Главная / Издания / В переводе со взрослого

В переводе со взрослого

В переводе  со взрослого
05 марта 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№10 (863) 5.03.2014

У саратовских школьников появится дополнительный выходной?

Очередное образовательное новшество, возможно, порадует как школяров, так и их родителей. Парламентарии озаботились здоровьем подрастающего поколения, целыми днями пропадающего в школьных стенах, и предложили сократить учебную неделю до пятидневки. Неизвестно, пройдет ли предложение через фильтр чиновников от образования, в свое время медленно, но верно принудивших общеобразовательные учреждения к шестидневной учебной неделе, но общественный резонанс уже вызван. В нескольких российских регионах сообщили о переводе школ на укороченную неделю. В Саратовской губернии на пятидневку перешло лишь 10% школ.

Учите и обрящете!

Законопроект, устанавливающий пятидневную учебную неделю для школьников младших классов, внесен в Государственную думу РФ петербургскими депутатами в середине февраля. Изменения в федеральный закон «Об образовании» парламентарии объяснили просто и доходчиво: в последнее время, по данным Минздрава РФ, наблюдается тенденция роста числа детей, страдающих различными хроническими недугами, простудами, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и глаз.

Одной из причин слабого здоровья школьников является чрезмерная нагрузка в образовательных учреждениях, поясняют депутаты. Кроме того, как указывают авторы инициативы, у большинства обучающихся отмечается физическое и психическое переутомление, возникающее в результате сокращения периода отдыха и отсутствия времени на дополнительные занятия, в том числе физической культурой и спортом.

Заметим, что эта тема поднимается уже не в первый раз. В 2009 г. на заседании коллегии Минобрнауки РФ была озвучена идея перевода школьников на укороченную учебную неделю, следом ее поддержала Татьяна ЯКОВЛЕВА, член комитета Госдумы по охране здоровья, однако никаких законодательных инициатив после этого не последовало. В 2010 г. за пятидневку высказалась заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Екатерина ЛАХОВА, которая возмутилась ситуацией, когда часть школ переведена на пятидневную неделю, а в остальных пока остаются субботние занятия. «Все российские школы должны быть на пятидневке», — заявила депутат. По ее словам, два выходных дня реально обеспечат учащимся активный отдых и больше общения с родителями.

На сегодняшний день российским школам позволено решать, как будут учиться дети — по шестидневной учебной неделе или же по пятидневке. Но несмотря на это большинство российских школ (в Саратовской области в том числе) все же придерживаются шестидневной недели, исключение составляют только первоклашки, которые освобождены от субботних уроков.

Почему так происходит? Ведь дополнительный выходной пришелся бы к месту не только школярам, но и самим учителям. Как в неформальных беседах объясняют директора саратовских школ, «пробить» пятидневную учебную неделю у чиновников не так-то просто. И хотя учебный совет образовательного учреждения имеет право самостоятельно устанавливать длительность рабочей недели, тем не менее все это должно быть согласовано с учредителем, то есть органом образования. Доказать чиновникам необходимость пятидневки удается не всегда.

Домашнему заданию — «нет»!

Хотя ради справедливости стоит отметить, что далеко не все директора школ приветствуют это новшество.

По мнению Валентины ГУБАНОВОЙ, директора энгельсской школы № 9, для того чтобы перейти на сокращенную неделю обучения, потребуется менять все учебные планы и образовательные программы, а это довольно серьезная работа. Кроме того, пятидневка может негативно сказаться на школьниках: субботние уроки придется ставить в другие дни недели, а значит, нагрузка увеличится. К слову, в Энгельсском районе нет ни одной общеобразовательной школы, работающей по пятидневной неделе. Такого же мнения придерживаются и директора саратовских школ.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Валерий НЕФЕДКИН, кандидат экономических наук, директор средней общеобразовательной школы № 23 г. Саратова:

— Не думаю, что переход на пятидневку — хорошая идея. Нагрузка в школах и так значительная, ученики сейчас программу усваивают с большим трудом, а что будет, когда уроков станет больше? Ведь предметы, которые преподавались в субботу, надо как-то распределять. Конечно, если бы все родители занимались дома с детьми, тогда еще был бы прок от подобного нововведения. У нас же 25% школьников вообще не делают домашние задания, и если им еще и в субботу дать выходной, это обязательно скажется на общем уровне образования. Многие учителя выступают за пятидневную неделю, ведь для них это дополнительный выходной, но с моей точки зрения подобные нововведения ни к чему хорошему не приведут.

Директор саратовской школы № 1 Тамара ЗУЕВА тоже выступает за шестидневную неделю для  всех школьников, за исключением младших классов.

— Пятидневная учебная неделя однозначно нужна в начальной школе — с 1-го по 4-й класс, поскольку в этом возрасте детишкам лучше побольше общаться с родителями, — высказывает свое мнение Тамара Николаевна. — А вот среднее и старшее звено, как мне кажется, не стоит переводить на укороченную неделю.

