Главная / Издания / Нефтяной рейд генерала

Нефтяной рейд генерала

Нефтяной рейд генерала
12 февраля 2014

Сергей Антонов

МК в Саратове

№7 (860) 12.02.2014

Главком ВВС БОНДАРЕВ лоббирует интересы саратовских рейдеров?

«Ежи» из сварной арматуры, которые пропорют любое колесо. Бетон­ные блоки, препятствующие проезду транспорта. Наглухо закрытый шлагбаум. Ров, рассекающий единственную дорогу, соединяющую особо опасный промышленный объект с «большой землей». Сознательно отключенный рубильник электроснабжения. Военизированная охрана, прочесывающая местность и отслеживающая любое движение. Вся эта суровая атрибутика военного времени находится не где-то на сопредельной вражеской территории, а в непосредственной близости от областного центра Сара­товской губернии. Здесь, в так называемой зоне безопасности авиаполигона Гурьяново, представители Министерства обороны РФ развязали, без преувеличения, боевые действия против местной компании «ЛукБелОйл», ведущей разработку нефтеносного участка.

Исполнительный директор предприятия Ольга КРЮЧКОВА cчитает, что многими своими бедами «ЛукБелОйл» обязан экс-министру обороны Анатолию СЕР­ДЮКОВУ и действующему главкому ВВС Виктору БОНДАРЕВУ, чья роль в данной ситуации, без преувеличения, уникальна и беспрецедентна.

Хроника пикировки: военные против нефтяников

Ключевым моментом в создавшейся парадоксальной ситуации руководство «ЛукБелОйла» считает то, что действия  ведомства предельно регламентированного и, казалось бы, обязанного досконально соблюдать букву закона, давно выпали за рамки правового поля. Впрочем, Ольга Крючкова полагает, что позиция Минобороны и подведомственных ему военных частей на территории Гурьяновского авиаполигона противоречит не только действующему законодательству, но и элементарному здравому смыслу.
Спор хозяйствующего субъекта и могущественного военного ведомства развивался следующим образом.

«ЛукБелОйл» начал разработку нефтеносного участка площадью 4,38 га в 2001 г. Нет нужды напоминать, что в те времена нормативная база была далека от совершенства и постоянно менялась и корректировалась. Когда компания начала свою деятельность на Гурьяновском месторож­дении, земельный участок не был поставлен на кадастровый учет и оформлен по документам еще советского времени. В декабре 2001 г. вступил в силу Земельный кодекс РФ, и нефтяники провели все процедуры по приведению соответствующей документации в соответствие новой нормативной базе. Как известно, дело это долгое и недешевое. Тем не менее предписанный законом путь был пройден и оставалось лишь заключить договор аренды. «В то время все договоры аренды подписывало Росимущество, распоряжавшееся всей госсобственностью. Федеральное Росимущество дало поручение местным территориальным органам, но по причинам, о которых мы можем только догадываться, прямое распоряжение вышестоящей инстанции игнорировалось в течение двух лет. И вот тут в феврале 2007 года на пост министра обороны пришел Анатолий Сердюков. Уже через три месяца после этого кадрового назначения он издал директиву, приостанавливающую выдачу разрешительной документации. Как известно, Минобороны принялось создавать свой комитет имущественных отношений, во главе которого встала небезызвестная Евгения ВАСИЛЬЕВА. Мы подали документы в соответствии со сформированным регламентом Минобороны РФ, ждали, выжидали, наконец, в сентябре 2010-го нам сказали: все отлично, ребята! А потом  вдруг полная тишина», — рассказала Ольга Крючкова.

И затем в этой тишине грянул гром: в июне 2011 г. последовал иск от Министерства обороны к «ЛукБелОйлу». Суд первой инстанции саратовские нефтяники выиграли, кассационный суд вернул дело на повторное рассмотрение, и начались судебные «качели» по судам различных инстанций. Это продолжалось свыше двух лет. В конечном итоге Высший арбитражный суд встал на сторону «ЛукБелОйла». Решение арбитража датируется 31 октября 2013 г. А уже 5 ноября нефтяники получили от военных письма с требованием прекратить свою деятельность, начиная с 8 декабря. Об арбитраже вообще упоминания не было, словно судебное решение само по себе, а приказ сам по себе. Распоряжение отдавалось подведомственным частям, расположенным здесь: Энгельсской авиабазе и воинской части 06987 на полигоне Гурьяново. Требования Минобороны передало «ЛукБелОйлу» командование этих соединений.

Еще до истечения срока, который был выделен компании, 5 декабря, на Энгельсскую авиабазу прилетел главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев. В сопровождении командира авиабазы генерала ПОПОВА и командира воинской части 06987 ПОДГОРНОГО он прибыл на авиаполигон Гурьяново. В числе вопросов, которые он задал специалисту «Лук­Бел­Ойла», был совершенно беспардонный и риторический: «Нашу нефть крадете?» После этого был вырыт ров, перекрывающий единственную дорогу к месторождению, закрыт шлагбаум, выставлены бетонные блоки и впоследствии брошены на дорогу «ежи»… Командир военной части, которая осуществляет блокаду промышленного объекта, майор Олег Подгорный — человек предельно откровенный. На резонные вопросы о том, кому все это надо и почему игнорируются решения судебных инстанций, он прямо и четко, как полагает военному, ответил: «Не могу знать! Я исполнитель. У меня есть приказ, и я его выполняю».

Нефтяное пятно на репутации

Заблокированный таким образом сборный пункт «ЛукБелОйла» в Гурьяново — особо опасный производственный объект, зарегистрированный в соответствии с регламентирующими документами и подвергающийся постоянному надзору и контролю. Руководство компании тотчас же уведомило о положении дел все компетентные структуры: Ростехнадзор, МЧС, Росприроднадзор, а также правительство области. Региональные власти, разумеется, приняли сторону нефтяников: терять эффективную, высокотехнологичную компанию, третью по добыче нефти в области и регулярно отчисляющую в бюджет кругленькую сумму по налогам и сборам, в планы губернатора Валерия РАДАЕВА и министра промышленности и энергетики Сергея ЛИСОВСКОГО явно не входило. Тем более что под угрозой оказалась 450-миллионная региональная программа по разведке недр. Однако ни протесты нефтяников, ни увещевания научного сообщества, прямо указавшего, что действия Минобороны могут спровоцировать техногенную катастрофу, ни аргументы региональных властей эффекта не возымели. Военные уперлись и давали понять, что ни губернатор, ни надзорные органы, ни даже Высший арбитраж им не указ.

Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский разъяснил, что действия военных не только незаконны, но и, мягко говоря, провокационны в экологическом аспекте. Возможно, впоследствии возобновить добычу не удастся. А это означает, что по воле господ военных и без того далеко не самый богатый регион РФ лишится надежного налогоплательщика, а местный бюджет — средств на выполнение социальных программ и, в том числе майских указов президента Владимира ПУТИНА. Средств, заметим, которые сегодня активно изыскивают, экономя на всем что можно.

Ольга Крючкова подчеркнула: особенно обидно то, что подобные помехи работе компании ставит военная часть, которая вообще обязана нефтяникам своим нынешним комфортом: «Мы за собственные средства построили дорогу к войсковой части, отремонтировали казарму, восстановили им водонапорную башню, купили и оборудовали котельную. И что же? Эта же воинская часть просто парализовала нашу работу. Мы пытались вести переговоры: «Чего вы добиваетесь? Суд установил, что земля используется нами по закону. На каком основании перерыли добротную дорогу, которой, кстати, до нас тут не было?» Молчание. Какая у них цель? Я могу предположить, что это сделано по просьбе «друзей» генерала Бондарева, который, получается, от имени Минобороны и якобы в интересах этого уважаемого ведомства лоббирует интересы саратовских рейдеров на предмет захвата нашей компании! Это звучит дико. Мне трудно понять, как человек такого масштаба, как главком ВВС РФ Бондарев, стал орудием в руках не очень чистоплотных дельцов.

Мы ведем себя подчеркнуто корректно. Апеллируем к здравому смыслу. Настаиваем на том, чтобы элементарно вернуть ситуацию в правовое поле».

Вперед, в 90-е?..

Характерно, что при закрытии Гурьяновского месторождения возобновить там добычу на законных основаниях будет невозможно: за десятилетие законодательство о недропользовании поменялось очень существенно. А это означает, что потенциальные «наследники» «ЛукБелОйла» и не думают соблюдать нормативную базу и, скорее всего, намерены увести данный производственный актив в тень. «Не хочется думать о самом плохом: мы еще не разуверились в способности государственной системы вернуть ситуацию в правовое русло. Однако то, что происходит в Гурьяново, — это серьезный тест для государства, для власти: сумеют ли они настоять на неукоснительном соблюдении закона или мы возвратимся к мрачным реалиям 90-х?» — подвела промежуточный итог глава промпредприятия, находящегося на осадном положении.

Однако апелляции к здравому смыслу и элементарной порядочности высших чинов Минобороны РФ оказались напрасными. 5 февраля генерал-лейтенант Вик­тор Бондарев повторно посетил Гурь­яновский полигон и сборный пункт ООО «ЛукБелОйл». В присутствии работников сборного пункта главком ВВС бодрым голосом прокомментировал основы федерального законодательства, откровенно игнорируя решение Высшего арбитражного суда.   «Главная военная прокуратура вам все расскажет, все до слез будет понятно. Будете читать ихние выводы и плакать будете от счастья, как все понятно в этой жизни. Прекрасно вы устроились! Для добычи технической воды развернули тут кичман», — на фирменном военном сленге заявил генерал Бондарев, не смущаясь тем, что «кичманом» он именует предприятие, работающее на законных основаниях. Следом он заявил — цитата: «Я вам сто процентов даю, летом тут ничего не будет. Это я вам слово даю». За этими словами последовал новый виток наступления: на этой неделе перерезаны электропровода, принадлежащие, между прочим, предприятию.

По каким фронтам пойдет наступление дальше и сбудутся ли угрозы генерал-лейтенанта в адрес саратовских нефтяников?

Мы следим за развитием ситуации.

Сергей Антонов

Оставить комментарий