Главная / Издания / Гагарин все еще первый

Гагарин все еще первый

Гагарин  все еще первый
10 июля 2013

Павел Веденеев

МК в Саратове

№29 (830) 10-17.07.2013

Тренд-2013: патриотизм киношный, героический, на все времена

Запрос на патриотизм в обществе есть, потребность в духовных скрепах, как выразился президент Владимир ПУТИН, колоссальная. Вопрос в том, кого нынче считать патриотом и что называть духовными скрепами и любовью к родине.

Потому как ежели речь о березках, так их давно срубили, чтобы установить новый автосалон, а возобновленные в школах смотры военно-патриотической песни почему-то не помогают. Их проводят, но общество духовно крепче не становится. Остается одно — наша великая история и наши достижения. А где их еще увидишь, как не на экране?

Патриотизм по-саратовски

Ну, положим, не все, что нам показывают, способно вызвать чувство гордости за страну, в которой мы живем. Как навернулся очередной «Протон», видели все. Кто не успел в прямом эфире, тот посмотрел в интернете. Вроде катастрофа, а смешно. Особенно когда оператор настойчиво продолжал искать объективом ракету вверху, когда она давно уже стремилась к земле.

В Саратове о космосе не грезят. У нас свои символы: саратовская гармошка и калачи, горбатый мост и консерватория. Вяло протекает патриотическая акция «Покупай саратовское». Максимум, на что хватило фантазии, — пятилитровая канистра с водой местного происхождения и силуэтом той же консерватории на этикетке. Удивительно, что колокольчики от гармошки не приделали.

А еще до Саратова добралась-таки мода 50-70-х гг., когда кино в деревнях и райцентрах крутили на свежем воздухе. На прошлой неделе городские власти продемонстрировали у ФОКа в поселке Юбилейный фильм про войну. Еще раньше на набережной Космонавтов показывали сразу два хита 2013 г. — «Легенду № 17» и «Гагарин. Первый в космосе». На последнем и остановимся чуть подробнее, благо о ХАРЛАМОВЕ мы уже писали.

Не Гадюкино, и слава богу

Сразу успокою жителей Саратовщины, наша губерния в картине показана великолепно. С высоты гагаринского полета. Поля распаханы, чистенько кругом, мусорных куч не видно, бумажки и окурки нигде не валяются. Ну да это 1961 год, если кто забыл. Тогда у нас все по-другому было.

ГАГАРИН приземляется, долго не может открыть шлем. А потом говорит нерусской девочке, что он свой, советский. Девочка пугается и бежит к бабушке. Невольно поймал себя на мысли, что тут все равно будет какой-то подвох, какой-то антисаратовский выпад, к которым мы, признаться, привыкли. Думалось, что Юрий Алексеевич сейчас отряхнется, оглянется вокруг, узнает местность и скажет:

— А дорог, я смотрю, так и не построили!

Но нет, обошлось. Хотя когда генерал отдал в телефонную трубку приказ «до Гагарина даже пальцем не дотрагиваться», некий стеб почудился. Да что ж мы, саратовские, первого космонавта поломаем, что ли!

Скажите, как его зовут

Сюжет, в сущности, незатейлив. Показаны последние часы и минуты до полета, и все это сдобрено флэшбэками, когда герой вспоминает вехи большого пути в космос. Мне кажется, когда у создателей картины прошла первая радость от родившегося замысла («А давайте снимем кино про Гагарина!» — «Точно! Какая замечательная мысль!» — «Что-нибудь патриотическое» — «Да-да, про первый полет!»), пришло и понимание того, что сделать это будет очень сложно. Мы ж его, Юрия Алексеевича, как облупленного знаем! Чем нас удивишь?

Сам фильм длится, естественно, 108 минут. Конечно, нельзя было обойтись без центрифуги, обеда из тюбиков, а также многочисленных собачонок, уже побывавших в космосе. Именно у пса в шутку спрашивает Гагарин о том, что его ждет высоко в небе. Пес не отвечает, нагнетая обстановку.

Юрий в фильме безупречен, как и полагается легенде. Любит детей и мать. Постоянно мирит ссорящихся друзей. Трогательно ухаживает за будущей женой. Даже когда голодным мальчишкой лезет к соседу за картошкой, симпатичен. Опасность — мое второе имя, написали бы на голливудской афише. В общем-то, это даже не реальный Гагарин, а тот, каким его рисуют уже более пятидесяти лет. Былинный персонаж. Только такой и мог стать первым.

Немного заинтриговали сложными отношениями с отцом-плотником. Причем биб­лейские мотивы тут не ночевали. Аналогия, скорее, с папой Карло из известного произведения. Даже спорят они о красоте заготовок. Отцу нравится неотесанный чурбачок, сыну — обработанный.

Вот это, думаю, будет не совсем понятно для разношерстной современной молодежи. Это советский человек знал, что нехорошо выделяться, потому все ходили в одинаковой одежде и имели в квартире одинаковую обстановку. Впрочем, кино Павла ПАРХОМЕНКО сделано именно для советского человека. Чтобы он, поманив внука, сказал: «Понял, каких мы успехов добивались, когда ходили строем? Так что быстро вынул серьгу из уха и пошел постригся!» или «В твои годы мы в космос летали, а не на роликах катались!»

