Главная / Издания / Рагу не пожелаешь

Рагу не пожелаешь

Рагу не пожелаешь
07 августа 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№33 (834) 7-14.08.2013

В рационе саратовских больниц станет меньше рыбы и мяса

То, что пациентов стационаров не балуют диетическими изысками, известно давно. Молочный суп серого цвета с одиноко плавающими макаронинами, отварная рыба, представляющая собой засохший хвост минтая, манная каша из застывших осклизлых комочков и чай со странным запахом — это лишь небольшая часть больничного диетического меню. Но уже в ближайшее время рацион должен измениться. Минздрав РФ пересмотрел параметры лечебного питания, и теперь больным будут давать меньше говядины и рыбы, но зато больше кефира и ряженки, а также белковые сухие смеси, которые должны увеличить калорийность пищи. По крайней мере, так обещают чиновники. Изменится ли больничный рацион в реальности, выяснял «МК» в Саратове».

В сухом остатке

С 23 июля этого года в силу вступил новый приказ Минздрава РФ № 395Н «Об утверждении норм лечебного питания». Приказ меняет больничный рацион: теперь в нем будет меньше творога, сливочного масла, говядины, рыбы, зато увеличится количество овощей — огурцов и помидоров, различных круп и кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, ряженка), кофе и какао. Впервые в нормах появляются горох, фасоль и чечевица, соленые и маринованные овощи. Как объясняют специалисты, крупа идет как на приготовление первых блюд, так и на различные каши, которых очень много в диетическом питании. Поэтому ее количество в рационе увеличено. А вот со сливочным маслом, количество которого уменьшилось с 30 до 20 г в день, диетологам больниц приходится поломать голову: как разделить это количество на бутерброды и каши, дабы они не были «пустыми».

Компонент больничной диеты, вызвавший широкий резонанс общественности после опубликования приказа, — сухие белковые композитные смеси повара будут добавлять в блюда для обогащения рациона полноценным белком. Однако врачи утверждают: никакого новшества тут нет, белковые смеси пациентам дают уже около семи лет.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Ирина Озингина, главный внештатный диетолог Саратовской области:

— В меню больниц сухие белковые композитные смеси используются уже не первый год. Как правило, для приготовления каш, соусов, творожных запеканок, выпечки. Но если до нового приказа их применение было рекомендовано, то теперь это стало обязательным. Смеси выглядят как сухое молоко, однако значительно повышают пищевую ценность блюд, что немаловажно. Суточная норма такой смеси для стандартной диеты составляет 27 граммов. Плюс появились нормы на витамино-минеральные комплексы, хотя и сегодня мы даем пациентам витаминизированные напитки, к примеру кисель. Как диетолог, могу сказать, что обогащенное питание помогает организму набраться сил и ускоряет процесс выздоровления.

С этой стороны позиция Минздрава РФ понятна: чем быстрей вылечится пациент, тем меньше денежных средств уйдет на его лечение и обеспечение лекарствами и тем продуктивнее будет «койко-оборот». Но опять же: не снижайте, а увеличьте в рационе пациентов количество рыбы и мяса, и не придется ЛПУ в спешном порядке закупать белковые смеси (или натуральный продукт стоит дороже?). Объяснение врачей простое: «качество» рыбы и мяса давно не на высоте, белка с каждым годом в натуральных продуктах становится все меньше — об этом российские ученые сообщили еще десять лет назад. Конечно, его нехватку можно компенсировать крупами, но растительный белок усваивается лишь на 40%, в отличие от животного. Идеальный вариант — яйца и молоко, но не будешь же кормить этими продуктами пациентов каждый день! А белковые композитные смеси в этом случае как «палочка-выручалочка». Однако здесь есть небольшой нюанс. Новый ГОСТ Р 53861-2010 позволяет заменять белок молока компонентом растительного происхождения, то есть изолятом соевого белка. И хотя некоторые врачи называют соевый белок «вегетарианским мясом», а смеси на его основе дают детишкам, имеющим аллергию на белки коровьего молока, тем не менее отношение к сое весьма неоднозначное. Но на данный момент в большинстве больниц Саратовской области используют сухие смести, изготовленные на основе сывороточного белка молока.

Ни рыбы, ни мяса

Вопрос в том, будут ли больницы хотя бы частично соблюдать новые нормы. Ведь несмотря на то, что количество некоторых продуктов уменьшено, в рацион введены, скажем, те же тыква, баклажаны и цветная капуста. Однако и до свежего приказа пациентов должны были кормить довольно разнообразно: к примеру, в одном из писем Минздрава еще от 2004 г. приводится среднесуточный набор продуктов на одного больного в лечебно-профилактическом учреждении. Чего там только нет! Соки — фруктовые и овощные, консервированный зеленый горошек, всевозможная зелень, начиная от зеленого лука и заканчивая петрушкой и укропом, и даже (внимание!) «нерыбные продукты моря», к которым относятся, как известно, морские беспозвоночные, а именно креветки, раки, омары, устрицы и мидии. Удавалось ли вам хотя бы раз увидеть в больничном меню бульон из устриц или креветки в кляре? Сомневаюсь, поскольку поварам разрешено заменять всю эту морскую роскошь обычной рыбой, но зачем тогда было вообще упоминать продукт, который никогда использоваться на пищеблоке ЛПУ не будет?!

Жительница Ленинского района Саратова Екатерина Смирнова попала в местную больницу в отделение неврологии. Рассказала лечащему врачу, что страдает заболеванием почек и язвенной болезнью желудка, на что эскулап пообещал «особое питание с учетом хронических заболеваний». Через несколько дней выяснилось, что вся «особенность» рациона заключается в стакане кефира, да и то через день. Само же питание представляло собой мутную желтоватую жижу — «щи с капустой», гречневую кашу-размазню с кусочком сливочного масла, по вкусу напоминающего дешевый маргарин, невнятного вида и вкуса творожную запеканку да макароны с куском рыбы явно не первой свежести. Пациенты часто вообще не ходили на обед или брали только второе, к которому добавляли принесенные родственниками продукты. Екатерине Смирновой носить домашнюю еду было некому: жила одна, сын работал вахтовым методом на Севере и вырваться к больной матери не имел возможности. Приходилось заказывать соседкам по палате все тот же кефир и булочки, которые продавались в магазине недалеко от больницы, в результате через две недели пациентка вылечилась от пневмонии, зато получила обострение язвы желудка. Жалобы на плохое питание заведующему отделением результата не принесли. Врач с улыбкой сообщил, что здесь лечебное учреждение, а не ресторан, поэтому выбрать блюдо по вкусу не получится.

Причем, что интересно, больничную бурду получают все категории больных: и те, кто лежит в платных палатах, и ветераны ВОВ. За последних особенно обидно: мало того что попасть в стационар им довольно сложно — лечить престарелых пациентов врачи не особенно желают, хотя в каждой больнице есть специальные палаты для ветеранов, так еще и питание оставляет желать лучшего.

— Когда я увидала, какой ужин принесли моей больной матери в палату, была шокирована, — рассказывает саратовчанка Татьяна Вельченко. — Нет, я прекрасно понимаю, что питание в больницах не самое лучшее и повара не всегда имеют высокую квалификацию. Но пустая перловая каша, политая сверху чем-то вроде томатного соуса, с кусочком сухого хлеба — это не еда для пожилого больного человека. На обед, как рассказала мама, давали так называемое «рагу»: картошку с капустой и двумя костлявыми кусочками курицы. Хотела идти к главному врачу, но лечащий врач прозрачно намекнула, что коек в больнице не хватает, а маму вполне можно долечить дома. Конфликтовать с докторами не хотелось, но со следующего дня я готовила и приносила маме только домашнюю пищу.

Таких историй у саратовцев наберется немало. Но жаловаться или возмущаться по поводу скудной еды мало кто решается: сильно убеждение, что в больнице главное — это лечение, а питание уж какое есть.

Вам не жирно?

Однако, по словам экспертов, диетотерапия в больницах — важная часть лечения. Поскольку еще Гиппократ говорил, что мы лечимся пищей, а не лекарствами. По словам Татьяны Гроздовой, заместителя директора ТФОМС по Саратовской области, если пациент поел, но через некоторое время снова чувствует голод — значит, его рацион был неправильно скорректирован.

— Приказ Минздрава № 330, вышедший еще в 2003 году, ввел в соответствии с шестью стандартными диетами шесть наборов продуктов, — рассказывает Татьяна Гроздова. — То есть для пациентов, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, должна быть одна диета, для почечников — другая, для пациентов с туберкулезом, ожоговых больных — высокобелковая диета и так далее. Но порой в наших больницах даже не знают о том, что существуют эти шесть стандартных диет. Во время проверок мы выявляем немало нарушений в организации лечебного питания. Однако жалоб от пациентов на качество пищи поступает немного: видимо, граждане даже не подозревают, что в больнице им должны предоставить не только качественное лечение, но и хорошее питание.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Татьяна Гроздова, заместитель директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, профессор, доктор медицинских наук:

— Если пациент считает, что его скудно, однообразно кормят, первое, что он должен сделать, — позвонить в свою страховую организацию, чьи координаты указаны на обратной стороне полиса ОМС, и сообщить о неудовлетворительном качестве лечебного питания. Пациент вправе потребовать проведения очной экспертизы (то есть экспертизы, которая проводится во время лечения) с целью назначения грамотной диетотерапии. И страховая компания обязана ее провести, прислать в лечебное учреждение специалиста, который проверит, насколько правильно был выбран рацион. Если страховая компания по каким-то причинам отказывает больному, можно обратиться в Территориальный фонд ОМС: позвонить на горячую линию или направить обращение на сайт, в котором должна быть ключевая фраза «качество питания неудовлетворительное». И не нужно бояться защищать свои права, поскольку лечение и полноценное диетическое питание должны идти в комплексе.

С одной стороны, больницы можно понять: финансирование довольно скудное и кормить пациентов «разносолами» порой не по карману. Но с другой — порочная практика «купили — украли — пациенту ничего не досталось» остается еще с советских времен. К примеру, в прошлом году в двух крупных тульских больницах была проведена экспертиза молочной продукции, поставляемой в медицинские учреждения города. Оказалось, что в основном провиант не отвечает требованиям ГОСТа: массовая доля жира и белка оказалась ниже той, что соответствует заявленным сметане, творогу и кефиру. А во всех продуктах как минимум в пять раз превышено соотношение метиловых эфиров жирных кислот. Это означает, что вместо молочного жира в продукте содержится заменитель на основе растительного жира. То есть вместо сливочного масла пациентам давали спред, вместо сметаны — «сметанку» с пальмовой добавкой. И подобные случаи встречаются едва ли не в каждом российском регионе. Если такая ситуация будет сохраняться и при новых нормах лечебного питания, больным придется совсем туго, поскольку количество продуктов и так снижено, а одними белковыми смесями сыт не будешь.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий