Главная / Издания / Счетчик по нужде

Счетчик по нужде

Счетчик по нужде
29 января 2014

МК в Саратове

№5 (858) 29.01.2014

Установка общедомовых счетчиков не облегчила жизнь саратовцев, но показала почти нулевую защищенность их от произвола управляющих

Возможно, краски сгущены. Однако приходится судить по письмам и обращениям читателей. А в них, увы, проглядывается одна проблема — незащищенность потребителей коммунальных услуг. При наличии, можно сказать, стада надзирающих тот, которого обязаны защитить, практически затоптан в грязь, то бишь жилищно-коммунальную муть и жижу. Ну не сам потребитель, а его права.

Характерный пример нашего читателя, его поиска защиты своих прав. Якову Корниловичу БЕЛУГИНУ, между прочим, 80 лет. Он уже не в первый раз к нам обращается. И даже как-то удалось с нашей помощью решить одну бытовую проблему.

Нынешняя проблема, увы, получила широкое распространение. Если коротко, то имя ее — воровство коммунальной услуги в угоду какого-либо лица. Чаще юридического. Кто-то берет электро- или теплоэнергию, а платят за нее жильцы дома. А в старые времена, когда граждане платили лишь 20-30% от себестоимости услуг, расплачивался бюджет. Когда пропагандировали установку общедомовых счетчиков, убеждали, что благодаря этим приборам всем все станет ясно, кто и за что платит, отчего жить станет и легче и веселей. Но ныне многим жильцам не до смеха. А все по причине общедомовой нужды, которую они вынуждены оплачивать. Оказалось, что общая нужда — дорогое удовольствие. Иногда за общий свет платят больше, чем за свой. Та же картина и с общими водой, теплом и так далее.

По предположению Якова Корниловича, жильцы дома платят за теплоэнергию, которую потребляет и магазин «Пятерочка», расположенный на первом этаже. А дом-то всего восьмиквартирный. Вроде бы нет ничего проще: смотри, сколько накрутил общий счетчик, дели на метры площади, умножай на тариф и бери плату за отопление. Как только был установлен прибор учета тепла, резко возросла плата за отопление в этом доме. Потому-то и вкралось в душу Якова Корниловича подозрение, что только с жильцов берут за тепло. Иными словами, показания домового счетчика делят только на площадь жилых помещений, а магазин как бы ни при чем. И он стал звонить, писать, ходить по всем инстанциям. Бить в колокола или по кумполу компетентных органов.

В апреле 2010 г. Белугин получил ответ от управляющей организации, которая обслуживала их дом, — ООО «Стройкомплект», в котором с завидной наивностью сообщалось, что «в жилом доме № 205 по улице Огородной первый этаж занимает магазин «Пятерочка». Специалистами по эксплуатации жилого фонда… составлен акт о том, что система теплоснабжения в магазине централизованная, имеются трубопроводы для подачи теплоносителя, а также стояки с радиаторами. В настоящий (так в официальном ответе. — Авт.) им выдано предписание о понуждении заключения договора на теплоснабжение».

Почему им, а не ему, то есть магазину? И кому «им»? Стоякам с радиаторами? Все было бы смешно, когда бы не было столь грустно — до отвращения. Ведь в том же письме сообщается, что месячный объем тепловой энергии (в доме, где нет горячего водоснабжения!) составил 12,7 Гкал! И почему-то 5 тонн теплоносителя. И это в восьмиквартирном доме! А плата за один кв. м в месяц составляла 94 руб. Смешно?

Ясно, что такая плата получилась по причине, что магазин, видимо, не платил, его же еще не понудили к заключению договора на теплоснабжение? А ведь это не жилье. И владельцев «понудить» до начала отопительного сезона было просто — отказав в подаче горячей воды в «их» трубы. Прибежали бы как миленькие! И тут возникает еще одно мнение: уж не брали ли с магазина плату за отопление без всяких договоров, при этом обязав официально и по закону платить за обогрев этой немалой жилой площади жильцов?

Чтобы не возникало никаких подозрений, сомнений и мнений, нужно немногое. Всего лишь показать жильцам расчеты, какой объем учитывается и на какую площадь делится.

Но этого-то и невозможно получить. Вот ответ от «Стройкомплекта», полученный Белугиным 3 марта 2011 г. (как видите, спустя год): «…с магазином «Пятерочка»... имеется заключенный договор на снабжение тепловой энергией, по которому ежемесячно оплачивается потребленная тепловая энергия». А где расчеты? Опять неясность.

Впрочем, по утверждению Якова Корниловича, в последние годы к плате за отопление у него нет претензий. Хотя и восторга не вызывает. Но Белугин бьется именно за тот период, когда драли-скребли нещадно с жильцов за тепло, а именно зима-весна
2010 г. Увы, бьется рыбой об лед равнодушия чиновников.

Федеральная служба с многообещающим названием «Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» оказалась неспособной помочь, так как, согласно ее ответу, не имеет на то полномочий. Иными словами, благополучие человека совершенно не страдает, когда его, как козу дерут, обдирают. В общем, назначают грабительские цены за комуслуги. Все-таки платить за отопление почти 100 руб. за метр — тут даже у козы способность к блеянью исчезнет напрочь. Служба порекомендовала обычную процедуру — обратиться в суд. Все так советуют. И если все решать через суды, зачем держать в государстве надзирателей за нашим благополучием?

Прокуратура Заводского района занималась разбирательством обращений Белугина. Но почти безрезультатно. Денег по переплате за тепло за период январь-апрель 2010 г. жильцы так и не получили. А отвечали  из райпрокуратуры в общем-то туманно.

Например, в ответе от 18 марта 2012 г. читаем, что «в связи с выявленными нарушениями… внесено представление с требованием произвести соответствующий перерасчет, а также с постановкой вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности».

Привлекли? До сих пор неизвестно. Но главное, что переплату за вышеуказанный период жильцы фактически не получили.

В ответе от 23 июля 2012 г. удивило следующее утверждение: «расчеты с нежилым помещением по теплу и горячему водоснабжению ведутся отдельно от жилых помещений и на расчетах жильцов не отражаются».

Вообще-то жильцы не зеркала, чтобы в них магазин отражался. И в доме нет централизованного горячего водоснабжения. Горячая вода — от газовых колонок. И при чем тут плата за теплоэнергию? И главное, при общем счетчике отражается, а точнее, учитывается все. И жилые, и нежилые метражи. Зато из этого ответа мы узнаем, что площадь дома без учета магазина — 143 кв. м, а площадь магазина — 139. Так вот откуда такая «горячая» ставка за тепло зимой 2010 г. — 94 руб.! При средней 45 руб. за метр. Площадь магазина почти равна всей площади, которой пользуются жильцы. Не учли магазин, и в платежках отразилась двойная цена за метр в квартирах несчастных жильцов. В ответе от 12 ноября 2012 г. первый заместитель прокурора Заводского района А.А. ТРИШЕВ заверил Белугина, что «в результате технической ошибки (?! — Авт.)… не был учтен объем тепловой энергии, выставленной в адрес нежилого помещения… будет произведен перерасчет (снятие) за отопление излишне начисленного объема… будет отражено в платежных квитанциях за ноябрь 2012 г. Указанный вопрос взят прокуратурой района на контроль…»

Взят, да, видимо, потерян. По словам Белугина, перерасчет за «спорный период» в платежках так и не отразился. Он опять обратился в прокуратуру. Та перенаправила в жилищную инспекцию, которая получила полномочия на контроль за правильностью начисления платы за ЖКУ только с сентября 2012 г. А значит, проверить правильность начисления 94 руб. за кв. метр в месяц за тепло в январе-марте 2010 г. инспекция не может. В райпрокуратуре об этом не знали? Удивительно? Пожалуй, показательно. Это пример того, как потребители остаются беззащитны перед… счетчиками, накручивающими на их бедность чью-то нужду.

Оставить комментарий