их кровно заработанные пойдут не на помощь нуждающимся, а в карманы мошенников. А в это время в саратовских детских домах, интернатах и реабилитационных центрах радуются флакону импортного шампуня или пачке фломастеров. В особенностях местной благотворительности разбирался «МК» в Саратове».

Помощь оптом и в розницу

Давно известно, что государственные учреждения социального обслуживания населения, на чьем попечении находятся дети, инвалиды и старики, мягко говоря, не шикуют. И часто экономят даже на самом необходимом. В дефиците бывают стиральный порошок, шампуни, фломастеры и даже цветные карандаши, не говоря уже об одежде для несовершеннолетних воспитанников. Администрация интернатов и детских домов годами пишет письма на предприятия, в финансовые структуры, депутатам с просьбой помочь своим подопечным. Кому-то удается получить помощь, но многим приходится довольствоваться лишь обещаниями или «одноразовой» поддержкой.

Что касается обычных жителей Саратовской губернии, то они не жалеют для воспитанников учреждений социального обслуживания старой одежды и обуви. В детские дома и интернаты приезжают из ближайшего районного центра, выкладывают пакеты с  одеждой. Некоторые дарители даже уточняют: мол, по всему дому собирали, не гнушайтесь уж, чем можем… Порой кофточки, платья и свитерки бывают еще ничего — дырочку заштопал и носи, но иногда одежда заношена так, что с трудом переживает две стирки. В детских домах и интернатах такому «одежному» буму все равно рады, но предполагают, что возник он от обилия магазинов «секонд-хэнд». Люди накупят по дешевке вещичек, а потом не носят и в результате привозят в детские дома. Это уже не вторая жизнь вещей — третья, но хоть не на мусорку выбрасывают, и то счастье.

А вот с книгами — традиционным даром благотворителей в последние годы стало туго. Если раньше на предприятиях или в школах организовывали сбор литературы и привозили в казенное учреждение, на радость читающих воспитанников и персонала, то сейчас книжная благотворительная эпопея практически сошла на нет. Администрация интернатов гадает: то ли жители губернии раздали все старые книги, а новые, даже ненужные, отдавать жалко, то ли люди просто перестали читать из-за доступности электронных вариантов книг в интернете и дороговизны печатных экземпляров.

Школьники временно недоступны

Да и сами образовательные учреждения, лет семь-восемь назад считавшие за честь организовать концерт для престарелых и инвалидов или создать праздник ребенку-сироте, в последнее время утратили активность. В специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, села Сулак Краснопартизанского района есть лишь один постоянный спонсор — банк, который помог заменить старые оконные рамы на пластиковые окна. Больше благотворителей у интерната нет.

— Раньше, года два назад к нам приезжали школьники и каждый Новый год устраивали для детишек концерт, — рассказывает директор Любовь Тимофеева. — Пекли пироги, дарили мягкие игрушки, и дети чувствовали, что ими интересуются, о них заботятся. Но сейчас все стихло и учащиеся школ больше не приезжают.

Зато однажды появилась фирма-благотворитель из далекого Саратова, представители которой приехали и вручили каждому ребенку лично по пакетику с шампунем и зубной пастой. Мелочь, но приятно. Хотя и «одноразово». Дергачевскому детскому дому-интернату для умственно отсталых детей уже не первый год помогает саратовская компания, а также местные предприниматели. К примеру, в прошлом году подарили бочку меда, большую, килограммов на тридцать. Иногда привозят игрушки, но они быстро ломаются, поэтому в игрушках большой детский дом на 130 воспитанников нуждается всегда.

В интернаты и детские дома, расположенные в крупных районных центрах, спонсоры приходят чаще. Как рассказала Галина ШУТОВА, директор детского дома № 4 города Балаково, местные предприниматели не только помогают канцтоварами, игрушками и моющими средствами, но и устраивают праздники: на 18-летие одного из воспитанников сняли кафе, пригласили ведущего праздника, накрыли столы… Местные жители тоже, к удивлению, не скупятся — приходят и спрашивают: чем вам помочь? Иногда достаточно купить всем девочкам из небольшого детского дома (43 человека) по пузырьку импортного шампуня, на который у администрации банально не хватает средств, и дети уже довольны. Плюс ко всему у детского дома заключен договор с Академией права, и студенты филиала, обучающиеся в Балакове, помогают воспитанникам учить уроки, устраивают познавательные экскурсии и мероприятия. Впрочем, так везет далеко не всем. Квасниковский психоневрологический интернат (Энгельсский район) благотворителей не видел давно. Хотя письма о помощи администрация учреждения рассылает регулярно, никто не откликается. Сейчас руководство интерната пошло на крайние меры: развесили в селе Квасниковка объявления — может быть, местные жители помогут чем смогут.

К слову, последние результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», показали, что больше половины россиян (54%) никаких благодеяний незнакомым людям не оказывали и ничего никому не жертвовали. Для оставшихся 46% респондентов слово «милосердие» оказалось не пустым звуком: 22% из них подавали на улице милостыню нищим, 17% отдавали нуждающимся старую или не использованную ранее одежду и лишь каждый десятый (11%) передавал кому-то в благотворительных целях продукты, 7% — игрушки. Общественным фондам и бизнесменам, организовывающим благие дела, россияне не доверяют: 85% опрошенных никаких пожертвований через общественные каналы не делали.

