Главная / Издания / Пропавшая грамотность

Пропавшая грамотность

Пропавшая грамотность
11 декабря 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№51 (852) 11-18.12.2013

Выпускники саратовских школ снова будут писать экзаменационное сочинение

Любимое занятие властей — проводить эксперименты в сфере образования. Очередное новшество — возвращение сочинения в состав выпускного экзамена по русскому языку и литературе — вызвало аплодисменты у преподавателей вузов и заставило вздрогнуть школьных учителей. Высшую школу можно понять: натасканные на тестовые ЕГЭ вчерашние абитуриенты пишут с ошибками и не умеют грамотно излагать собственные мысли. Сочинения, как считают преподаватели, могут исправить ситуацию. А вот школьным учителям придется резко менять курс, ибо последние пять лет учеников готовили исключительно к тестам и о сочинениях на заданную тему давно забыли. В особенностях очередного образовательного новшества разбирался «МК» в Саратове».

Опять двойка?

Российские школы обходятся без выпускного сочинения уже пятый год. Вместо него в тестах единого государственного экзамена по русскому языку есть эссе — 200 слов на заданную тему. Но теперь все должно измениться. Сочинения снова вернутся в состав выпускного школьного экзамена по русскому языку и литературе. Президент Владимир ПУТИН поручил Правительству РФ до 1 марта 2014 г. принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов исходя из необходимости «повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы».

Проще говоря, чиновники внезапно услышали общественников, депутатов и преподавателей вузов (в том числе и саратовских), которые вот уже несколько лет говорят о негативных  последствиях отмены школьного выпускного сочинения, а также об абсолютной безграмотности подрастающего поколения и плохом влиянии ЕГЭ на знания детей. Сочинение требует от школьника умения думать, рассуждать, грамотно и последовательно излагать свои мысли, чего современные дети, если верить педагогам, делать не умеют и порой не способны даже прочитать длинный параграф учебника или условие задачи.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Алексей ВОРОТНИКОВ, доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России социально-экономического университета:

— У нас очень безграмотные студенты. Раньше в журнале «Крокодил» была рубрика «Нарочно не придумаешь», где можно было прочитать курьезы и смешные глупости, сегодня и юмористического журнала не надо — подобные перлы можно увидеть в работах студентов. Причем вчерашние школьники приходят с хорошими баллами ЕГЭ, но как только выходят отвечать к доске — двух слов связать не могут, буквально на пальцах объясняют. Все это началось, когда в школах уменьшилось количество уроков русского языка и литературы, а вместо них стали вводиться какие-то непонятные, пустые предметы, скажем, основы финансовой грамотности, налогообложения. Я рад, что сейчас вспомнили про школьные сочинения, есть хоть какая-то надежда, что ситуация изменится. Но по большому счету, русский язык и литература должны преподаваться каждый день, тогда и грамотность повысится. Ведь в этом случае школьникам придется волей-неволей учить стихи, читать прозу, пересказывать содержание прочитанного.

Уже начались разговоры, что введение выпускного сочинения — первая ласточка, следующей будет отмена единого государственного тестирования. Хотя возможно, что это только лишь мечты преподавателей. Тем не менее будущим выпускникам стоит уже сейчас обложиться художественной литературой, поскольку вариант по скачиванию из интернета рассуждений на тему «Мой любимый герой — Татьяна Ларина» не пройдет. Теперь так называемый «письменный проект» придется защищать, и можно догадаться, что подобные меры защиты введены для того, чтобы проверить подлинность работы и самостоятельность ее написания школьником. Как говорят эксперты, современное преподавание литературы привело к тому, что даже на олимпиадах школьники показывают не самые лучшие результаты. К примеру, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по литературе победитель сумел набрать лишь 133 балла из 150 возможных. А согласно последним данным международного исследования PISA по читательской грамотности российские школьники стоят на 41-42-м местах из 65. Хотя еще недавно были на 27-м. В первой пятерке читающих — Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Адольф ДЕМЧЕНКО, доктор филологических наук, заведующий кафедрой литературы и методики ее преподавания СГУ им. Н.Г. Чернышевского:

— Проблема даже не в том, что вчерашние школьники пишут с ошибками — это, скажем так, «техническая» сторона, обыкновенная грамматика, а в том, что не умеют излагать собственные мысли, правильно построить речь. Книг молодежь не читает, а ЕГЭ окончательно убивает навыки риторики, отсюда неумение внятно излагать свои мысли. Несомненно, делать упор на сочинения необходимо, если мы хотим вырастить грамотное поколение. Но опять же сейчас учеников подготовят к выпускному сочинению, они напишут его «из-под палки», но читать больше не станут — ни в школе, ни дома. Поэтому, дабы хорошая инициатива не стала разовой акцией, как мне кажется, должна быть общая филологическая подготовка в школах, некая системная программа, направленная на повышение грамотности учеников.

Но какая будет программа и будет ли она вообще или же выпускное сочинение станет просто дополнительной «головной болью» для школьников и учителей, станет ясно лишь этой весной.

Книги «на вырост»

Пока же можно порадоваться тому, что в последние несколько лет в общеобразовательных учреждениях внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты и в рамках ФГОСов для начальной и средней школы у школьников вырабатываются методы формирования коммуникативной компетенции. То есть детишек учат вести диалоги в форме дискуссий, деловых игр, обосновывать свою позицию, вырабатывать способность принимать совместные решения. Но, как считает Марина МИХАЙЛИНА, заведующая кафедрой социологии и психологии СарИПКиПРО, эффект от подобных занятий появится только лет через пять.

— От тех школьников, которые будут писать выпускные сочинения в следующем году, ждать какого-то прорыва бессмысленно, детей нужно готовить к этому, и не один год — считает Марина Юрьевна.

Что же касается пользы чтения для развития грамотности, у завкафедрой социологии и психологии свое мнение на этот счет.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Марина МИХАЙЛИНА, кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социологии и психологии Сар­ИПКиПРО:

— Современные дети не стали глупее, не стали хуже, они просто другие. Мы к ним подходим с мерками прошлого века, а они живут в этом. На самом деле, это миф, что если ты не читаешь книг, то и писать не умеешь. Да, бумажные книги современная молодежь не читает, но они успешно заменяют их аудиокнигами, которые прослушивают. И такой метод восприятия литературы так же, как и бумажные книги, расширяет их словарный запас, тренирует память, помогает овладевать грамотными речевыми клише. Я видела детишек, которые после прослушивания детских аудиокниг кусками цитируют «Приключения Тома Сойера» и другие литературные произведения.

Психологи и социологи утверждают: сегодня на то место, которое раньше в обществе занимала художественная литература, пришел интернет с его форумами, чатами и социальными сетям. И неверно говорить, что интернет — это только компьютерные игры он лайн, порнография и скачивание фильмов. В интернете есть масса поводов для дискуссий, сами дискуссии, длинные ветки комментариев под постами у популярных блогеров, сообщества в социальных сетях, где поднимаются различые темы для бесед.

По мнению Владимира КАШИРИНА, директора основной общеобразовательной школы № 14 г. Саратова, оценка выпускных сочинений, написанных современными школьниками, должна быть совсем иной.

— Дети сегодня общаются в другом формате: смс-сообщения, «аська», чаты, форумы, соответственно и сочинять они будут в своем «формате», — считает Владимир Анатольевич. — Если мы подойдем к оценке сочинений со старыми мерками, то результаты могут быть крайне печальными. Мы воспитываем совсем другое, новое поколение, и подход к нему должен быть иным.

Получили? Распишитесь!

Вообще в школах Саратовской губернии новую инициативу федеральных властей, мягко говоря, не поняли.

— Введение выпускных сочинений — это абсурд, поскольку для этого нужно менять все образовательные программы, все учебные планы, — говорит Светлана ВАНЮХИНА, директор средней общеобразовательной школы № 97 города Саратова. — Сегодня в школах два урока русского языка в неделю, а иностранного — три, вот и судите сами.

Действительно, положительная картина повышения всеобщей грамотности подрастающей молодежи разрушается сроками исполнения президентского поручения. Ведь методика преподавания в школах требует, чтобы итоговая аттестация проводилась в той форме, которая уже была освоена на занятиях. А значит, выпускникам-2014 новшество не грозит. Но всем остальным придется туго.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Зинаида ДРУЖКИНА, директор средней общеобразовательной школы № 12 г. Балашова:

— Сегодня работа учителей ориентирована на подготовку детей к ЕГЭ, к формату тестирования. Поэтому перевести обучение на новые рельсы будет не так-то просто, и опасаюсь, что могут возникнуть сложности. Ведь сейчас методики четко отработаны и детей фактически с 5 класса начинают готовить к тестам. Получится, что такой внезапной подготовкой к выпускному сочинению учеников и учителей просто собьют с толку, и если педагоги восстановятся быстро, то для школьников это может иметь не самые хорошие последствия. И опять же, подозреваю, что от написания выпускного сочинения дети не станут более грамотными. Ведь сегодня в школах в неделю преподается три урока литературы и один урок русского языка плюс второй урок в качестве подготовки к ЕГЭ. Этого недостаточно, чтобы дети приобрели знания, научились думать, анализировать, излагать свои мысли.

Такое же мнение высказывает Елена КУЗНЕЦОВА, кандидат филологических наук, директор средней общеобразовательной школы № 12 города Энгельса.

— Никто не против того, чтобы школьники писали сочинения, подростки должны уметь выражать свои мысли, а не только ставить галочки в квадратиках, — считает Елена Валерьевна. — Но если сейчас новые стандарты будут вводить стремительно, это окажется серьезным стрессовым фактором для наших учеников. Нужно время на подготовку, хотя бы год-другой.

Есть и еще один момент, который внушает опасение учителям. Сегодня вся нагрузка в школах распределена, но если начнется крен в сторону русского языка и литературы, то количество этих часов по определению увеличится — иначе как готовить школяров к сочинениям? Увеличивать нагрузку на учеников, которые сегодня и так проводят в школе едва ли не весь день, никто не позволит, а значит, в общеобразовательных учреждениях будет меньше часов выделяться на преподавание других дисциплин. Например, истории, физики или биологии. Можно представить реакцию родителей, которые планируют готовить детей именно по этим предметам. Получится, что положительная на первый взгляд инициатива о повышении всеобщей школьной грамотности ударит по родительскому кошельку, поскольку в этом случае мамам и папам придется нанимать репетиторов на «урезанные» школьные дисциплины. Зато у чиновников появится дополнительный аргумент в пользу «позитивных тенденций» в сфере образования. Мол, вы были недовольны ЕГЭ? Теперь жаловаться не на что.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий