Главная / Издания / Балаковская АЭС - открытое информационное поле

Балаковская АЭС - открытое информационное поле

Балаковская АЭС - открытое информационное поле
19 июля 2013

Saratovnews

Специалисты категорически утверждают — повышение мощности блоков атомной станции в Балаково не содержит в себе никакой опасности

Ситуация на Балаковской атомной станции никогда не оставляла равнодушными жителей жителей Саратовской области. Любое событие,.связанное с работой АЭС, всегда вызывает повышенный интерес и зачастую обрастает многочисленными домыслами, слухами, предположениями — нередко весьма далёкими от реальности. Вот и сейчас известие о том, что на АЭС будет повышена мощность реакторов, вызвало очень неоднозначную реакцию различных групп общественности. В редакцию нашей газеты уже поступило немало обращений от читателей — их беспокоит, каким образом скажутся изменения в работе крупнейшего производителя атомной энергии на окружающей среде и, в первую очередь, на уровне безопасности людей, то есть, нас с вами.

За разъяснениями мы обратились к руководителю Центра общественной информации Балаковской АЭС Дмитрию Шевченко. Попросили его дать ответ на вопросы, содержащиеся в письмах и звонках читателей.

- Вам, конечно, известно, что в Балаково проводился сбор подписей против повышения мощности АЭС. Как вы считаете, с чем это связано?

- Да, ситуация со сбором подписей неприятна. Хотя вполне можно понять, что жители Балаково с некоторой настороженностью относятся к известиям о повышении мощности АЭС, как и к вопросам продувки водоёма-охладителя при атомной станции. В чём причина? Она, увы, банальна — недостаток подлинной информации. Прибавьте к этому избыток фальшивой информации, поступающе, к сожалению, из некоторых СМИ. Когда тут говорят одно, а там другое. У людей возникает чувство неуверенности, а значит, отсутствие понимания истинного положения вещей.

 Хочу сказать ещё об одном. Из 190 тысяч жителей нашего города Балаково около 12 тысяч так или иначе связаны с атомной станцией — это работники, члены их семей, родственники, коллективы подрядных организаций. Вполне можно было бы организовать среди них сбор подписей в поддержку нововведений и число людей выступивших «за» оказалось бы намного большим, чем тех, кто «против». Однако этого никто даже не пытался сделать. Теперь думаю — может быть, зря?

 - Но ведь независимые экологи в многочисленных выступлениях в СМИ приводят очень тревожные данные...

 - Не лишне будет поинтересоваться — а откуда они эти данные берут? Если кто-то всерьёз озабочен состоянием окружающей среды и экологическими проблемами, надо располагать серьёзными информационными источниками, прежде, чем делать громкие заявления и разоблачения.

В нашем информационном центре целый месяц лежали тома документа «Предварительные материалы по оценке воздействия на окружающую среду эксплуатации энергоблока №1 Балаковской АЭС на мощности реакторной установки 104% от номинальной» (ОВОС), подготовленного в нынешнем году в Москве. Что вы думаете, кто-нибудь из этих крикунов и сборщиков подписей соизволил прийти туда и с ними ознакомиться, почитать? А уж тем более, обратиться с вопросом ? Ни один!

 28 июня мы разослали пригласительные на «круглый стол» по актуальным вопросам экологии — адресно направили 54 письма. И что же? Пришли всего два человека — председатель Балаковского отделения Всероссийского общества охраны природы И.Е. Лукьянов и председатель Общественного совета Балаковского муниципального района Е.В. Запяткин. Где же остальные борцы за экологию? Им это, видимо, неинтересно. А может быть — и это более вероятно, нет реальных фактов и действенных аргументов для серьёзного спора. Вот и не хотят выглядеть не в лучшем свете перед специалистами и населением.

Ещё нас Общественная палата упрекнула — мол, не пригласили их представителей на общественные слушания Постойте, ребята — так ведь это же дело добровольное! Интересуешься — приходи, хочешь высказаться — записывайся и выступай. Обращайся с любым вопросом, высказывай любые мнения — никто этого не запрещает. Двери были открыты, дата и время слушаний известны, поэтому упрёки в том, что мы не дали кому-то возможности в них поучаствовать, не имеют под собой почвы.

Вот другой пример. Читаю обращение всероссийского общества охраны природы и волосы дыбом встают - «на первом блоке АЭС старый реактор, он не выдержит повышения мощностей...» Стоп! Кто это написал — директор материаловедческого НИИ? Откуда в голове такая ересь? Или ещё - «трубопроводы напряжены..» Что это означает? Я, будучи специалистом со специальным профильным образованием, не могу понять такой терминологии — да её попросту и не существует.

 Пугают людей тем, что блоки дают осадку!Эка невидаль – все строительные конструкции дают осадку, на блоках она давно стабилизировалась и не превышает нормы. А самое интересное - это рассуждения об опасности повышения мощности. Я вижу, что мало кто из интернет-писателей в принципе представляет себе. Что это такое — повысить тепловую мощность реактора на 4 процента. Зато все в один голос уверяют — очень опасно. Я, в отличие от них, могу доказать, что совсем не опасно и выбросы не вырастут. Скажу больше, все наши блоки уже давно работают на 104 процента, четыре блока в течение двух лет, а один — в течение четырёх, в общей сложности это составляет 12 реакторо-лет, как говорят атомщики. При этом и техническая безопасность обеспечена и экологическая безопасность подтверждена.

 - Так что же получается, энергоблоки Балаковской АЭС уже не первый год работают с мощностью на 104 процента? А нам рассказывают о каких-то опасных экспериментах.

 - Это и удивительно. Мы же не сегодня собрались поднимать мощность, а начали это делать ещё с 2008-го года. После этого было множество инспекций и проверок — и наших, и зарубежных. Специалисты хорошо понимают: есть запас — надо его использовать. Запас — вот в данном случае ключевое слово. Не запас прочности — на это никто не посягает, а запас в смысле более точных измерений, более оптимальных циклов работы. Он есть и мы спокойно можем поднимать мощность.

Пусть нас обоснованно упрекнут в нарушении законов, укажут, в чём мы не правы, где заметно несоответствие — но ведь ничего этого нет, одни громкие крики. Зачем пугать людей? Вижу в этом неуважение не столько к нам, работникам станции, сколько к самим жителям города. Их считают способными поверить в любую чепуху, нелепость. Примером может служить ситуация в 2004-м году. Ничего старшного не произошло, прорвало третьестепенную по значимости трубу, вышел наружу читсый пар, дистиллят. Всем официально говорили — будьте спокойны, так нет же — вся область пила йод, и даже в соседних регионах таким образом «спасались» по невесть чьей подсказке. Был шум, крик, а что в итоге? Станция работала безаварийно, а сколько людей зря себя потравили? Вот и сейчас опять поднимают панику на пустом месте — с какой целью, кому это надо? Не понимаю. Самим ума не хватает, так хоть людей зря не тревожьте, разберитесь сначала обстоятельно, а потом уж комментарии в СМИ давайте, тем более, выдвигайте обвинения.

- Может быть, действительно, жителям области не хватает информации обо всём этом? Ведь вас часто упрекают в закрытости.

- Информации, возможно, к большому нашему сожалению. В самом деле не хватает. Но насчёт нашей «закрытости»... . Знаете, есть старая восточная поговорка. Даже один караванщик может привести на водопой сто верблюдов, но даже сто караванщиков не могут заставить хоть одного верблюда напиться! Росатом открыл в Саратвое свой информационный центр. У нас в Балаково такой центр уже давно существует — через него ежегодно проходят порядка десяти тысяч посетителей, каждые три дня выходят пресс-релизы. Публикуем много статей — только в региональной прессе суммарный тираж достигает пятисот тысяч. И после этого кто-то на всю страну заявляет - «слишком закрыты»! Тут даже комментировать нечего, настолько глупо такое обвинение звучит.

- Значит, повышение мощности — вполне обдуманный шаг?

- Более чем. Судите сами - повышаем мощность на 4% от тепловой мощности реактора. Основной элемент, надёжность которого должна быть гарантирована – это корпус реактора. Параметры в корпусе по проекту следующие – температура воды на выходе от 318 до 322 градусов цельсия и давление 160 атмосфер. При повышении мощности мы увеличиваем количество делений урана в активной зоне и получаем прирост по температуре всего 1,5 градуса. При этом повысив параллельно точность измерения мы можем обеспечить практически 320 градусов стабильно. Сравните с проектом – ну и где тут повышенная нагрузка? Давление в корпусе мы не меняем, хотя запас по прочности у него такой, что на испытаниях мы «давим» его до огромной величины в 250 атмосфер! И это обыкновенная регламентная проверка предусмотренная конструкторами. Каждый год из реактора извлекаются образцы стали и в специальных НИИ проводится полный комплекс исследование по изменению прочностных свойств. Контроль – жесточайший. Хотя эти образцы корпусной стали находятся в ещё более нагруженных условиях чем сам корпус – прямо в активной зоне. Так что ошибка сведена к минимуму. А вот то, что мы под повышение нагрузки турбины заменили часть оборудования - это на уровень безопасности повлияло самым положительным образом.

- А что скажете о продувке пруда-охладителя?

- Вообще проблема засоления воды общеизвестна и характерна для всех АЭС и тепловых электростанций. Идея продувки водоема-охладителя Балаковской АЭС является стандартным решением - такие же системы имеют многие зарубежные атомные станции. Продувка давно уже производится как в России (на Ростовской, Смоленской и других АЭС), так и на Украине (на Запорожской АЭС с ее шестью блоками-миллионниками - такими же, кстати, как и блоки Балаковской АЭС). Никаких негативных последствий для экологической обстановки это не вызвало. Даже наоборот, имея в виду стабилизацию солесодержания их водоемов-охладителей, отразилось на ней вполне благотворно, поскольку такие водоемы, как правило, имеют рекреационное значение. Здесь отдыхают жители близлежащих населенных пунктов, на водоемах обитают и активно размножаются птицы различных видов – от лебедей, до бакланов. Даже серая цапля прилетает – а она очень требовательна к состоянию окружающей среды.

Возможность продувки водоема-охладителя Балаковской АЭС была подтверждена результатами большого комплекса проведенных в 2005-2009 годах научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, к которым были привлечены ученые Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Саратовского государственного технического университета и ряда специализированных организаций.

И потом, по радиационным показателям пруд, как вы его называете, соответствует требованиям к питьевой воде! Есть документы, подтверждающие это.

Я живу в Балаково уже с 1983 года и всё это время купаюсь в пруде - охладителе. А сейчас вот и сына-второкласника вывожу поплавать в теплой водичке. Уж поверьте мне, я своих близких люблю и за их здоровье беспокоюсь.