Главная / Издания / Не останусь с комсомолом

Не останусь с комсомолом

Не останусь  с комсомолом
06 ноября 2013

Антон Краснов

МК в Саратове

№46 (847) 6-13.11.2013

В растрепанном 95-годовом томе свершений ВЛКСМ меж безусловно блистательных страниц встречаются и черные…

О необходимости создания массовой молодежной организации сейчас говорят многие. В 95-летний юбилей комсомола, который кто хотел, тот отмечал на минувшей неделе, эти мнения и вовсе нахлынули единым фронтом: «молодежь была при деле», «романтика созидающей юности», «справедливый социальный лифт для лучших» — эпитетов, которые прикладывались к ВЛКСМ, было много, и в подавляющем своем большинстве они имели положительную коннотацию.

Рассуждая о том, можно ли воссоздать общероссийскую молодежную организацию сегодня, те же люди говорят: нельзя. Аргументация различна — от банального «не та молодежь нынче пошла» до вполне крепких соображений о том, что для такой «перезагрузки» ВЛКСМ необходимы:

1) общая идеология и общая цель; 2) мощный рычаг регулирования в масштабах государства. Разумеется, в современных реалиях нет и пока не предвидится ни того ни другого. Да и нужно ли, прошу прощения, «натягивать» современное общество на уже отработанные историей лекала?.. Как гласит известная поговорка, от великого до смешного — один шаг. Историю ВЛКСМ не уложишь в один этап, в один рывок в ту или иную сторону, и оттого хватало в ней и великого, и смешного, и откровенно трагического. И даже гнусного.

Вспомним.

«Шурик, вы комсомолец?
Это не наш метод!»

В наше время словосочетание «молодежная общественная организация» принято произносить с показательно поджатыми губами, со скепсисом в голосе. С подчеркнутым отрицанием уместности и полезности современных «молодежек». Конечно, отдельные аспекты деятельности таких организаций, как «СтопХам» (борцы с нарушениями на дорогах», «Оккупай Педофиляй» (любители выкладывать в YouTube садистские ролики с пойманными на живца предполагаемыми «педофилами» и «геями») и даже прокремлевская «Молодая гвардия» и «Наши», заставляют задаться вопросом: а чем ребята, простите, думают?.. Чего хотят добиться? Вот у ВЛКСМ стояла четкая цель: «…помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество». Другое дело, что представления о том, каким должно быть это общество, постоянно менялись. И по мере корректировки этих представлений первокомсомольцы поучаствовали в ряде крупных и печальных социальных экспериментов.

Начнем с того, что последние месяцы 1918 г., когда был образован комсомол и принят его Устав, ознаменовались обнародованием других программных  документов, резонансных и дискуссионных. Речь даже не о декрете СНК о красном терроре от 5 сентября. Я хотел бы взять в фокус ленинские декреты «Об отмене брака» (от 16 декабря) и «О гражданском браке, о детях и о внесении актов гражданского состояния» (от 18 декабря). Эти постановления развязали борьбу с такими «изжившими себя буржуазными институтами», как семья и церковь. Комсомол живо принялся за дело. Уже в первом Уставе РКСМ фигурировал дивный пункт (отмененный, к слову, лишь в 1929 г., когда товарищ СТАЛИН — в данном вопросе совершенно по делу! — принялся закручивать гайки. Авт.): «Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию, если он регулярно платит членские взносы и занимается общественной работой».

Не стану приводить свидетельства того, сколь четко блюли этот пункт Устава. Во времена гражданской было не совсем до свободной любви, а вот первые мирные деньки и тем паче введение нэпа привели к тому, что данные инициативы расцвели пышным цветом. Из поведенческого кодекса юных созидателей нового мира были изъяты такие досадные предрассудки прежнего строя, как скромность (в массовом ню-движении «Долой стыд!» принял участие даже Владимир МАЯКОВСКИЙ), платонический этап отношений с девушкой («Каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления!», «Каждая комсомолка должна идти ему навстречу, иначе она мещанка!» — гласили слоганы молодежных агитбригад той эпохи, разъезжавших по всей стране) и т.д. Это была сексуальная революция под комсомольским знаменем. Учитывая, что для многих новоиспеченных комсомольцев, в особенности деревенского происхождения, РКСМ был средством оперативного само­утверждения, — указанный выше пункт Устава работал ого-го как!

Я не клевещу на то поколение, я лишь расставляю некоторые затемненные акценты, потому как наличие в рядах комсомола настоящих подвижников, чистых пассионариев, которые реально готовы были отдать голову за идею, и шли на амбразуру, и входили в холерные бараки, и спасали умирающих от голода, — факт, известный всем. «Не надо мне пощады, не надо мне награды, а дайте мне винтовку и дайте мне коня…» Просто не следует думать, что первокомсомольцы были через одного «железные Феликсы»: нетрепетные, честные, бескомпромиссные. Целый пласт «товарищей», гнусных порождений 1-й мировой и гражданской войн, революций, голода, разрухи, влился в ряды стремительно крепнущей молодежной организации, самоутверждаясь, сея разрушение и страх. И основной инстинкт, как и положено, был одним из мощнейших инструментов воздействия на массы. Да что я?.. Вот он лучше скажет: «Раскрепощение духа чувственности, энергии, направленной не на псевдосемейные ценности, поможет выплеснуть этот сгусток на дело победы социализма», — писал еще в 1904 г. женатый мужчина по фамилии УЛЬЯНОВ.

«Выплескивание сгустков» (ух!) завершилось лишь в конце 20-х, а по факту — в начале 30-х, но попытки поставить буфер бесконтрольной секс-революции советское правительство предпринимало и раньше. Так, в 1924-м по заказу СНК была издана брошюра «12 половых заповедей революционного пролетариата». Примечательно, что это пособие вышло в издательстве Коммунистического университета имени СВЕРДЛОВА, в здании которого за 4 года до этого ЛЕНИН, выступая на III всероссийском съезде комсомола, произнес свое нетленное: «Учиться, учиться и еще раз учиться коммунизму». Выяснилось, что нужно было поучиться и еще кое-чему… Это следовало предпринять хотя бы из-за разгула эпидемий ЗППП, не говоря уж о чудовищном падении нравов и фактически полном разложении традиционной семейной модели. Повторюсь: основным локомотивом этих горе-преобразований был как раз комсомол.

«Точку пули», по выражению упомянутого выше «долой-стыдовца» Маяковского, в этих безобразных экспериментах поставил Сталин. Ему нужны были люди, сосредоточенные сугубо на делах практических: все-таки в 1929-м была проведена первая мобилизация молодежи на стройки I пятилетки. «Отец народов» вернул «буржуазную» модель семьи, комсомольцы потянулись жениться (что в 20-е считалось постыдным!), а отношения между полами стали такими, какими знаем их мы, исходя из нетленного: «В СССР секса нет».

«И овсу, и сену, и свиному уху…»

Кстати, о заповедях.

Еще один дивный аттракцион, не последнюю скрипку в котором играл крепнущий комсомол, относится к тому же началу 20-х. К тому времени набрала обороты мощная антирелигиозная кампания, призванная выбить «поповскую (имамскую, раввинскую и т.д.) дурь» у верующих. Думаю, практически каждый слышал о «комсомольской пасхе» и «комсомольском рождестве», но вот как это выглядело со стороны, представляют не все. Пользуясь современной лексикой, это были мощные флеш-мобы, в которых наглядно и оскорбительно пародировались действия различных священнослужителей и их паствы, а также карикатурно выставлялись объекты поклонения.

На рубеже 1922-1923 гг. фактически в каждом крупном городе страны были организованы красочные карнавальные шествия с плакатами типа «До 1922 года Мария рожала Иисуса, а в 1923 году — комсомоленка». На прилагающейся агитпродукции была намалевана предположительно Мария, в ужасе разглядывающая младенца в красноармейском шлеме и с книгой «Истмата» в руке. В ходе мощных постановочных действ комсомольцы (среди которых, предполагаю, было много одаренных режиссеров, актеров, костюмеров) сжигали чучела священников и богов, в компанию к которым затесались буржуи и капиталисты. Звуковое сопровождение могло состоять из гнусавого песнопения: «Во имя овса, и сена, и свиного уха-а-а!..» и т.д. (Впрочем, это еще ничего: в 1925 г. в журнале «Безбожник» под редакцией знаменитого «советского попа» Емельяна ЯРОСЛАВСКОГО вышла карикатура, где Бог вдувает душу Адаму через клистир.)

Впрочем, в каждом городе антирелигиозные акции и их контент зависели от таланта и размаха организаторов. Иной раз агитация была до ужаса убогой вследствие низкого образовательного уровня многих комсомольцев и сводилась к оскорблениям чувств верующих в духе «быдлостайл»: молодые люди заходили в церкви и откровенно провоцировали прихожан — курили, матерились, плевали на пол и т.д. Не следует полагать, что эти действия РКСМ были направлены лишь против государствообразующей религии царской России, то есть православия: юные коммунисты организовывали и «комсомольский байрам», и «комсомольский песах», и т.д.

К чести значительной прослойки комсомольцев обязан сказать, что многие понимали бесперспективность таких методов. Как раз в их отношении была развернута кампания против «примиренцев». Впрочем, эффективность «комсомольских пасх» была весьма низкой, а крестьяне — русские, татары, башкиры и т.д. — прямо говорили: «Комсомольский билет ума не прибавляет». И потому власть сменила тактику. Так, в апреле 1923 г. на XII съезде РКП(б) было отмечено: «Издевательства над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков».

Для того чтобы понять, сколь страшно простых жителей России оскорбляли ужимки иных комсомольцев, достаточно указать следующее. Ценности сменились, и для современного населения РФ абсолютной святыней являются не символы веры, а память о Великой Отечественной войне: «Память о ней — это уже не история, это, по сути, религия», — это Борис СТРУГАЦКИЙ. И потому тогдашним сжигаемым Иисусам и плевкам в церкви ныне соответствует фашистский флаг на трибуне стадиона в Ярославле, притащенный туда на днях болельщиками московского «Спартака». Это вызвало страшный взрыв гнева в обществе и рассуждения о «выродках» и «никчемности современной молодежи, которая не уважает базовые ценности». Тонко прочувствуйте сходство.

Безусловно, комсомол сформировался и действовал по объективным законам, обусловленным той эпохой. Но почему в этом посыле отказывают современной молодежи? Комсомольцы 20-х не только героически бились на фронтах революций и войн, но и принимали участие в красном терроре и разорении церквей: «А время такое было», — говорят нам. Молодежные активисты нынешнего времени идут на откровенно провокационные акции, не нужно пересказывать, какие именно: «Поколение вырождается, бездуховность, пустота, утрата базовых ценностей», — комментируют наблюдатели. А время сейчас какое?

«Оптимист», которого больше нет

В одном из блистательных опусов Сергея ДОВЛАТОВА содержится весьма символическая сцена (в которой не на лучших ролях выведен, к слову, наш земляк, уроженец Хвалынска и классик соцреализма Сергей НАРОВЧАТОВ. Авт.) Несмотря на то, что большинство читателей этот эпизод, безусловно, знает, потружусь все-таки привести его полностью. «В Тбилиси проходила конференция: «Оптимизм советской литературы». Среди других выступал поэт Наровчатов. Говорил на тему безграничного оптимизма советской литературы. Затем вышел на трибуну грузинский писатель КЕМОКЛИДЗЕ: «Вопрос предыдущему оратору». — «Слушаю вас», — откликнулся Наровчатов. «Я хочу спросить насчет БАЙРОНА. Он был молодой?» — «Да, — удивился Наровчатов, — Байрон погиб сравнительно молодым человеком. А что? Почему вы об этом спрашиваете?» — «Еще один вопрос насчет Байрона. Он был красивый?» — «Да. Байрон обладал чрезвычайно эффектной внешностью. Это общеизвестно...» — «И еще один вопрос насчет того же Байрона. Он был зажиточный?» — «Ну, разумеется. Он был лорд. У него был замок... Ей-богу, какие-то странные вопросы...» — «И последний вопрос насчет Байрона. Он был талантливый?» — «Байрон — величайший поэт Англии! Я не понимаю, в чем дело?!» — «Сейчас поймешь. Вот посмотри на Байрона. Он был молодой, красивый, зажиточный и талантливый. И он был пессимист. А ты — старый, нищий, уродливый и бездарный. И ты — оптимист!»

Все сказанное, к сожалению, справедливо для позднего ВЛКСМ, который при показательном «оптимизме» выродился в бюрократическую организацию и окончил свои дни не вследствие какого-то заговора врагов, как сейчас бойко пишут конспирологи, а по естественным причинам, изжив себя вчистую. Старый, неприглядный, не блещущий талантами формальный оптимист…

Комсомольцем я побывать уже не успел. Был только членом совета дружины пионерской организации своей родной школы. Хорошо помню чувство серой обшарпанной скуки, утомительной, как пыль в ноздрях. Помню громоздкие слова о необходимости работы на благо школы, города, Союза, построения ком-му… «Кому это надо? — удивлялись мои собратья по несчастью, такие же члены совета дружины, выходя с «пленарного заседания». Массовые молодежные организации Союза уходили вместе с породившей их державой.

ВЛКСМ окончил свои дни в роковом 1991-м. Остались в прошлом великие дела и великие песни. Одряхлевший гигант пережил свои золотые дни, своих гениев и подвижников, которые выиграли войну, которые подняли страну из руин, которые, так уж к слову пришлось, построили в Саратове лучший на тот момент в Европе мост. И, справедливо ругая немощь и безобразия нынешней эпохи, иронизируя над современными мини-«комсомолами», пытаясь взять из прошлого только лучшее и идеализируя его, — не забудем и черных страниц нашей истории.

Антон Краснов

Оставить комментарий