Главная / Издания / Экология сознания

Экология сознания

Экология сознания
25 апреля 2013

Петр Васильев

МК в Саратове

№18 (819) 24.04-1.05.2013

Этот открытый урок экологии шестиклассники саратовской школы № 95, наверное, запомнят надолго. Еще бы! На него помимо представителей администрации Саратова пришли министр области — председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования Дмитрий Соколов, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области Андрей Андрющенко, саратовский межрайонный природоохранный прокурор Александр Гончарь. А возглавляла всю эту делегацию член Совета Федерации от нашего региона Людмила Бокова.

Почетные гости  расположились у стены позади парт. А с флангов взяли ребят под прицелы видео- и фотокамер журналисты. Возникла довольно-таки нервная обстановка, в которой шестиклассникам предлагалось вести себя самым естественным образом, не замечая пристального внимания взрослых.

Общее напряжение сразу разрядила Людмила Бокова, педагог по образованию и прежней работе. Совершенно непринужденно, как будто всегда преподавала в этом классе, начала урок с философской притчи в форме сказки, остановив ее в самом интересном месте и предложив детям самим придумать продолжение. Таким образом, умело был дан старт аналитическому мышлению.

А далее эстафету подхватила учительница экологии, кандидат педагогических наук Светлана Некрасова. Свой предмет она ведет в школе уже 15 лет. Знает его досконально, любит и любовью этой зажигает сердца ребят. У Некрасовой очень интересные педагогические подходы. Вот такой, к примеру, принцип усвоения материала: «Скажи мне – я забуду; покажи мне – я запомню; а если сделаю, то и пойму!» Урок так и назывался — «Сделаем вместе!»

А посвящен он был одной из самых больных экологических проблем не только Саратовской области, но и всего мира — невероятным накоплениям мусора и возможным способам его утилизации. На интерактивной доске демонстрировались впечатляющие фотографии, угрожающие данные по засорению окружающей среды и даже карты действительно планетарных бедствий. Вот великий Тихий океан, имеющий два гигантских мутных водоворота — Восточный и Западный, где в толще воды находится, по подсчетам ученых, до 100 миллионов тонн самого разного мусора. А вот улицы городов в «сугробах» из пластиковых бутылок, использованных полиэтиленовых пакетов и всего остального, что давно жителям не в новинку.

Некрасова ведет урок в форме диалога, побуждая ребят анализировать причины происходящего и в то же время искать пути решения проблемы. Впрочем, для начала им нужно освоить уже имеющийся мировой опыт. И оказывается, школьники с ним знакомы очень подробно. Но это теория. Далее Некрасова плавно переводит разговор в практическую плоскость. Для начала дает ребятам обыкновенные офисные пластмассовые корзинки с обычным бытовым мусором и заданием определить, можно ли что-то из этого не выбрасывать, а использовать дальше, проявив смекалку. И ребята после оживленного обсуждения по группам находят массу интересных вариантов.

Между прочим, в классе всеобщее внимание привлекает стол с наиболее интересными поделками, которые дети принесли раньше. Они нашли применение даже луковой шелухе, сделав из нее эффектное цветочное панно-аппликацию. А завершился урок предложением выйти на улицу и, если есть в окрестностях школы мусор, собрать его. Это было именно предложение, а не указание или приказ. Но все охотно откликнулись, потому что подобные акции в школе не впервой. Убирали парки, приводили в порядок пруды, ездили в летние каникулы в экологические экспедиции по изучению флоры и фауны области, гармонии взаимодействия в окружающей среде. Такие мероприятия естественно встроены в преподавание экологии, в воспитании активного экологического сознания.

Перед уходом школьников Людмила Бокова вручает им небольшие, но очень интересные подарки — тоже на экологическую тему.

— Мне очень понравились эти ребята! — скажет она. — Чувствуется, что они по-настоящему любят окружающий мир, уважают его и, безусловно, будут беречь.

Такую же оценку дают и другие гости.

— Однако незаметно государственного решения этих проблем, хотя бы на законодательном уровне! — не выдерживают журналисты.

— Энтузиасты же многого не сделают.

— Такая работа ведется! — возражает Людмила Николаевна. — Снова поднят вопрос о принятии российского закона об отходах. Причем на уровне мировых стандартов решения этой проблемы. Постоянно конструктивно обсуждаем эту тему на международном Невском экологическом форуме, который в двадцатых числах мая соберется в Санкт-Петербурге уже в шестой раз. И там тоже будет идти речь об экологизации сознания людей. Ведь в той же северной столице есть крупный мусороперерабатывающий завод, однако должного порядка не наблюдается даже на остановках общественного транспорта. Я входила в группу по разработке нового российского закона об образовании. И экологическое воспитание мы сделали в нем одним из основных принципов. Начинаться оно должно чуть ли не с ясельной группы детских садов. Нужно растить поколения экологически грамотных людей. А дети, вполне возможно, окажут влияние на родителей. Впрочем, большинство взрослых понимают эту проблему и без посторонней помощи. А соответствующие законодательные акты, безусловно, будут приняты. Нынешний год объявлен Годом охраны окружающей среды. Замечательно! Но таким годом желательно чувствовать и каждый последующий, потому что об экологии нужно помнить постоянно. И постоянно решать проблемы охраны окружающей среды, среди которой мы, собственно, и находимся всю жизнь.

Петр Васильев

Оставить комментарий