К Дому со львом проложат дорогу за 96 миллионов рублей
Главная / Издания / А был ли мальчик?

А был ли мальчик?

 
А был ли мальчик?

02 октября 2013     

Ирина Лихоман

МК в Саратове №41 (842) 2-9.10.2013

Мода на раздельное обучение охватила школы Саратовской губернии

Реформы общего образования сменяют одна другую, и вовсе не удивительно, если через несколько лет российские школьники будут разделены по половому признаку. Раздельное обучение — модный эксперимент, который довольно успешно идет едва ли не в каждом втором регионе страны. Где-то принципу «девочки — направо, мальчики — налево» следуют целые школы, но чаще в общеобразовательных учреждениях открываются несколько опытных классов. Саратовская губерния в этом отношении оказалась активной: у нас есть школа, полностью перешедшая на раздельный режим обучения, и педагоги, которые активно продвигают новые образовательные идеи в жизнь. В новшествах разбирался «МК» в Саратове».

Разделяй и властвуй

В этом году педагогическая общественность сделала рывок вперед, в светлое будущее. Которое, по мнению некоторых учителей, обязательно должно настать сразу после того, как мальчики и девочки будут учиться в разных классах. С 1 сентября сразу в нескольких школах Урала открылись экспериментальные классы по раздельному обучению. До этого подобные новшества были введены в общеобразовательных учреждениях Новосибирска, Перми, Читы, Тулы, Тамбова, Красноярского края, где даже были созданы женские Мариинские гимназии. Школьная программа от этого не изменилась, а дети разделены только на уроках. На переменах школяры бегают вместе, совместно посещают факультативы и внешкольные занятия.

Впрочем, кое-какие изменения российские школы, решившиеся на подобные инновации, все же вводят. Четкое разделение мужских и женских занятий — основной акцент в экспериментальном проекте. К примеру, уроки физкультуры у мальчиков и девочек существенно различаются: представительницы слабого пола занимаются хореографией, упражнениями на гибкость, сильного — занимаются на улице, с силовыми нагрузками и освоением скалодрома. Уроки труда также совсем разные: девочки постигают азы кулинарии, шитья, вязания и даже макияжа.

На вопрос «Зачем все это нужно?» отвечают психологи и педагоги, изучающие детскую психологию. Многие школы, решившиеся на гендерный эксперимент, работают по методике доктора медицинских наук, педагога-новатора Владимира БАЗАРНОГО, который выступает за раздельное обучение, дабы мальчики не развивались по женскому типу и не перенимали «девчачье» поведение. Методики Владимира Базарного применяются в школе № 9 города Балашова — единственном общеобразовательном учреждении Саратовской области, где вот уже восемь лет идет эксперимент по раздельному обучению. Здесь все так же: учебный процесс отдельно, зато на спортивных состязаниях и внешкольных мероприятиях дети вместе.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 города Балашова:

— Как показывают многочисленные исследования, физиологический возраст мальчиков и девочек различается в среднем на полтора-два года. То есть девочки более готовы к школе, лучше развиты. Мальчики немного отстают, у них другой темперамент, другая обработка информации. Поэтому у нас воспринимается как данность тот факт, что с начальной школы девочки становятся более успешными в учебе. Будущие мужчины на подсознательном уровне это тяжело переживают и, чтобы выразить протест (психологи называют это компенсаторной мужественностью), начинают хулиганить, то есть плохим поведением показывают свою мужественность. В итоге получается, что в обществе меняются социальные роли. Женщины лидируют, делают карьеру, занимают серьезные руководящие посты, мужчины же часто предпочитают не брать на себя ответственность и проявляют признаки инфантилизма. Такой своего рода перекос, и с этим нужно что-то делать. В нашей школе мы стараемся его по мере возможности исправить. Тем не менее я против раздельных школ — полностью закрытых, женских, мужских. Мне кажется, не стоит разделять детей в социуме, достаточно просто во время уроков развести их по разным классам. Сегодня около тысячи школ из 52 тысяч российских общеобразовательных учреждений являются экспериментальными площадками для раздельного обучения.

Но психологи и социологи не рекомендуют слепо копировать опыт балашовской школы.

Куратор школы № 9, кандидат социологических наук Марина МИХАЙЛИНА, завкафедрой социологии и психологии СарИПКиПРО, считает, что к разделению школьников по половому признаку нужно относиться осторожно.

— Конечно, на курсах повышения квалификации учителей мы рекомендуем экспериментальную идею раздельно-параллельного обучения, — говорит Марина Юрьевна. — Но делаем это очень аккуратно, ведь здесь необходимо согласие родителей. Как мне кажется, массово вводить подобное новшество не стоит: чем больше различных форм обучения будет, тем лучше. У мам и пап всегда должна быть альтернатива. К примеру, года два тому назад внедрить раздельное обучение попытались в одной из школ Ртищева, но там активно выступили родители, которые оказались против.

Хромая дисциплина

Противники гендерного эксперимента уверены, что главные минусы раздельного обучения — трудности в социальной адаптации, которые ждут детей.

По мнению Эльвиры Кошеваровой, директора гимназии № 87, с одной стороны, вполне возможно, что разделенные друг от друга стенами класса мальчики и девочки начнут лучше учиться. Но с другой, у детей могут появиться трудности в социальной адаптации, поэтому сложно сказать, стоит ли такая образовательная игра свеч. Есть и еще один важный момент, к психологии личности не имеющий отношения.

— Наша школа, как и большинство других городских общеобразовательных учреждений, переполнена, — высказывает свое мнение Эльвира Анатольевна. — И сделать раздельные классы для мальчиков и девочек просто нереально. К примеру, среди десятиклассников у нас 87 девочек и только 27 мальчиков (причина проста — многие юноши после 9-го класса уходят в техникумы). Зато «первоклашки» — практически одни мальчики! Ну и как здесь можно делать раздельное обучение?

В кадетских школах к подобным новшествам также относятся настороженно.

— Отмечу, что успеваемость школьников не связана с тем, вместе или раздельно они обучаются, — считает Елена МЕЩЕРЯКОВА, директор кадетской школы № 16 города Саратова. — В нашем образовательном учреждении обучаются как мальчики, так и девочки. Но есть класс, где только мальчики. И я бы не сказала, что достижения в учебе там лучше, чем при совместном обучении. Все так же: есть сильные ученики, есть слабые, и это совершенно не зависит от того, вместе обучаются мальчики с девочками или раздельно. Поэтому я бы не стала экспериментировать и разводить детей по классам только потому, что они разного пола.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Сергей ЖУРБИН, заместитель директора по воспитательной работе саратовской кадетской школы-интерната № 2:

— У нас обучаются только мальчики, ведь кадетская школа предполагает, в первую очередь, мужское воспитание. Что касается экспериментов с раздельным обучением в обычных общеобразовательных школах, то, честно говоря, я не вижу в этом никаких плюсов. Ведь кроме того, чтобы стать защитниками, мальчики должны учиться быть галантными кавалерами. Помимо этого подросткам необходимо общение с девочками, чтобы показать себя с лучшей стороны, самоутвердиться. Потому что свои худшие стороны он может показать перед мальчиками, а представительницы прекрасного пола здесь нужны как стимул, чтобы стать лучше. Хотя понять педагогов, которые поддерживают такие инициативы, отчасти могу. Сегодня очень «термоядерное» время и молодежь бурлит, как котел. Учителям не хватает рычагов воздействия. Дети бывают абсолютно неуправляемые, сложные, поэтому педагогические коллективы ищут выход из этой ситуации: к примеру, открывают те же классы МЧС, где более жесткая дисциплина, что положительным образом воздействует на поведение подростков.

Детская неожиданность

Однако, чтобы мальчики и девочки лучше воспринимали школьную программу, вовсе не обязательно идти на столь радикальные меры, как разделение по классам. Кандидат психологических наук Галина Эйгелис занималась исследованиями на тему «Гендерные различия школьников в учебной деятельности», изучала особенности познавательных процессов мальчиков и девочек в образовательной сфере. Российское образование, по мнению многих исследователей, и Галины Эйгелис в частности, рассчитано в основном на полноценное обучение девочек, интеллектуальный же потенциал мальчиков не раскрывается полностью. Формирование личности мальчика сопровождает женская психология: в детстве всегда рядом мама или бабушка, в детском саду воспитатель — женщина, и в школе тоже. Да что там говорить, большинство методических пособий написаны женщинами. Если рассматривать школьный процесс обучения и воспитания, то когнитивные процессы, то есть свойства памяти, мышления, внимания, у мальчиков отличаются от девочек. Эти различия наиболее актуальны для подросткового возраста. Не раскрытый полностью потенциал мальчика влияет на всю его последующую жизнь, видимо поэтому, предполагает Галина Владимировна, у нас в последнее время происходит смещение полов: маскулинизация женщин и феминизация мужчин.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Галина Эйгелис, кандидат психо­логических наук, зав. кафедрой пси­хологии СГТУ имени Гагарина Ю.А.:

— Я против раздельного обучения мальчиков и девочек, поскольку в социуме они вместе и им будет сложно контактировать. Тем более бессмысленно разделять первоклассников, ведь в начальной школе вообще не встает вопрос о взаимоотношении полов. Наиболее остро эти темы встают с 5-го по 9-й классы, и если уж говорить о раздельном обучении, то только с этого возраста. И опять же, подобные инициативы нужно тщательно взвешивать, анализировать, оценивать. Я предлагала более действенную модель: ввести курс по гендерной психологии, дифференциальной психологии для преподавания в пединститутах. Чтобы молодые учителя во время своей дальнейшей работы в школе могли учитывать психологию пола в процессе обучения и при оценке работ мальчиков и девочек. На курсах повышения квалификации также можно об этом напоминать учителям. Конечно, это получится не сразу, так как общество не готово принять такой дифференцированный подход и учитывать психологию пола в разной деятельности, но начинать это делать, на мой взгляд, пора.

Но многие саратовские педагоги высказывают простую мысль: разница между полами сильно преувеличена, поэтому не нужно никакого раздельного обучения, требуется лишь применить индивидуальный подход к каждому школьнику. Заметим, что в негосударственных образовательных учреждениях вопрос о разделении школяров по половому признаку даже не стоит, поскольку там каждый ребенок — индивидуальность, а не серая «форменная» масса, как в обычной школе. И тогда все встанет на свои места: дети будут развиваться и воспринимать школьную программу по мере своих способностей.

оставить комментарий
 

Фото

  • 19 февраля

    Правила хорошего кода

    Аттестаты саратовских школьников будет сложнее подделать. Когда нет денег на полноценные реформы, можно ради развлечения заняться опытами. Именно это и практикуют федеральные чиновники от образования, предложившие ставить на школьные аттестаты специальный QR-код для защиты от подделок. Однако эксперты сомневаются, что данная мера необходима хотя бы потому, что «липовые&ra

  • 19 февраля

    Операция «оптимизация»

    В Саратовской области может уменьшиться число вузов. Новая волна ликвидации «неэффективных» академий и институтов может начаться уже в ближайшее время. Президент Владимир Путин выступил на президиуме Госсовета и Совета по науке и образованию, заявив, что необходимо сокращать число вузов-«пустышек», которые фактически торгуют «корочками». По

  • 19 февраля

    Работ на два миллиона, а пишут десять!

    Володин возмущён многократным завышением стоимости проектов. Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал неприемлемыми подходы, которые применяются в разработке проектов по реконструкции ряда объектов в Саратовской области, и призвал местные власти задуматься о том, что происходит. Видео с обращением ВОЛОДИНА опубликовано в аккаунте его сторонников в Инстаграме: «Д

  • 21 февраля

    Прайм Капитал - лучшие инструменты для трейдера

    Ежегодно число людей, которые начинают подключаться к рынку продажи валют, увеличивается. Это вполне понятно, ведь общий объем торгов за год выглядит достаточно заманчиво. Однако сложность подбора брокера до сих пор для многих остается актуальной. Некоторые трейдеры обжигаются на ненадежных брокерах и теряют энтузиазм к торговле. Новая компания Прайм Кепиталс оказалась популярной у трейдеров.

  • 21 февраля

    Виды и свойства металлолома

    Использованные металлы имеет определенную ценность. Их можно использовать для производства повторно. Металлолом делят на несколько видов. Пригодность этого вторичного сырья определяется процентным содержанием годного металла, который в нём находится. В целом, металлолом - это отходы различных видов металла. Существует следующая классификация чёрного лома: По уровню у

  • 10 февраля

    Чего хотят клиенты: вице-президент «Ростелекома» Иван Зима о совершенствовании сервиса

    Осенью прошлого года макрорегиональный филиал «Волга» компании «Ростелеком» возглавил Иван Зима, обозначив на первой своей пресс-конференции актуальные задачи - повысить качество сервиса и сделать упор на продвижение новых продуктов. Через 100 дней топ-менеджер рассказал о первых итога

Система Orphus