Примите пять велосипедов!

Многие государственные учреждения соцобслуживания благотворителей видят крайне редко. Если видят вообще. У Михайловского психоневрологического интерната (Краснопартизанский район) спонсоров нет. Как рассказала директор учреждения Галина Сергеева, в прошлом году перед выборами местный депутат подарил воспитанникам интерната пять велосипедов, и на этом помощь закончилась — вместе с предвыборной кампанией. Примерно такая же ситуация в Сосновском психоневрологическом интернате, которому местные фермеры изредка помогают своей продукцией. В Черкасском интернате (Вольский район) уже почти десять лет существует один-единственный благотворитель — местный предприниматель, больше желающих помочь учреждению не наблюдалось.

Впрочем, иногда помощи можно ждать с совершенно неожиданной стороны.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Галина Горбатова, директор Вольского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями:

— В этом году у нас был удивительный случай: пожилая женщина, ветеран Великой Отечественной войны сама пришла в наш центр и пожертвовала 5 тысяч рублей на лекарства для больных детей. Мы их распределили на две семьи, в одной как раз ребенок проходил лечение и очень требовались деньги. Объяснила это так: у меня хорошая семья, сыновья, которые меня поддерживают, неплохая пенсия, а детишкам помочь нужно. Могу сказать, что это очень редкий случай, обычно жители не горят желанием оказать помощь, и уже тем более деньгами.

В благотворительных фондах подтверждают: саратовцы стали осуществлять пожертвования менее охотно. По словам Елены Бочковой, руководителя саратовского регионального отделения общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд», помогающего тяжелобольным детям и поддерживающего семьи, раньше среди спонсоров было немало пенсионеров, для больных детей присылали и несли пусть немного — кто 300, 500 или тысячу рублей, но тем не менее. Теперь среди дарителей пенсионеров не встретишь. Как предполагает Елена Бочкова, виной тому уровень жизни, который упал настолько, что пенсионеры потихоньку сами перебираются в категорию граждан, которым нужно помогать. Поэтому лишней копейки в доме пожилого человека не найдешь, впрочем, как и обычного рядового саратовца, отягощенного кредитами, высокой квартплатой и содержанием детей.

К самим же благотворительным фондам государство никак не хочет «благоволить»: уже не первый год обещает частичное освобождение от налогов, даже вице-премьер Дмитрий Медведев выступал за дополнительную поддержку благотворительности. Но пока все остается по-прежнему.

Кнуты и пряники

Однако в последнее время благотворительность стала несколько иной, и дело здесь не в численности «жертвователей», а в форме самой помощи.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ольга Коргунова, член Общественной палаты Саратовской области, руководитель саратовского детского благотворительного общественного фонда «Савва»:

— Сейчас проявилась новая тенденция: предприниматели и фонды предпочитают оказывать помощь не деньгами, а продуктами питания, канцтоварами, одеждой. Думаю, это удобно и правильно, поскольку знаешь, что твои благодеяния пойдут на пользу. Ведь иногда бывает как: соберешь многодетной неработающей маме некоторую денежную сумму на продукты, а она, вместо того чтобы купить крупы или макаронных изделий, тратит полученное на дорогую сырокопченую колбасу, или отец семейства закупает на эти деньги спиртное. Такое тоже бывает, поскольку деньги в руках — это всегда соблазн. Почему стало мало благотворителей? Думаю, здесь нельзя винить только одну сторону: мол, жадными стали люди. К большому сожалению, администрация тех же детских домов, интернатов работает по старинке: просто просит денег, не ставя перед собой цель заинтересовать потенциального спонсора. Перечисляет в списке все, что им нужно, и часто ответа не дожидается. Но ведь можно составить небольшой проект, скажем, не просто попросить три компьютера, а указать, что они необходимы для обучения детей компьютерной грамотности, что преподаватели будут свои и нужна лишь техника. И что на каждом компьютере будет висеть табличка с указанием спонсора, который их предоставил.

Также Ольга Коргунова отмечает еще один факт: в нашей губернии почему-то не принято делать отчеты для благотворителей. Пусть даже самые скромные, небольшие, но из которых будет видно, что пожертвования спонсоров пошли в дело.

— Ведь на самом деле все просто: напиши три абзаца, приложи фотографии, на которых видно, что карамель и пряники, подаренные предпринимателем Сидоровым, были розданы пяти семьям, и человек увидит, что был организован маленький праздник, дети получили сладости, которые он закупил, — высказывает свое мнение Ольга Викторовна. — Нужно искать новые, современные формы работы со спонсорами, не просто просить, а помочь реализовать тот или иной проект, даже если этот проект — празднование Нового года в детском доме или дни рождения воспитанников.

Пока же администрация интернатов, реабилитационных центров и детских домов  не влилась в новый формат общения со спонсорами, все остается так, как есть — примятый листочек формата А4 с перечислением скромных нужд учреждения: шампунь, зубная паста, стиральный порошок, шесть стульев, два стола и пять пар ботинок 38-го размера. И надежда, что кто-нибудь все же купит эти ботинки детям-сиротам хотя бы в «секонд-хенде».

Ирина Лихоман

Оставить комментарий