Главная / Издания / Тестное слово

Тестное слово

Тестное слово
26 марта 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№13 (866) 26.03.2014

Среди саратовских школьников будут искать наркоманов

Экспериментаторы от образования продолжают фонтанировать идеями. За два месяца до начала ЕГЭ, когда школьники нервно грызут карандаши и шариковые ручки, а их родители подсчитывают наличность, оседаемую в кармане репетиторов, Минобрнауки выставляет для всеобщего обозрения проект анкеты для психологического тестирования учащихся на наркотики. Предполагается, что, честно ответив на вопросы анкеты, школяры обнаружат порочные склонности и тайные пристрастия к «дури», после чего послушно отправятся на медицинское освидетельствование. Но саратовские эксперты сомневаются в эффективности опросника и опасаются, что в группу риска могут попасть дети, которые о наркотиках знают исключительно из низкопробных зарубежных боевиков. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Дурь в голове

В декабре 2013 г. в силу вступил федеральный закон, разрешающий тестировать школьников и студентов на наркотики. В 2014 г. «антинаркотическую» процедуру должны начать проводить во всех школах Российской Федерации. Официально тестирование носит добровольный характер: дети до 14 лет проходят анкетирование только с разрешения одного из родителей, учащиеся старших классов дают личное согласие. Тестирование будет состоять из двух этапов: социально-психологического (ответы на вопросы анкеты) и медосмотров с сопутствующей сдачей необходимых анализов, если в результате обработки анкеты у подростка обнаружатся зачатки наркотической зависимости. Первый этап пройдут школьники начиная с 13 лет.

Первооткрывателем в процедуре анкетирования, конечно же, стал Минздрав РФ. Работники этого ведомства буквально за месяц состряпали анкету, вопросы которой вогнали в краску не только школьных учителей, но и родителей учеников. Мало того что в опроснике указывались названия практически всех известных наркотических вещества, так помимо этого у десятилетних ребят спрашивали о том, имели ли они половые контакты, о которых сожалели бы, и практикуют ли секс без презерватива. После активной критики врачей и жалоб родителей чиновники от медицины пообещали пересмотреть анкету. Но инициативу неожиданно перехватил Минобрнауки, в конце марта этого года выставив на едином портале для размещения и обсуждения нормативно-правовых актов проект приказа о проведении социально-психологического тестирования школьников и студентов. Тестирование (142 вопроса, ответить на которые нужно за 45 минут) должно выявить «признаки аддиктивного поведения учащихся» (которое выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния).

Ответ не верен?

Степень ухода от реальности будут отслеживать по ответам на весьма оригинальные вопросы. К примеру, школьнику в числе прочих предлагают ответить на такие: «Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?»; «Тебя иногда беспокоят никчёмные мысли, от которых не можешь отвлечься?»; «Невзирая на опасность, ты хотел бы поохотиться на тигра?»; «Оказавшись в Испании XIX века, что бы тебя могло заинтересовать: а) концерт старинной гитары и весёлые испанские песни; б) бой воинов, который нередко заканчивался человеческими жертвами»? Нет сомнений, что большинство подростков, играющих в компьютерные игры и не пропускающих ни одного приключенческого блокбастера, явно выбрали бы охоту на тигров, кровавые бои и прочие необычные и оттого привлекательные для прыткого молодого ума вещи.

Ещё больше удивляют вопросы, косвенно затрагивающие образовательный уровень школяров: «Если бы я мог перенестись в прошлое, я хотел бы встретиться с: а) Ньютоном; б) Шекспиром, с) не знаю». Честно говоря, над таким скудным выбором поломал бы голову даже взрослый, не говоря уж о малолетке 12-16 лет. Или вот еще: «Ты предпочёл бы получить в подарок: а) книгу стихов и пьес; б) книгу о спортсменах (по гимнастике или хоккею); в) не могу сказать». Можно предположить, что большая часть школьников не ответит на этот вопрос, поскольку в тесте отсутствует альтернатива, а именно фантастика, детективы, зарубежная литература и проч.

Не меньше удивляет вопрос, кем подросток восхищался бы больше: великим поэтом или писателем, который считается современным в кругу его сверстников, или же летчиком-космонавтом. Смешно, но согласно прошлогоднему опросу ко Дню космонавтики, проведенному одним из негосударственных образовательных фондов, выяснилось, что почти 35% российских школьников не могут назвать фамилии ни одного (!) российского космонавта. Каждый четвёртый с трудом сумел объяснить, кто такой Юрий ГАГАРИН. В свете такого чудовищного образовательного неведения вопросы о восхищении космонавтами, как минимум, неуместны, как и опросы о писателях и поэтах для школьников, которые книги в руки берут только по необходимости.

Опросник раздора

Однако психология — наука тонкая, и критиковать опросник Рэймонда КЕТТЕЛЛА, а именно его новаторы из Минобрнауки сделали основой для выявления малолетних российских наркоманов, было бы глупо. Другое дело, что сам опросник был создан в 50-х годах прошлого века, отсюда и, на первый взгляд нелепые вопросы, которые у современных школьников могут вызвать разве что смех. Вопрос в другом: поможет ли опросник Кеттелла выявить школьников-наркоманов? Мнения саратовских психологов в этом отношении разделились.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Галина Эйгелис, кандидат психологических наук, доцент, завкафедрой психологии СГТУ имени Гагарина Ю.А.:
— Опросник Кеттелла не подходит для выявления наркозависимых, поскольку направлен на выявление особенностей характера, самореализации, интеллектуальности, способностей и интересов личности. Более того, на сегодняшний день не существует прямых психодиагностических методик, способных выявить наркотическую зависимость, все методики косвенные и полагаться на их результаты трудно.

По мнению Галины Эйгелис, помимо опросника Кеттелла, к которому обратились представители системы образования, есть и другие методики, которые так же косвенно помогут разглядеть личностные особенности человека, выявить проблемы и нарушения в формировании личности. К примеру, диагностика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норманн), опросник Элерса на мотивацию к избеганию неудач, методика определения интернальности-экстернальности личности (локус контроля) (Е.Ф. Бажин).

— Благодаря этим и другим методикам мы можем выявить у подростка склонность к депрессии, возможные реакции на различные трудные ситуации, сформированный уровень субъективного контроля — говорит Галина Владимировна. — И исходя из этого, предположить — только предположить! — что подросток может употреблять наркотики. В последнее время в школах используют анкетирование на выявление наркозависимости, но где гарантия, что учащийся признается в употреблении наркотических средств? Самый точный метод выявления зависимости, на мой взгляд, — это диагностика употребления наркотиков по анализу крови и мочи.

Как считает саратовский психолог, руководитель Центра самоперестройки Ольга КАЗАКОВА, 16-факторный опросник Кеттелла — хороший тест, однако его результаты не могут служить поводом причислять учащегося к группе риска.

— Надо понимать, что результаты анкетирования могут сказать лишь о принадлежности человека к кругу лиц, которые имеют риск когда-нибудь попасть в число наркоманов, — считает психолог. — Но ни в коем случае нельзя вешать на него ярлык наркозависимого! По сути своей тест Кеттелла для выявления наркозависимых — притянутая за уши методика, на самом деле в борьбе с распространением молодёжной наркомании были бы более уместны не диагностические, а профилактические мероприятия — поиск интересных занятий, которые стали бы спасительной альтернативой в мире компьютерных и алкогольно-наркотических зависимостей. Заранее же подозревая в подростке человека с наркотическими задатками, мы только акцентируем на этом его внимание и заостряем, но не решаем проблему.

Психолог также отметила, что от профессионализма психологов будет напрямую зависеть трактовка результатов тестирования и, соответственно, судьба маленького человека. Примерно такую же точку зрения на днях высказал одному из федеральных СМИ директор Института социологии образования Российской академии образования Владимир СОБКИН. Как считает доктор психологических наук, профессор, академик РАО, «опросник Кеттелла — качественный и грамотный тест, но использовать его для выявления возможных наркоманов совершенно неадекватно — это абсолютная «прохиндиада». По его мнению, для выявления наркоманов нужно проводить масштабные исследования, а опросник приберечь, скажем, для профориентирования.

— Я могу назвать всего десятка два-три специалистов по стране, которые могут грамотно работать с тестами Кеттелла, — сказал Владимир Собкин.

Чем могут быть чреваты непрофессионализм и работа спустя рукава с опросниками в школах, можно только догадываться.

Любопытство не порок?

Иное мнение у психолога, кандидата психологических наук Сергея САРАТОВСКОГО.

— Как известно, существует пять последовательных этапов формирования психофизиологической зависимости: эксперимент, периодическое потребление, регулярное употребление, навязчивая идея, психофизиологическая зависимость, — рассказывает психолог Сергей Саратовский. — И если первые два этапа выявить психологическими методами довольно сложно — многое зависит от периодичности употребления наркотиков, то остальные дают вполне выраженную картину аддиктивного (зависимого) или девиантного (отклоняющегося) поведения. Поэтому, на мой взгляд, применение опросника Р. Кеттелла вполне оправданно, поскольку данный тест позволяет определить тех, кто проявляет признаки зависимого поведения.

При интерпретации теста относительно школьников обычно используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятие моральных норм, искренности и самоконтроля — то есть все то, что нарушено в психике наркомана.

— Наиболее рельефно на фоне остальных причин наркотизации выступает одно из ценнейших качеств личности — любопытство, — указывает Сергей Владимирович. — Пытливость ума, который сам себя ведёт к гибели. К слову, одним из первых авторов, предложивших методику измерения потребности в поиске впечатлений, побуждающих человека к определённым действиям, был американский психолог М. ЦУКЕРМАН. И его тест также вполне можно использовать для исследований.

Однако психолог подчёркивает, что одноразовое использование теста вряд ли принесёт результаты.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Сергей САРАТОВСКИЙ, психолог, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания:
— Существует ряд, например, социометрических тестов, позволяющих отследить начинающего наркомана. Но и здесь возникает вопрос: а возможна ли ошибка? Да, возможна! Ведь большинство тестов ситуативны, то есть эффективно показывают состояние ребёнка в данную единицу времени. Но спустя несколько дней или недель возможны иные показатели. Это говорит о том, что тестирование не может быть разовым, а должно продолжаться во времени, охватывая определенный период. А с учётом того, что наши дети постоянно попадают в наркотические сети, — вообще вестись беспрерывно. Есть ли такие ресурсы у школьных психологов? Полагаю, что нет. Как нет и достаточной квалификации специалистов. Чего греха таить: многие нынешние школьные психологи — это переученные учителя-предметники, по горло загруженные основной работой.

Тем не менее чиновники от здравоохранения, активно пробивающие тестирование в школах, прямо-таки захлёбываются от чувств, нахваливая идею тотальной проверки на употребление «дури». По данным, которые привёл в прошлом году главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений БРЮН, сегодня в школах с наркотиками знаком, как минимум, каждый десятый ребёнок. В институтах и университетах принимали наркотические вещества хотя бы однократно от 15 до 30% студентов. Но по заявлению господина Брюна, проведение тестирования ситуацию резко улучшило. Хотя о цифрах, документально подтверждающих «улучшение», главный нарколог почему-то предпочёл умолчать. Что, впрочем, не удивительно. Имитация борьбы с наркоманией выгодна всем ветвям власти: одни рассчитывают повысить показатель раскрываемости, пусть даже на бумаге, другие — отчитаться об эффективном лечении, третьи — повысить собственные политические рейтинги. Вот только непонятно, почему подопытными кроликами для этих «игр патриотов» должны становиться дети?

Ирина Лихоман

Оставить комментарий