Главная / Издания / Культурный шок

Культурный шок

Культурный шок
04 июня 2013

МК в Саратове

№24 (825) 5-12.06.2013

Проработав в сфере культуры практически всю свою жизнь, думаю, могу позволить себе сделать некоторые выводы из повседневного культурного бытия нашей губернии. А реальность нынешняя такова, что на культуру — один из главенствующих показателей стабильности в обществе — остается все меньше средств. Никогда не сомневался: едва культура превращается в падчерицу общества, общество неизбежно трансформируется в падчерицу цивилизации. Можно сколько угодно говорить о подъеме экономики, уповать на новое рыночное мышление, но человек, далекий от нравственно-духовных ориентиров, никакую экономику поднимать не способен. Чем стремительнее истончается «культурный слой», тем плотнее наполнение сознания примитивом того толка, что демонстрирует нам телеящик в бесчисленных сериалах и ток-шоу.

Побывал недавно в областном правительстве, где состоялись публичные слушания «Об исполнении областного бюджета 2012 года». Первое впечатление: обсуждения проходили нормально, по отработанной схеме. Прозвучал доклад министра финансов, затем выступления содокладчиков по отдельным отраслям, учреждениям, муниципальным образованиям. От нашей отрасли выступил директор академического театра оперы и балета Р. А. Мухамедьяров с отчетом об итогах работы театра за 2012 год. Выступил достойно, четко, корректно. Однако в целом от означенных слушаний я вынес шоковое ощущение. По мере того, как вдумывался в озвучиваемые цифры, становилось все менее комфортно. Судите сами: во время доклада министра финансов области А. С. Ларионова на экране проецировались цифры бюджета области 2012 года в сравнении с бюджетом 2011 года. Цифры отрасли «культура» меня потрясли.

На финансирование областных организаций культуры и кино в 2011 году выделялось 1372,4 млн рублей, а в 2012 году — 954,4 млн рублей. Сокращение произошло на 418 млн рублей, или на 30,5%. Случай вопиющий! У всех других отраслей в 2012 году наблюдалось увеличение бюджета. Лишь один пример из максимально родственной сферы: министерство образования области увеличило свой бюджет 2012 года более чем на 1,5 миллиарда рублей.

В нынешнем году все без исключения руководители областных организаций культуры жалуются, что работа все более и более пробуксовывает из-за катастрофически мизерного финансирования. Теперь мне стало понятно, почему это происходит. Когда формировался бюджет 2013 года, брали за основу уровень года предыдущего — это общепринятый метод. После же такого сокращения в бюджете осталась фактически только заработная плата с начислениями, а на выполнение услуг населению, то есть своих прямых трудовых функций, областные учреждения культуры денег не имеют. Я уже не говорю о ремонте зданий и укреплении материально-технической базы учреждений. Это уже то, что вообще за гранью понимания. Ломаться ничего не может, потому как денег на «реанимацию» вышедшего из строя все равно нет! Фактически имеет место дистрофия, стремительное и устрашающее обнищание (или обирание?!) важнейшей отрасли, напрямую отвечающей за духовное и нравственное развитие общества. Как же такое могло произойти? Задав сам себе подобный вопрос, я осознал, что куда как предпочтительнее адресовать эти доводы тогдашнему министру культуры В. Н. Синюкову. Вполне логично было бы задать и другие вопросы: почему дал согласие на такое сокращение? Чем руководствовался? Почему не протестовал, не забил тревогу во все колокола, повод-то был для этого насущнейший.

Не столь уж давно в СМИ широко и подробно освещалось наше с Синюковым противостояние. Поэтому не сомневаюсь, что мои слова поспешат опровергнуть или хотя бы поставить под сомнение личности, симпатизирующие бывшему министру культуры. Кто-то заявит, что решительно не верит, что  человек с офицерской честью (генерал по воинскому званию!) не протестовал против подобного положения вещей. Кто-то предположит, что высокопоставленного чиновника заставили молчать вынужденные обстоятельства: мол, честь мундира предполагает «невынесение сора из избы» в любой нише профессиональной деятельности. Я уже много лет в «культурной теме», работал и в министерском кресле, поэтому что такое обстоятельства всех видов и мастей знаю не понаслышке. Но позвольте, если «сор» не выносить из избы, в нем можно и задохнуться! Понятно, что министр культуры подчиняется губернатору, понятно, что существует субординация, но ведь и собственная воля, собственное осмысление ситуации должны быть! В свое время, когда едва ли не с молотка могли уйти многие дворцы культуры, я, находясь в министерском месте, отвоевал их от бойкой «прихватизации». Говорю об этом не для того, чтобы побахвалиться своей принципиальностью. Просто как доказательство проявления собственной воли, которая у человека на подобном месте должна быть. Лично я, к своему великому сожалению, никогда не видел доказательств проявления протеста Синюкова против подобного постыдного раздевания культуры до исподнего белья. А между тем министр культуры губернии, территориально равной Франции, губернии, в областном центре которой имеются академические театры, старейшая в стране консерватория, художественный музей, — фигура серьезная. И рычаги воздействия на саратовского губернатора у него имелись. Опротестуй он подобное через прессу, проведи в срочном порядке внеочередную коллегию министерства культуры, обратись, наконец, за поддержкой к ведущим мастерам культуры и искусства области, благо область на них щедра, глядишь, ситуация видоизменилась бы к лучшему. Как видите, варианты имелись, только ни одним из них В.Н. Синюков не воспользовался. Уверен, узнай мы об этом своевременно, стань все это по горячим следам достоянием общественности, такого варварства по отношению к отрасли мы попытались бы не допустить. Но… Общественное мнение не было сформировано.

Почему подобное произошло? У меня есть только одна версия ответа на этот вопрос: в культуре этот человек — случайный. Губернатору П. Л. Ипатову такой министр был удобен. Профессионалы, как правило, спорят, защищают свое дело, люди же со стороны обычно безропотно выполняют все, о чем их попросят.

К сожалению, в нашей стране в последнее время стало модным ставить на руководство отраслями людей, ничего в них не понимающих. Сердюков был брошен на министерство обороны, Скрынник — на министерство сельского хозяйства. Список можно продолжать до бесконечности. Если «пройтись» по всем руководящим должностям, начиная с федерального уровня, потом регионального, далее — муниципального и заканчивая поселковым, армия горе-руководителей в стране обнаружится гигантская. Ну не понимаешь ты ничего в своей вотчине, так сиди тихо, получай свою зарплату и не мешай работать понимающим подчиненным. Но в жизни, как правило, бывает все наоборот. Руководитель наворочает такое, что не всегда можно впоследствии исправить.

Президент России В. В. Путин объявил своим Указом 2014 год Годом культуры. Таким образом, руководителям всех уровней определена генеральная линия, которой они должны придерживаться. Естественно, как это всегда бывало в России, будет много шума, пустой трескотни, благородных обещаний. Но убежден, что для отрасли в целом будет сделано и много хорошего. Работникам культуры нужно этим воспользоваться для спасения своих учреждений, обратив особое внимание на повышение качества работы. Бюджеты отрасли будут, по мере сил и возможностей, увеличены. В Саратовской области случай особый. Если такое увеличение и произойдет, то мы можем получить бюджет, лишь равный бюджету 2011 года. И даже в этом случае наша отрасль будет отброшена на три года назад. Но это областной уровень. Руководители муниципальных районов ведь тоже не дремлют, у них тоже есть свой метод урезания бюджета отрасли. Меня могут спросить: а что в районе можно урезать? Ведь там даже в бюджетах не закладываются средства для осуществления подписки периодических изданий для сельских библиотек. Все так. Но при этом дурной пример заразителен. Утвердив свои бюджеты на очередной год, администрации и законодательные органы муниципальных районов в течение года ввели практику урезания утвержденных бюджетов отрасли культура и передачи этих средств на иные цели. Проблем в районе много — одни дороги чего стоят. А культура все стерпит. Масштабы «урезаний» растут в математической прогрессии. Если в 2010 году на местах от культуры «отщипнули» 58 миллионов 137 тысяч рублей, то в 2011 году — 104 миллиона 958 тысяч рублей, а в 2012 году — уже 191 миллион 726 тысяч рублей. Процесс продолжается. За пять месяцев текущего года у сельской культуры отобрано 79 миллионов 855 тысяч рублей. В 2012 году Марксовский район отобрал у культуры более 31 миллиона рублей, Калининский — 22,5, Екатериновский — 19,6, Пугачевский — 13,4, Петровский — 12 миллионов. Остальные поменьше. По причине, что урезать больше некуда, отрезано все.

Во время предвыборной кампании В.В. Путин, встречаясь с народом, выявил болевые точки нашей жизни. После инаугурации в своих указах он дал задание Правительству России, руководителям всех уровней немедленно приступить к исправлению существующих слабых мест. Прошел год, настала пора подведения итогов этого исправления. В Указе № 597 от 7 мая 2012 года была поставлена задача осуществить «повышение заработной платы работникам бюджетной сферы экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций». Культура — бюджетная сфера, следовательно, на нее это задание также распространяется. Чтобы его выполнить, необходимо изыскать внутренние резервы. Есть ли они в культуре? На территории сельских муниципальных районов есть, и немалые. Численность сельского населения области имеет тенденцию к сокращению. Что греха таить, на территории области появилось  много сел, число жителей которых не превышает одного-двух десятков. Село исчезает, и остановить этот процесс практически невозможно. Держать в таких селах стационарные клубы и библиотеки, тратить средства на содержание зданий и штатных сотрудников становится нерациональным. Встает вопрос о закрытии этих учреждений. Но при этом малочисленное население сел нельзя оставить без услуг по организации досуга, то есть без услуг учреждений культуры. Для этого районный орган культуры должен иметь парк передвижных форм обслуживания населения: автоклубы, передвижные библиобусы и кинотеатры. На их приобретение можно истратить 2/3 средств, которые использовались на содержание закрывающихся клубов и библиотек, а 1/3 — на повышение заработной платы сельским работникам культуры. Таким образом, будет выполнена задача, поставленная Президентом РФ, и одновременно обеспечено услугами культуры все без исключения население района. Решение неплохое, при условии, что выполнено оно будет комплексно. Но на деле же выходит по печальному парадоксу от Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Районные руководители никаких средств органам культуры не оставляют — все уходит в бюджет района. Повышение заработной платы, может быть, частично и произойдет, а вот о приобретении  передвижных библиобусов, кинотеатров и автоклубов никто и не помышляет. Для жителей малонаселенных сел остается два «утешения»: алкоголь и табак.

По счастью, вопреки обстоятельствам в небольших районных поселках по области продолжает проходить немало интересного. В Калининске не так давно прошли Алексеевские чтения. Певучая и дружащая с культурой Самойловка, как была, так и остается другом и партнером Саратовского оперного театра, а в селе Ивановка Калининского района 6 июня устроят пушкинский праздник поэзии. И все желающие будут читать стихи.

Народ и в больших городах, и в малюсеньких поселочках тяготеет к культуре. Одно прискорбно: с большинством горе-руководителей на местах задачи, поставленные президентом, имеют серьезную тенденцию к торможению. В культуре дилетантизм и равнодушие сродни бомбе замедленного действия, уничтожающей самосознание народа. Честь профессионального мундира не в том, чтобы его обладатели замалчивали или не замечали негатива и проб­лем, а в том, чтобы осмыслять их и искать выход. 

Илья Кияненко,
заслуженный работник культуры России.

Оставить комментарий