Главная / Издания / Серебряный «вышечник»

Серебряный «вышечник»

Серебряный «вышечник»
07 августа 2013

Андрей Кузнецов

МК в Саратове

№33 (834) 7-14.08.2013

Саратовский прыгун в воду Артем Чесаков выигрывал серебряные медали во всех стартах сезона, в которых участвовал

19-летний саратовец привез по одному «серебру» с чемпионатов Европы в Ростоке (Германия) и Барселоне (Испания), два — с Универсиады в Казани, целую гору (пять) — с этапов Мировой серии. Свои награды Чесаков зарабатывал в одной-единственной дисциплине — синхронных прыжках с вышки.

Той самой, от которой после Лондона отошел олимпийский чемпион Илья ЗАХАРОВ. По словам Ильи, именно он предложил кандидатуру земляка тренерам сборной. Те, проведя эксперимент с дуэтом Чесакова и Виктора МИНИБАЕВА из Подмосковья в Мировой серии (россияне помимо пяти серебряных наград завоевали одно «золото» и выиграли общий зачет), остались довольны. Настолько, что даже освободили Артема с Виктором от чемпионата России. То решение оказалось верным — сезон у парней и так получился крайне напряженным. И они выдержали, опередив на чемпионате мира даже китайцев. Впереди остался только немецкий дуэт.

Дебют под открытым небом

— Артем, в минувшем сезоне вы выиграли массу «серебра». Какое для вас наиболее ценно?

— Конечно, «серебро» чемпионата мира. Он проходил в открытом бассейне, что само по себе тяжело. Погода была неустойчивая: то солнце, то ветер, один раз шел дождь. Подгорали плечи — неприятно. Когда начались предварительные соревнования, я повредил руку. Есть у моего организма такое свойство, а может, хроническая травма уже. Мне было больно, на разминке перед финалом рука едва поднималась. Мы половину программы не опробовали и вступили в борьбу, можно сказать, с листа. Старались прыгать на максимуме, обошлись без «завалов» — и это выбило из колеи китайцев с мексиканцами. В результате в борьбе за второе место опередили китайцев всего на 0,39 балла.

— Если б вы были здоровы, могли и победить?

— Мы только первый сезон выступаем на крупных стартах. Нас плохо знают судьи, авторитет в глазах которых в прыжках в воду очень важен. На чемпионате Европы нас нормально судили, на «мире» отношение изменилось. Более известным немцам в каждой попытке «накидывали» за такие же прыжки по полбалла-баллу. Вот они нас и опередили.

— Часто приходится соревноваться в открытом бассейне?

— На открытом воздухе обычно проходят все чемпионаты мира и Олимпиады. Прыжки в воду — летний вид, загонять его под крышу, считаю, не совсем логично. Болельщиков впечатляют прыгуны на фоне неба, нас — вид с вышки на город. Барселона с десяти метров выглядела очень красиво.

— Для вас этот чемпионат мира был дебютным?

— Да. Но я особо не волновался. Напряженный сезон подходил к концу. Хотелось отпрыгать — и на отдых. Были готовы выплеснуть все остатки сил. Считаю, это получилось.

Медали, которые разбиваются

— Если сравнить по организации чемпионаты мира, Европы и Универсиаду в Казани, какая окажется в выигрыше?

— На первое место я поставил бы Универсиаду. В Казани организаторы постарались на славу, создали красотищу. Второе место — «мир» в Барселоне, третье — Европа. Если вспомнить другие старты, то и они будут выше Ростока.

— Почему?

— Мы жили на приличном расстоянии от бассейна, но нам не выделяли никакого транспорта. Приходилось за свои деньги добираться на такси. Или взять награждение. Обычно на чемпионатах Европы призерам вручают медаль, цветы и мягкую игрушку — талисман соревнований. В прошлом году я получил фигурку морского льва или тюленя, на чемпионате мира подарили Капельку. А в Ростоке — медаль и цветочки. Все. На «мире» еще коробочку для медали дали, ободок резиновый — чтобы не повредить. Все серьезно.

— Правда, что медаль Универсиады можно разбить?

— Медаль Казани очень красивая, с крутящейся серединкой. Ее уже многие сломали. Крепление — миллиметровая железочка. Организаторы сказали, что с медалями можно делать что угодно, даже грызть. Ронять — ни в коем случае. Слышал, что, когда эти медали делали, их хотели вернуть и заказать другие, но было поздно. И медали стали разбиваться: у борца, у одного из китайских прыгунов. А я свои медали сразу в коробку положил и больше не трогал.

— Где они теперь?

— Дома у меня для трофеев есть большой шкаф с тремя полками. На одной — медали, на другой — медали в коробочках, кубки и мягкие игрушки, на третьей — аккредитации с соревнований. О программках и грамотах даже не говорю, их целая коробка.

Дуэт-находка, дуэт-эксперимент

— Легко ли вы ушли из индивидуальных прыжков, посвятив себя «синхрону»?

— В «синхроне» выступать полегче — в нем нет двух сильных прыжков. В «индивидуале» сложными являются все шесть прыжков, да и конкуренция выше. Одного спортсмена легче подготовить, чем пару. Не все классные «индивидуалы» друг другу подходят. Вот мы с Витей подошли, поэтому за неполный год доросли до настоящей «рубки» с китайцами.

— В чем вы видите залог сильной синхронной пары?

— Мы оба вышли на хороший личный уровень, кое-чего достигли. Неплохо удается подстраиваться друг под друга, чтобы прыжки были похожи, техника. Все движения отрабатывали сначала в зале, потом на воде. Сборов было много, на них жили вместе.

— Кто дает команду на прыжок?

— Витя. Он поопытней. Хотя в принципе нет разницы, кто командует.

— Минибаев не сравнивал вас с Ильей Захаровым, с которым выступал на Олимпиаде в Лондоне?

— Говорил, что со мной лучше прыгать (смеется). Не знаю, правда ли в пару с Витей меня поставили по рекомендации Ильи. Осенью я выиграл Кубок России и в принципе заслужил свой шанс. Тренеры решили попробовать, дали нам проехать Мировую серию. Мы набрались опыта, притерлись и стали показывать результат.

— Тот Кубок был последним индивидуальным стартом сезона?

— Нет, я еще на Мировых сериях индивидуально выступал два или три раза. На Европе, «мире», Универсиаде — только «синхрон». В нем настрой иной. Когда прыгаешь один, зависишь сам от себя, сконцентрирован только на себе. В «синхроне» переживаешь за напарника и «дурных» мыслей в голове меньше.

— Синхронные прыжки помогли вам прибавить в индивидуальном мастерстве?

— Конечно. Я общался с ребятами, которые только ездят по России и начинают выходить на международный уровень. Они говорят, что страшно, всех трясет. Я тоже перед первым этапом Мировой серии в Китае заснуть не мог. Дрожь была перед соперниками, которых раньше только по телевизору видел. Но вышел против них раз, другой — и понял: стал сильнее физически и морально. Теперь уже сам, считай, авторитетом становлюсь.
По 80 прыжков
за занятие

— До сезона-2012/13 на каких международных соревнованиях выступали?

— На чемпионате Европы в 2012 году. Перед Олимпиадой я выиграл чемпионат России в личных прыжках с вышки, должен был ехать в Лондон. Но тренеры сочли мой успех случайным и отправили на Гран-при и чемпионат континента. На Гран-при прыгал «синхрон», на Европе — команду. Выиграл «бронзу». Прыгал и с вышки, и с трамплина. Прыжочки простенькие, каждый может сделать, даже тот, кто не занимается спортом. Мужчина в команде прыгает один раз с трамплина, два с вышки, женщина — один раз с вышки, два с трамплина. Все баллы суммируются, награды вручаются по сумме.

— В техническом плане прыжки с вышки и трамплина сильно различаются?

— Для разных снарядов требуются разные физические данные. На трамплине нужна мощь, сила икроножных мышц, чтобы «продавливать» снаряд. На вышке прыгуны должны быть худенькими, легкими, чтобы легко крутиться и входить в воду без брызг. У китайцев на все дисциплины существует свой набор: кто-то только с трамплина прыгает, кто-то с вышки, кто-то только в «синхроне». Мы сейчас идем по тому же пути.

— У вас сразу на трамплине не пошло?

— Я раньше все прыгал, но с возрастом снаряды, которые не важны, отсеялись. Метровый трамплин, например, — вид неолимпийский. На трехметровом трамплине конкуренция самая высокая. Мне, невысокому, легкому, там ловить особо нечего. Так что вышка самое то. Только когда от нее совсем устану, иду на трамплин — что-нибудь легкое прыгать. Хороший отдых, переключение.

— А в хайдайвинге — прыжках в воду с 27 метров — рискнули бы себя попробовать?

— Это те же прыжки в воду, только высота больше и вход в воду ногами. Если войти руками — «полетят» и кисти, и спина. Я разговаривал с ребятами, которые ушли в хайдайвинг, они в день делают не больше четырех прыжков. И даже после этого чувство, как будто под поезд попал. А мы за занятие делаем по 80 прыжков… Хайдайвингисты сами себе тренеры, никто их не заставляет. Удивительно, на чемпионате мира в этой экстремальной дисциплине были шесть девушек. Я бы «солдатиком», думаю, прыгнул — это с высоты девятиэтажного дома получается.

— Расскажите о том, как вы оказались в прыжках в воду.

— В первом классе пришел тренер, раздал приглашения, я взял домой, показал родителям. Папа, который смотрит все виды спорта, видел, как мой будущий тренер Вячеслав Трошин выступал в Москве-80. Ему он меня и отдал. Сейчас тренируюсь у Трошина и Геннадия Дедорова. Из группы в 30 человек остался один. О том, что занялся прыжками в воду, сейчас не жалею. Как и все спортсмены, мечтаю об Олимпиаде.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Олег Зайцев, главный тренер сборной России:

— К «серебру» чемпионата мира мы шли очень тяжело. Минибаев и Чесаков очень утомлены, они прошли всю Мировую серию. Это же бешеные перелеты: Мексика, Китай, ОАЭ и так далее. Но Витя с Артемом выиграли этот турнир! Плюс они здорово выступили на чемпионате Европы, где всего пять баллов проиграли Саше Кляйну и Патрику Хаусдингу из Германии. Эти пять баллов были невероятно ощутимы и обозримы. Сделай, скажем, Чесаков поточнее четыре с половиной сальто вперед в группировке — мы бы выиграли. В Барселоне получилось наоборот: «попади» Виктор в три с половиной оборота согнувшись — открывался шанс быть первыми. Но Боженька есть! Он нам помог выиграть сотые доли у китайцев в борьбе за «серебро». Первые для России с 2007 года мировые медали в вышечном «синхроне» Чесаков и Минибаев добыли, выступая вместе всего-то с ноября. Сначала получалось не очень, но потом пошли успехи. Создание пары очень сложный процесс. Виктор выше Артема, поэтому Артему приходится «допрыгивать» до Виктора, то есть толкаться сильнее. Хотя оба они владеют хорошим, погашенным входом в воду. В перспективе Минибаев с Чесаковым могут вырасти в пару самого высокого олимпийского уровня.

Андрей Кузнецов

Оставить комментарий