Главная / Издания / Владимир Капкаев: задача - выйти на сбалансированный и бездефицитный бюджет - сохранена

Владимир Капкаев: задача - выйти на сбалансированный и бездефицитный бюджет - сохранена

Владимир Капкаев: задача - выйти на сбалансированный и бездефицитный бюджет - сохранена
24 декабря 2013

Подготовил Антон Краснов

МК в Саратове

№1-2 (854—855) 25.12.2013

Уходящий 2013-й г. выдался насыщенным для регионального парламента. Были приняты важные изменения в нормативную базу области в сфере бюджетной и социальной политики, экономики, госстроительства и аграрного сектора, культуры, спорта и органов местного самоуправления. Работа велась в условиях общефедерального тренда по реализации майских указов, ужесточению финансовой дисциплины и делегированию ряда федеральных полномочий в регионы. Главные итоги года подвел председатель областной думы Владимир КАПКАЕВ.

Бюджет: главные цели остаются прежними

Почти 75% расходов областного и консолидированного бюджетов губернии направлено на социальную сферу. Пока обстоятельства вынуждают сохранить напряженный характер главного финансового документа региона. Но работа над ним была кропотливой: проект бюджета прошел не только обсуждения в думе, но и научную и общественную экспертизу. Владимир Капкаев особо подчеркнул, что, несмотря на ряд объективных сложностей, главная задача — выход на сбалансированный и бездефицитный бюджет — сохраняется и лишь отодвигается во времени.

— Владимир Васильевич, каковы параметры бюджета на будущий год и особенности работы над главным финансовым документом региона?

— Планируется, что в течение трех лет дефицит бюджета будет планомерно сокращаться.

Общий объем доходов областного бюджета на 2014 год утвержден в сумме 64,05 миллиарда рублей, расходов — 71,5 миллиарда. Такие показатели позволят нам обеспечить реализацию так называемых майских указов Президента РФ Владимира ПУТИНА, прежде всего, планово повышать заработную плату работникам бюджетной сферы. Напомню, что принятый бюджет носит ярко выраженную социальную направленность, поскольку три четверти расходов — это именно социальные статьи. Мы и сегодня выполняем все обязательства, определенные главой государства. От критериев, определенных «дорожными картами» проектов, не отступаем.

— Какова в целом роль парламентского контроля над исполнением бюджета на текущий год?

— Она существенно возросла. Во главу угла встала следующая задача: при дефиците средств областного бюджета определить приоритетные расходы, обеспечить реализацию социальных обязательств и не сократить финансирование муниципальных образований области. Конечно, дополнительно сохраняется высокая долговая нагрузка казны, но происходит реструктуризация долга, дорогие коммерческие бюджеты заменяются на бюджетные, более дешевые в обслуживании. Это позволило сэкономить сотни миллионов рублей, уже направленных на сельское хозяйство, реализацию социально значимых целей.

Экономика и агропром: работа на перспективу

Наметившиеся в конце 2012 г. тенденции к замедлению темпов экономического развития в стране и нашей области сохранились и в 2013 г. Поэтому ряд направлений жизнедеятельности региона приходилось обеспечивать, в том числе, с помощью заимствований.

— Как вы уже сказали, разумная экономия сегодня нам нужна во всем. Какие конкретные шаги предпринимаются для привлечения бюджетных средств?

— Особую актуальность имеет не только экономия, но и поиск новых источников пополнения областной казны, которым мы активно занимаемся совместно с региональным правительством. В рамках этой работы на площадке думы состоялись встречи с нашими земляками — депутатами Государственной думы и членами Совета Федерации по вопросам повышения эффективности участия Саратовской области в федеральных государственных программах. Итогом обсуждения стало создание рабочих групп по направлениям деятельности, в состав которых вошли депутаты регионального и федерального уровней, сенаторы, а также зампреды и представители профильных министерств. Мы надеемся, что потенциал общей саратовской команды позволит существенно увеличить объем финансирования, выделяемого нашему региону из федерального бюджета.

— Саратовская область — традиционно аграрный регион, и доля сельского хозяйства в областной экономике весьма велика. Какие коррективы, способствующие позитивным изменениям в сфере АПК, были внесены в законодательную базу?

— На развитие агропромышленного комплекса из консолидированного бюджета области в текущем году направлено около 4 миллиардов рублей, что дало соответствующие результаты.

Впервые в нынешнем году выплаты сельхозтоваропроизводителям в растениеводстве шли по новым правилам. Основными критериями «несвязанной господдержки в расчете на один гектар посевной площади» стали интенсивность использования сельхозплощадей и коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия района. В среднем по области поддержка составила 382 рубля за гектар.

Депутаты Саратовской областной думы активно отстаивают интересы аграриев. По инициативе парламентариев, ученых ассоциации «Аграрное образование и наука» и при участии регионального минсельхоза принят ряд законов о содействии сельскому хозяйству региона. В частности, внесены изменения в ЗСО «О государственной поддержке производства и реализации сельскохозяйственной продукции в Саратовской области». Полномочия облправительства расширены возможностью оказания помощи в получении техники и оборудования по договорам лизинга в ходе реализации госпрограмм РФ и области предприятиям, принимающим участие в реализации сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Социальная политика: показатели выполнены

В 2013 г. была продолжена работа по модернизации региональных систем образования и здравоохранения, а также по оказанию социальной помощи населению. Депутаты Саратовской областной думы уделили особое внимание законодательному решению данных вопросов и внесли существенные изменения в нормативную базу, регулирующую эти важнейшие направления деятельности.

— Долгое время развитие бюджетной сферы называлась приоритетным направлением работы. А сейчас?

— Ничего не изменилось. С 1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ». В соответствии с ним на заседании регионального парламента в ноябре 2013 года принят новый областной закон «Об образовании». Майскими указами президента, так же как и новым законом, предусмотрена реализация такого ключевого направления государственной социальной политики, как повышение заработной платы педагогических работников. К концу текущего года размер средней заработной платы учителей школ составил 20,3 тысячи рублей, педагогических работников учреждений дополнительного образования детей — 19,3 тысячи рублей, дошкольных работников — 15,3 тысячи.

Планируемые показатели по средней заработной плате педагогических работников школ и учреждений дополнительного образования детей на сегодняшний день выполнены.

— Владимир Васильевич, а есть ли перемены в сфере здравоохранения?

— 20 ноября принят закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Основная доля его затрат направлена на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории нашего региона. Так, на эти цели в 2014 году предназначено почти 18,6 миллиарда рублей, что более чем на 1,5 миллиарда больше, чем в 2013 году. Это позволит нам повысить тарифы на оплату медицинской помощи, что в свою очередь положительно скажется на качестве и доступности медицинской помощи, а также на повышении заработной платы работников здравоохранения. Отмечу, что мы выполняем «дорожные карты» по майским указам Президента РФ в части повышения заработной платы медработников. Так, в 2014 году предполагается увеличить среднюю зарплату врачей до 28,754 тысячи рублей, среднего медперсонала — до 16,760 тысячи рублей, младшего медперсонала — до 11,220 тысячи.

Кроме того, нельзя не сказать и о том, что повышается финансовое обеспечение территориальной программы ОМС на неработающее население – на эти цели в областном бюджете предусмотрено 7,969 миллиарда рублей, что на 1,559 миллиарда рублей больше, чем в 2013 году.

Впереди — Год культуры

Как уже известно, 2014-й в России объявлен Годом культуры. Подготовка к нему, как это и положено, началась загодя. Особое внимание было уделено восстановлению культурной инфраструктуры областного центра.

— В этом году основные события в области культуры, как это ни странно, связаны со строительным вопросом: вводом новых объектов или же капитальной реконструкцией ранее существующих сооружений. Последнее – это, конечно, прежде всего, восстановление сгоревшей областной филармонии.

— Да, это так. За счет областного и федерального бюджетов завершается реконструкция филармонии, появилась надежда на восстановление старого здания ТЮЗа, пострадавшего от пожара в прошлом году. На одном из последних заседаний думы депутаты дополнительно выделили 5 миллионов рублей в качестве софинансирования для получения 300 миллионов рублей из федерального бюджета, которые будут направлены не только на ремонт, но и на приспособление здания под детское театрально-концертное учреждение.

Нельзя не упомянуть и закон о предоставлении субсидий районам области на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры. Речь, в частности, идет о районных и в особенности о сельских домах культуры. Многие из них нуждаются и в восстановлении, и в приобретении современного оборудования. Для решения этих задач в текущем году из областного бюджета выделено 190 миллионов рублей — по 5 миллионов на каждый район, что позволило создать во многих учреждениях более комфортные и цивилизованные условия для отдыха и творчества.

Подводя итоги, отмечу, что в следующем году приоритеты нашей работы останутся неизменными. Это повышение благополучия наших земляков и создание законодательной базы для развития области. Парламентарии, работая в тесном контакте с губернатором и региональным правительством, сделают все возможное для реализации данных стратегических целей.

Подготовил Антон Краснов

Оставить комментарий