Помимо этого педагог предлагает парламентариям задуматься над другой проблемой.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Тамара ЗУЕВА, директор средней общеобразовательной школы № 1 г. Саратова:

— В отдельных случаях нашим законотворцам не мешало бы скорректировать учебную неделю. К примеру, в праздничные дни. Судите сами: скоро 8 Марта, родители будут отдыхать дополнительно в выходной день — 10 марта, а дети должны идти в школу. А майские праздники? В прошлом году мамы и папы отдыхали почти неделю, а у школьников отдыха практически не было: два дня — и снова на учебу. Причем учебой это назвать сложно: родители уезжали на дачу или на отдых и забирали детей с собой. В результате в майские праздники половина учеников  просто не пришли в школу, в этом году, я уверена, картина повторится. Поэтому здесь было бы не лишним сделать одинаковое количество праздничных выходных дней как для взрослых, так и для детей.

Школьные страдания

Тем не менее в некоторых регионах власти относятся к идее перейти на укороченную учебную неделю положительно. Осенью прошлого года департамент образования Москвы отреагировал на многочисленные просьба родителей облегчить учебный график и порекомендовал школам перейти на пятидневку. Ведомство отметило, что при активном использовании в процессе образования методических материалов на электронных носителях и дистанционной формы обучения можно ввести пятидневную неделю. Похожая ситуация наблюдается в Пермском крае, где плавный переход на облегченную неделю чиновники от образования предложили еще два года назад. Для города Волжский законопроект о введении пятидневки стал своеобразным толчком, и, как сообщили городские власти, в следующем году почти все городские школы перейдут на укороченную учебную неделю.

В Саратовской области лишь 90 общеобразовательных школ из 900 работают  по пятидневке. Да и то в некоторых районах области (поселки Светлый и Михайловский) укороченная неделя практикуется лишь для начальных классов и среднего звена. Половина школ Ивантеевского района учится пять дней в неделю, три школы с таким же графиком обучения функционируют в Краснопартизанском районе, по пять школ в Хвалынском и Балашовском районах.

Одна из первых школ в Саратовской губернии, перешедших на пятидневку, — средняя общеобразовательная школа № 9 города Балашова. Здесь пятидневная учебная неделя, введенная с 2007 г., действует для всех учеников — с 1-го по 11-й класс. К слову, в этом учебном учреждении также проводится единственный во всей губернии эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Как считает директор школы Андрей Рыжков, переход на укороченную неделю положительно сказывается на здоровье учеников, семейном климате и досуге и как следствие — помогает детям легче переносить школьные нагрузки и эффективнее усваивать учебный материал.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П.А. Столыпина г. Балашова:

— Шестидневная неделя — это колоссальная нагрузка на учеников. При тенденции постоянного усложнения содержания общего образования учебная неделя школьника в некоторых случаях, особенно для мотивированных на учебный успех учеников, может доходить до 70—80 часов. И это при том, что нормальная продолжительность рабочего времени для взрослого человека — 40 часов в неделю. Из этих 70—80 часов от 21 до 37 часов приходится на аудиторную нагрузку, то есть занятия в школе, остальное время — на подготовку домашнего задания плюс занятия с репетиторами. Не так давно на одном из региональных совещаний были озвучены данные, что, по результатам проведенного опроса, из 1800 выпускников лицеев и гимназий, поступивших в вузы, 100% дополнительно занимались с репетиторами. Конечно, такие нагрузки не проходят для детей даром: они хронически не высыпаются, проявляются неврологические, сердечно-сосудистые заболевания, ухудшение зрения.

 Андрей Рыжков отмечает, что во многих школах в расписании уроков на субботу стоит всего три предмета: скажем, математика, изобразительное искусство и физкультура. И ради этих дисциплин ребенок должен разрывать выходные дни, не высыпаться, лишиться возможности погулять или просто отдохнуть с семьёй.

— В нашей школе за введение пяти­дневки проголосовали все учителя и 97, 8% родителей, — сообщил Андрей Георгиевич. — Мамы и папы, оказавшиеся против, мотивировали это просто: мол, мы учились шесть дней в неделю, и дети пусть учатся, ничего с ними не случится. А некоторые родители просто не знают, чем занять ребенка в выходной день.

В других школах области переход на пятидневную учебную неделю только планируется. Одно из таких учебных учреждений — марксовская школа № 6.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Галина ПОЛИЩУК, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса:

— В наших планах — перевести на пятидневную учебную неделю все классы, кроме 9-11-х. Пока собираем информацию, опрашиваем родителей, учителей. Мое мнение: шестидневка не нужна, поскольку дети сильно устают, в субботу учатся, в воскресенье делают домашнее задание и готовятся к новой неделе. В итоге получается, что у школьников вообще нет выходных, отсутствует возможность отдохнуть, почитать, прогуляться, пообщаться с друзьями. Поэтому я считаю, при пятидневной учебной неделе детям будет гораздо легче. Как распределить нагрузку? Да очень просто. Каждая школа сама формирует учебный план, в котором некоторые предметы вполне могут быть сокращены. Ведь некоторые дисциплины дублируются: к примеру, экология дублирует биологию. У всех школ есть два учебных плана: на пятидневную учебную неделю и шестидневную, так что проблемы с перераспределением нагрузки надуманные. Просто многим школам невыгодно переходить на пятидневку, ведь в этом случае сократится нагрузка на учителей и, соответственно, уменьшится их заработная плата.

Возможно, здесь как раз помогла бы законодательная инициатива, в приказном порядке освободившая всех школьников младших классов от субботних уроков. Ведь в этом случае ни местные чиновники, ни администрации учебных учреждений были бы не в силах устанавливать свои правила.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий