Главная / Издания / Профессор эстрады

Профессор эстрады

Профессор эстрады
10 декабря 2013

Татьяна Лисина

МК в Саратове

№51 (852) 11-18.12.2013

Нани Брегвадзе говорила в Саратове о Сталине, деньгах, романсе и интернете

На днях Большой зал Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова был переполнен, а его стены сотрясались от громких аплодисментов. В нем дала единственный в Саратове сольный концерт народная артистка Советского Союза Нани БРЕГВАДЗЕ. Слагаемые успеха совершенно понятны. Выверенный, знакомый всем репертуар, сочный, грудной голос певицы, сдержанная игра на сцене. По просьбе зрителей в конце вечера певица исполнила «Снегопад» и «Тбилисо», без которых, кажется, ее концерт даже трудно себя представить. Благодарный зал, прощаясь с гостьей Саратова, встал, выражая тем самым ей признательность за доставленное удовольствие.

Нани БРЕГВАДЗЕ не только пела. Она рассказывала на концерте смешные истории из своей жизни. Вот первая из них.

«Не все знают о том, что СТАЛИН очень хорошо пел. И в детские годы посещал тот же ансамбль грузинской песни, что и моя тетя Кэто. Потом их судьба разобрала по разным городам. Тетю заметили, пригласили на выступление в Москву перед членами правительства. И неожиданно для всех Сталин запевает народную шуточную песню, которая начинается так: «Эй, ты, моя девочка, хоть бы мы с тобой встретились…» А девочка должна была продолжить: «Эй, ты, мой мальчик!» В зале мгновенно воцарилась напряженная тишина. Но моя тетка тут же встала (она, видимо, ничего не понимала в политике и, может быть, даже не узнала Сталина), подошла к нему и пропела продолжение песни. Он был в таком восторге! Конец песни они спели прекрасно вдвоем. После этого тетка получила орден и квартиру в Тбилиси».

История вторая. «В свои молодые годы я пела в необыкновенно хорошем ансамбле «Орэра». В нем были замечательные мальчики, которые меня носили на руках и, забывая, что я женщина, называли мужским именем Шалико. У нас были с ними чисто дружеские отношения. И вот кто-то решил, что надо сделать мой творческий вечер в Москве. Грузины зафрахтовали целый самолет и прилетели в Москву на мой концерт. Во втором отделении я впервые выступала с превосходной пианисткой Медеей ГОНГЛИАШВИЛИ. В конце отделения думаю: «Какое счастье, что остался всего один романс». И вдруг забываю его начало. Медея все это время играет. Все думают: какой большой проигрыш. Я подхожу к ней и очень деликатно (почти шепотом) на грузинском спрашиваю: «Начало как?» И вижу перед собою безумные глаза: «Я мелодию забыла!» Но тут между нами пробежала какая-то психологическая искра. В одно мгновения я вспомнила слова, а Медея — мелодию».

— Вам присуща величественная, царственная осанка! В вас присутствует княжеская кровь?

— Да. Куда деться от этого? Честно говоря, не очень люблю, когда это отмечают, но это так, с этим ничего не сделаешь. Это все идет и с отцовской стороны, и с материнской. Прабабушка, прадедушка, дедушка имели свои поместья. Моя бабушка, княжна, была необыкновенно красивой. Говорят — не дай бог услышит на том свете и упадет в обморок, если я скажу, — что я немножко похожа на нее. Все мои тетки говорили: «Ты стала похожа на бабушку, которая была очень красива». Это была красавица Кутаиси. Белая шляпа, фаэтон… Когда она выезжала, народ стоял и смотрел на нее. Такая она была привлекательная! Одни мои тетки были очень красивые, другие менее, но порода чувствовалась. У меня было шесть теток.

Дедушка был очень образован. Единственный сын своих родителей, окончил в Петербурге два факультета: математический и юридический. У него было 13 двоюродных внуков и внучек, включая меня. Но мы неплохо жили, и мама забрала своего отца (моего дедушку) к себе, чтобы он дал мне образование. Он очень серьезно занимался со мной. И, конечно, воспитывал.

Мама тоже воспитывала меня. Если бы она сейчас увидела, как ведут себя, она бы не выдержала этого. Раньше были свои законы, свои правила. Но главным для мамы было не то, что я хорошо пою, нет. Она говорила: «Ты будь порядочным человеком. Ничего, кроме хорошего имени, ты не унесешь из этой жизни». Такое было отношение. И это же передалось мне. Я то же самое говорю своим детям. Чтобы вы были первым долгом порядочными людьми, благородными. Делайте добро — это и есть настоящая жизнь. А не то, что деньги приносит. Кого-то из-за них убивают, это же просто ужасно. Разве деньги стоят жизни?

Раньше, в советские времена, у кого были большие деньги? У академиков, у профессоров, у заслуженных педагогов и врачей, у шахтеров. А тех, у кого появлялись деньги просто так, не принимали в обществе. Это были нехорошие деньги.

— Вы на концерте сказали, что раньше при отсутствии денег люди были более добрыми и счастливыми.

— Потому что о деньгах они не думали. Да, люди жили беднее. Но при этом были веселыми, радостными. И очень сплоченными. Приходили в гости, устраивали салоны. Друг друга любили. Знаете, почему? Жили одинаково. Без зависти к другим.

— Чем вы объясняете нестареющую власть романса над душами и сердцами слушателей?

— Дорогая, никогда романс не уйдет из жизни, из моды. Потому что романс — это твоя душа. Твое внутренне состояние. И лично твое, и в то же время все-все через это прошли. Ведь через любовь проходят все. Романс связан с любовью. Или хорошая любовь, или… Да, впрочем, любовь ведь всегда хорошая, даже если она несчастная, невзаимная — все равно. Это чувство просто потрясающее. Надо уметь его переживать и передавать. Романс нельзя петь громким голосом, он должен идти от сердца, от души. Но ни прекрасный голос, ни пронзительные стихи романса не произведут никакого впечатления на слушателей, если исполнитель не будет переживать, проживать это чувство лично.

И грузинские романсы — то же самое. Моя семья было очень известная. В ней все пели удивительно. Поют многие. Но надо еще и уметь петь. Это очень важно.

— Почему сейчас появляется так мало новых романсов?

— Сейчас поменялся стиль. Кто знал, что так популярен станет рок? Кто его вообще раньше знал? Сейчас появились какие-то другие манеры. Жизнь идет вперед, и многое из того, чем жили предыдущие поколения, теряется или вообще уходит. Но романс никогда не уйдет, потому что люди остаются людьми. Все переживают что-то в жизни. А романс это передает. Современные романсы прекрасно писал Андрей ПЕТРОВ, сейчас его уже нет в живых. Потрясающие современные романсы писал Оскар ФЕЛЬЦМАН, я сегодня спела его «Свеча горела» на стихи Бориса ПАСТЕРНАКА. Никто не знает, почему так многое изменилось. Пришло другое время. Почему книг не читают? Потому что есть интернет, делай что хочешь.

— Вы согласны с тем, что компьютер обедняет человеческую душу?

— Конечно! Я даже боюсь влияния компьютера. Вот мои дети. «Здравствуй!» скажут утром. И целый день сидят у компьютера. Теряется человеческое общение. И мобильные телефоны многое испортили. Но что делать? Так должно быть. А как иначе?

— Как вы оцениваете уровень нынешней российской эстрады?

— Не в моей компетенции говорить об этом хорошо или плохо, но хочется, чтобы он был выше.

— Выделяете кого-то из молодых певцов?

— Я никогда об этом не говорю.

— Какие надежды возлагаете на только что избранного президента Грузии?

— Я человек, который всегда смотрит вперед и которому хочется только хорошего. Я оптимистка. Люди меняются. Приходят и уходят. Времена чередуются, и мы меняем свои убеждения. Надо спокойно на все это смотреть. Потому что они знают, что делают. А народ ничего не знает. И строит какие-то иллюзии. Не знаю, как в отношении иллюзий, но надежда всегда должна быть. Я смотрю на мир с надеждой.

— А как вы думаете, отношения между нашими странами улучшатся?

— Обязательно! Иначе никак! Россия и Грузия — это такая традиция, что без этого нельзя!

— Знаю, что вы профессор, преподавали в МГУ, заведовали эстрадно-джазовой кафедрой. По вашим наблюдениям, как меняются студенты?

— Среди старшего поколения принято ругать молодежь. Но я не стану этого делать. По моим наблюдениям, студенты меняются и меняются в лучшую сторону, хотя многие преподаватели придерживаются другого мнения.

— Достигнув зрелого и полного расцвета сил, что вы думаете о жизни?

— Вы знаете, я, хотя вам это может показаться смешным, смотрю в будущее с надеждой. Вот я наполовину здесь, а вот эта нога — уже там. Но я об этом не думаю. Меня это не волнует. Я живу как живу. Даже забываю, сколько мне лет. Не надо об этом думать. Я всему радуюсь. Вот елки новогодние. Скоро придет Новый год. Я обожаю елки! Сейчас должна купить игрушки. Буду участвовать сама у себя дома в подготовке и проведению новогоднего торжества.

— Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

— Повторю, мои родители и бабушки внушили мне, что главное — это стать не певицей, а порядочным человеком. Надеюсь, мне это удалось.

Татьяна Лисина

Оставить комментарий