Главная / Издания / День беды

День беды

День беды
08 мая 2013

Антон Краснов

МК в Саратове

№20 (821) 8-15.05.2013

Информационная война за итоги и трактовки событий Второй мировой продолжается, к сожалению, и ныне

В последние годы нам казалось, что попытки ревизовать ключевые этапы российской истории, в частности историю Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом, сошли на нет. В последние годы лично у автора этих строк создавалось впечатление, что даже беспощадная и частью бессмысленная западная историография свернула со своего магистрального пути — умаления роли СССР в войне — и признала: да, победили русские; да, вклад русских был решающим; да, фашизм был поражен в самое сердце и в конечном итоге уничтожен под Сталинградом, под Прохоровкой, в Курской и Берлинской операциях, а вовсе не в «эпохальных» сражениях типа битвы при атолле Мидуэй или, скажем, Коррехидоре и Тараве (слышали?).

Однако, как выяснилось совсем недавно, пересмотр и подтасовка ключевых событий Второй мировой в ущерб самосознанию практически каждого россиянина продолжается. «Историю пишут победители», — утверждал мистер Черчилль. Однако, опровергая этот постулат, за ностальгическо-геббельсовское перо взялись кое-кто из тех, кто имеет отношение и к лагерю побежденных…

«Ты помнишь, Шарлотта, дороги Берлинщины?..»

Прежде чем перейти к непосредственно главной теме — немного убийственной статистики. Существует такая, к сожалению, весьма авторитетная для европейцев и американцев штука, как глобальный индекс миролюбия (Global Peace Index). Это показатель, разработанный международной группой экспертов и учитывающий целый ряд критериев — от количества заключенных в стране до расходов на военные нужды и других «силовых» параметров. Так вот, в ГИМ-2012 России отведено аж 153-е место в мире: наша страна располагается между Северной Кореей, где граждане с голодухи едят траву, а отцы нации вовсю бряцают ядерным оружием, и Демократической Республикой Конго (экс-Заиром), государством, где каннибализм и детоубийство в процессе перманентной гражданской войны считаются в порядке вещей и за последний десяток лет зверски убито несколько миллионов человек. А кто же в верхней части рейтинга? Пожалуйста: 5-е место — Япония, 9-е — Финляндия, 15-е — Германия. Сплошь союзники по гитлеровской коалиции.

И таких рейтингов и индексов предостаточно. Так, в 2010 г. Германия по ежегодному опросу ВВС стала «самой мирной и положительной страной» с наиболее привлекательным имиджем. За нее проголосовали 59% респондентов, и наиболее распространенным эпитетом, который прикладывали к ФРГ опрошенные, стало «старая добрая тетушка». Головокружительный ребрендинг страны, не правда ли — от «юберменша» в завораживающе-черном мундире СС до «старой доброй тетушки»?  Неудивительно, что среднестатистический житель западных стран при всех его исходных данных — относительно узком кругозоре, короткой исторической памяти и клишированном взгляде на Россию — начинает задаваться вопросом: а как же так стало возможно, что «восточные варвары» выступили в роли спасителей Европы от таких милых, мирных, положительных немцев?

Это противоречие и положено в основу новейшего немецкого сериала «Наши матери, наши отцы», который вышел на экраны весной этого года и уже вызвал шквал протестов не только в России, но и в Польше, и на Украине. Тем, кто еще не имел возможности ознакомиться с этим милейшим творением германских кинематографистов, мой настоятельный совет — и не смотрите. Не пачкайтесь. Коротенько о предмете спора я вам расскажу.

Итак, сюжетец: летом 1941 г. в Берлине встречаются 21-летний офицер вермахта Вильгельм, его 19-летний брат Фридхельм, 20-летние юноша Виктор и девушки Шарлотта и Грета. В кадре — интеллигентные, милые лица, в кадре — люди, которые не знают, что нацизм — это плохо, что агрессия — это не есть гут, в кадре — прекраснодушные Вильгельмы и Шарлотты, из которых непонятно каким макаром ковались убийцы и фашисты. По крайней мере, непонятно из фильма. Только попав на фронт, эти добрые ребята — личный состав и обслуживающий медперсонал вермахта — начинают осознавать, что нацистская доктрина несет Германии зло. То, что и до 1941-го режим Третьего рейха обрел вполне конкретные очертания, в фильме начисто игнорируется.

Зато очень выпукло и недвусмысленно обрисовываются те, с кем столкнулись милые германские юноши и девушки на Восточном фронте. Это омерзительные «красные орды» Советской армии, расстреливающие раненых в госпиталях и насилующие немецких женщин; это чудовищные польские антисемиты и садисты из числа Армии Крайовой, которые ведут себя хуже гестаповцев в Освенциме, это какие-то мифически чудовищные украинцы, все сплошь полицаи и пособники нацизма.

Украина и Польша выразили протест сразу же по выходе клеветнического сериала на экраны в конце марта. В конце апреля в том же духе высказался и МИД РФ.

Карт-бланш на зверство

Мифологема «красных орд», которые уничтожают все на своем пути, не нова. Еще доктор Йозеф Геббельс, хлеща кнутом агитпропа войска, идущие на восток, рассуждал о том, что у немцев нет выбора — победа или смерть: дескать, если немцы уступят, то красные «монгольские орды» сметут все на своем пути, уничтожат детей и стариков, убьют и изнасилуют женщин, взорвут госпитали с медсестрами и ранеными… Все это показано в фильме.

Нет нужды говорить, что германские персонажи (за исключением ма-а-аленькой кучки нацистов, из-за которых все беды «хороших» немцев) показаны чистыми и благородными, срывающими гнусные планы русских мерзавцев и польских палачей. Эта мерзкая клевета направлена на ретуширование подлинной правды о войне — методичного и хладнокровного уничтожения мирного населения СССР германской военной машиной. Недвусмысленно намекается: если германские юноши и девушки причинили, гм, некоторое беспокойство русским, то «степные подонки» (наши с вами деды и прадеды) отплатили вдесятеро горшими злодеяниями.

Мотивы этой лжи, достойной «доброго» доктора Геббельса и сфабрикованной по его лекалам, понятны и прозрачны: немцам просто надоело каяться. Как тому зайцу из сказки Мамина-Сибиряка, которому надоело бояться, им осточертело испытывать чувство вины, нести покаянную голову на алтарь истории, ощущать себя Kadavergehorsam (т.е. «послушными как трупы», как иронично называют себя те, кому надоело каяться). Но избавиться от чувства вины, причем вины столь колоссальной, столь чудовищной, непросто, и потому лучшим выходом является переложение ее на кого-то другого.

На нас с вами.

Мысль эта, повторюсь, не нова. В 2000-е маститый британский историк Энтони БИВОР, охотно признавая, что более 80% сил вермахта было сосредоточено на Восточном фронте и что решающий вклад в Победу внес все-таки СССР, фабрикует более изощренную ложь, нежели твердолобый миф о том, что «войну выиграли союзники, и в основном США».  В своих трудах «Сталинград» и «Падение Берлина» он колоритно выявляет факторы, благодаря которым стала возможна победа над Германией: многочисленные «азиатские орды» и «толпы насильников», заваливая трупами путь колоннам немецких танков, крушат стройную систему Третьего рейха. Перед глазами живенько и ярко, как на голливудском лубке, выскакивает картинка: окровавленный «раб»-азиат с «подавленной сексуальностью» (ай да мистер Бивор!), урча от ненависти, врывается в цивилизованнейшую Германию (за что же он так «тетушку»-то?), грабит, насилует, мародерствует… «Образ солдат с горящими факелами над лицами женщин, укрывшихся в бункере, выбирающих себе жертвы, характерен для всех советских армий, действовавших в Берлинской операции», — расписывает историк в «Падении Берлина» (2002-й).

А теперь от эмоций — к фактам.

Еще 23 февраля 1942 г. был обнародован приказ Ставки, в котором прямо указывалось:  нельзя отождествлять банду Гитлера с немецким народом. Когда театр военных действий переместился на территорию противника, командующий 2-м Белорусским фронтом маршал Константин Рокоссовский подписал приказ № 006, в котором прямо предписывалось «строго, вплоть до расстрела, карать за мародерство, насилие, грабежи, бессмысленные поджоги и разрушения». Нет, незаконные действия по отношению к местному населению имели место, но это были разовые инциденты, а не система, и за эти инциденты виновных оформляли протоколом и направляли в органы контрразведки СМЕРШ. Мой родной дед служил как раз у Рокоссовского — в войну в действующей армии, а в послевоенное время в Главном штабе Северной группы войск, которой с конца мая 1945-го командовал маршал. Все детство я слушал рассказы о том, какова была дисциплина и сколь неукоснительно соблюдались приказы. Ни о каких «урчащих рабах» и «кровожадных дикарях» не могло и речи идти.

В то же самое время для «мирных Вильгельмов и Шарлотт», выведенных в фильме «Наши матери, наши отцы», были справедливы директивы совершенно иного толка. 16 декабря 1942 г. глава германского Генштаба Кейтель подписал директиву, в которой закреплял право вермахта применять в борьбе с Советским Союзом любые меры и средства без ограничений. Сюда входят и карательные меры против мирного населения, расстрелы женщин и детей и т.д. Впрочем, фюрер еще до войны — в приказе от 13 мая 1941 г. «О военной подсудности в районе операции «Барбаросса» и особых полномочиях войск» — снял все ограничения и ввел на территориях, подлежащих оккупации, неограниченный террор. Полный карт-бланш на зверства.

Все мы помним, как сыграла эта кровавая карта.
Почувствуйте разницу.
Но тут есть одно «но».

«Вильгельмы» и «Шарлотты» с проникновенными юношескими лицами разрушили свыше 1700 городов и поселков, сожгли 70 тыс. деревень, уничтожили 84 тыс. школ и 40 тыс. больниц, убили свыше 26 млн советских людей. Даже если бы наши солдаты творили все те зверства, в которых нас обвиняют иные английские историки и немецкие кинематографисты, лично я оправдал бы наших.

«Спросите тех, кто воевал, кто вас на Эльбе обнимал…»

Ложь, повторенная много раз, постепенно приобретает статус истины. Перетолки о том, что гитлеровская Германия не была таким уж злом, что это была просвещенная и передовая страна с прекрасной экономикой, идут давно. Подмена понятий на волне короткой исторической памяти человечества случалась уже неоднократно. Нынешней Германии, державе действительно комфортной для проживания и цивилизованной, флагману европейской экономики, нужен принципиально иной, «отмытый» имидж. Так сказать, старая добрая тетушка с уютным домом, длинным евро и очень добрыми намерениями… На ее фоне нынешняя Россия, разъедаемая противоречиями, коррупцией, необустроенностью населения, выглядит действительно невыгодно.

Так что немецким кинематографистам нет смысла останавливаться. Нужно продавливать свое направление. Например, снять сериал о замечательной здравнице Освенцим и создать правозащитную организацию по восстановлению этого курортного местечка, где недорого и качественно оздоравливали отдыхающих. Осудить советскую агрессию против добрых германских миротворцев Паулюса, осуществленную сталинградскими варварами в 1942-1943 г. Вернуть доброе имя незаслуженно оболганным культуртрегерам из СС и гестапо. Дать четко понять, что фашисты спасали мир от красной чумы.

Да что все Германия да Германия?.. Следует снять душещипательный сериал о том, сколь полезна для здоровья германской нации была варварская бомбардировка Дрездена англо-американской авиацией. Напомним, крупнейший эвакуационный центр, куда стекались беженцы — женщины, дети, старики, где было развернуто громадное количество госпиталей, союзники-«миротворцы» разнесли за 14 часов. Ужасающий позор дрезденской бомбардировки унес жизни от 25 тыс. человек (по данным англо-американской стороны) до 135 (данные СССР) и даже 250 тыс. человек (эта раздутая цифра была измышлена доктором Геббельсом в пропагандистских целях). Если уж начали применять лекала геббельсовского агитпропа, надо быть последовательным во всем и соблюдать хваленый немецкий порядок, не правда ли, господа кинематографисты?..

Впрочем, про бомбардировки Дрездена снимать немодно: у союзников отличный белозубый имидж. Есть еще один отличный сюжетец: свирепые сталинские «соколы» сбрасывают ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Как — американцы, а не русские?.. Почему же тогда 25% японских школьников убеждены, что атомную бомбардировку осуществил Советский Союз?

Ведь у нашей страны такой низкий индекс миролюбия.

P. S. Я намеренно оставляю этот текст без логического завершения. В такой теме, где информационное оружие начинает ломать твой социокультурный код, вносить сумятицу в святое, — в такой теме для меня нет и не может быть завершения. Идет война народная. Информационная война.

Антон Краснов

Оставить комментарий