Круче Хичкока

Автор «Легенды № 17» Николай ЛЕБЕДЕВ фанател от ХИЧКОКА, потому его первые фильмы («Змеиный источник» и «Поклонник») о маньяках. Но хичкоковского напряжения в «Гагарине» гораздо больше. Вроде бы знаешь, чем дело кончится, а все равно сопереживаешь до последнего

Ужас первого полета, несмотря на скромный бюджет картины, показан замечательно. Тут авторы фильма убедительны. Мы давно привыкли к тому, что полет в космос (только не на спутнике ГЛОНАСС) вполне безопасен, что побарахтаться в невесомости может даже турист. Но самому первому было очень страшно. И потому понравилось, что свое знаменитое «Поехали!» Юра (в исполнении Ярослава ЖАЛНИНА) не сказал, а еле выдавил из себя. Скорее всего, так и было.

Сергей Павлович КОРОЛЁВ (Михаил ФИЛИППОВ) еще добавляет перца. Каждая новость о том, как проходит полет, вызывает бурю эмоций на его лице. Все поставлено на карту. Сработала система торможения? Ну надо же! И ты понимаешь, что система могла и не сработать. Причем второй вариант был более вероятен, чем первый!

И даже еще острее чувствуешь это, когда во время короткой заминки перед стартом, в капсуле, внутри которой уже сидел Гагарин, отвернули крышку, а потом завернули обратно. И все это в каких-то сантиметрах от головы первого космонавта. Кожей ощущаешь, что через несколько минут вот эти железяки, так легко отворачивающиеся и приворачивающиеся, будут нестись с бешеной даже по нынешним временам скоростью.

…Мой первый компьютер был 486-м. Я не помню, почему он так назывался, но емкость жесткого диска составляла 850 мегабайт. Это был 1995 г. То есть 18 лет лежит между нынешними планшетниками и 486-м. Пропасть. От 1961-го нас отделяет более полувека. Чтобы было понятнее — это примерно три пропасти от современных планшетников до 486-го. То есть реально вот что произошло. Живого человека запихнули в консервную банку и с силой запулили ее в сторону звездного неба. Благодаря фильму примерно стало понятно, что должен был чувствовать Гагарин. И как же нужно было любить свою родину, чтобы на это согласиться! А ТИТОВ еще весь фильм ходит и обижается, что не его первым запускают.

Воспитание чувств

Патриотизм, по фильму, это то, что ты делаешь ради своей страны, чтобы прославить ее, совершенно не считаясь с личными устремлениями. Жена переживает за мужа, отец не хочет, чтобы сын уезжал из деревни, даже ХРУЩЁВУ приходится преодолевать определенные трудности, чтобы Гагарину после полета присвоили не очередное воинское звание, а сразу дали майора.

Но вот приходит время что-то решать, и отец дает добро сыну на отъезд, супруга отказывается подписывать письмо, в котором к начальству обращаются жены космонавтов и просят первым послать в неизвестное холостого. Ну и майора дают, чего уж. То есть каждый вносит свой посильный вклад в общую победу. Потому и радость одна на всех и такая, что в ней утонуть впору.

Представить нечто подобное сегодня почти невозможно. Ну чтобы, например, вся страна влюбилась в Сколково и потом радовалась каждой новой нанотехнологичной гайке с резьбой поперек. То есть скрепы духовные нужны, но вот тут, поблизости, их крепить не к чему. Это как дюбель вгонять в гипсокартон. Потому и делают скрепы длинными, чтобы зацепить то время, где у нас были реальные прорывы — в науке, в ратном деле, литературе. За Гагарина цепляемся, за ЖУКОВА, за СОЛЖЕНИЦЫНА. (Вот, кстати, и следующий в очереди на экранизацию жития.)

Вообще я понял, что писать рецензию на патриотический фильм бессмысленно. Определенная заданность не дает режиссеру возможности снять кино «по мотивам». В «Легенде № 17» авторы немного переставили куски жизни хоккеиста местами. Для пущего драматизма. Тут нельзя. Вообразите, что получилось бы, если бы Гагарин сначала полетел в космос, а потом полез к соседу-немцу за картошкой.

С другой стороны, у такого рода продукции есть одно несомненное преимущество. Патриотическое кино не может быть плохим. Любое патриотическое кино, даже снятое на коленке, позитивно, полезно и свою функцию выполняет. Вот и «Гагарин» функционален. (Уже то хорошо, что российская молодежь вспомнит, что первым в космос полетел наш человек, а не Том ХЭНКС на «Апполо-13».) А поскольку фильм получился добротным, то даже многофункционален. У меня вон до сих пор мурашки по коже бегут, когда вспоминаю летящий огненный шар, в котором вот-вот должна сработать тормозная система.

Может, мурашки, адреналин — это и есть обязательная составляющая патриотизма? Тогда ладно. Тогда пусть катаются на роликах. Между просмотрами фильмов.

Павел Веденеев

Оставить комментарий