Главная / Издания / За здорово жуешь

За здорово жуешь

За здорово жуешь
01 апреля 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№14 (867) 2.04.2014

В Саратовской области было забраковано почти 7 тонн продовольствия

Качественных и безопасных для здоровья продуктов становится всё меньше, это отмечают независимые эксперты, санитарные врачи и общественники, помогающие потребителям защитить свои «вкусовые» права. Саратовскому покупателю нужно преодолеть несколько барьеров, дабы на его столе оказался безопасный для здоровья провиант: сначала выбрать продукт с минимумом растительных добавок и консервантов, которые так любят класть в свой товар производители, а потом внимательно исследовать внешний вид и сроки годности, дабы не попасть на удочку нечестных продавцов.

Без срока годности

Совсем скоро магазины не смогут подсовывать покупателям лежалый товар. Согласно поправке в федеральный закон «О защите прав потребителей» надпись о сроке годности сметаны, консервов, полуфабрикатов, колбас, сыров и остальных продуктов питания будет занимать не менее 10% площади упаковки, при этом она должна чётко и легко читаться. Данную поправку Госдума РФ собирается рассмотреть в самое ближайшее время. Не секрет, что сегодня надпись о сроке годности нелегко обнаружить и ещё труднее прочитать. Этим и пользуются как небольшие магазинчики, так и солидные супермаркеты, выкладывая на прилавки «просрочку» вместе с качественным продуктом. Мол, внимательный разберётся, а кто не заметит — так это его проблемы.

Тем не менее иногда магазинам всё же приходится нести ответственность за обман покупателей. Согласно данным управления Роспотребнадзора по Саратовской области, в этом году поступило 25 обращений жителей города Саратова, из них 11 на магазины «Магнит», 8 — «Пятёрочка», 4 — «Гроздь», 2 — «Милослав». Жалобы горожан касались реализации некачественной продукции, продуктов с истекшим сроком годности, а также обвеса, антисанитарного содержания территории и прочих нарушений. Проверки сетевых предприятий торговли подтвердили обращения покупателей: так, в Энгельсе в одном из магазинов «Гроздь» были выявлены в реализации недоброкачественные конфеты, в магазине «Пятёрочка» — отсутствие полной информации для потребителей на расфасованном сыре. За прошлый год от жителей областного центра поступила 71 жалоба, лидерами оказались магазины «Гроздь» (27 обращений) и «Пятёрочка» (26), немного меньше на «Магнит» — 16.

Ценник раздора

Как рассказывают саратовские правозащитники, покупатели жалуются не только на некачественный продукт и отсутствие маркировки на товаре, но и явный обман со стороны сотрудников магазина, к примеру, на «липовые» ценники, не отражающие реальной стоимости продукта. Покупатель видит на витрине одну цену, приобретает провиант и лишь потом узнаёт, что его стоимость выше, чем было указано. Обычно продавцы объясняют эту уловку вполне невинно: мол, извините, не успели ценники поменять.

А как можно объяснить появление в чеке товаров, которые покупатель не приобретал, но оплатил? Видимо, оплошностью кассиров. Но почему-то эта «оплошность» активизируется в канун праздников, когда саратовцы скупают продукты сумками, порой даже не подозревая, что переплатили существенные суммы за то, что не покупали. Так, один из крупных сетевых магазинов на улице Чернышевского перед Международным женским днём пополнил и без того солидный чек покупателя 46 упаковками чая «Гринфилд» на сумму 2 тыс. 617 руб. Хорошо, что потребитель оказался внимательным, вернулся в магазин, где ему без промедления вернули деньги за некупленный и невыпитый чай. А сколько саратовцев даже не смотрят в чек и не глядя выбрасывают его прямо в магазине?

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Вячеслав АНТОНОВ, председатель саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей»:
— Магазинам бояться нечего — из десяти человек, купивших просроченный продукт, пойдет доказывать свою правоту лишь один. А остальные просто выбросят, решив не тратить нервы и время. Чтобы переломить эту ситуацию, нужен контроль со стороны государства, но его нет, власти просто самоустранились, оставив покупателя наедине с продавцом, поэтому реальных рычагов влияния на продовольственные магазины нет. Но могу заметить, что за последнее время ситуация немного исправилась: продавцы, получив указание сверху, уже не кладут в один лоток просроченный и хороший товар, как это было раньше. Конечно, все зависит от магазина, района, в котором он расположен, руководства. Но думаю, что одна из причин — это судебные иски, которые подавали саратовцы. И пусть таких активных, знающих свои права саратовцев пока очень мало, тем не менее антиреклама и негативный резонанс крупным сетевым магазинам не нужны.

Что же касается государственного контроля, то здесь уместно вспомнить, что он был существенно ослаблен с лета 2009 г. Именно тогда вступил в силу федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)», который разрешал проводить плановые контрольные проверки предпринимателей не чаще чем один раз в 3 года, а внеплановые (по жалобам покупателей) согласовывать с прокуратурой. Таким образом, чиновники, с подачи Дмитрия МЕДВЕДЕВА, сняли «избыточные административные барьеры» с бизнеса. Специалисты Роспотребнадзора, которые и проверяли производителей продуктов, предприятия торговли и общественного питания, стали абсолютно бессильны, а производители и предприниматели почувствовали себя абсолютно вольготно.

Редкий ГОСТ

Именно поэтому эксперты, обсуждая новую инициативу о размерах надписи о сроках годности, указывают, что гораздо важнее было бы обязать производителей указывать содержание в продукции вредных веществ, к примеру канцерогенов. Также было бы неплохо писать реальный состав продукта, наличие растительных добавок, а не играть с надписями «сделано по ГОСТу», хотя никакими государственными стандартами в большинстве отечественного провианта даже не пахнет.

В прошлом году специалисты управления Роспотребнадзора по Саратовской области забраковали 6 тыс. 941 кг пищевых продуктов. Из них мясных (колбасы, полуфабрикаты) оказалось 652 кг, молочных (сыр, кисломолочные продукты) — 2 тыс. 312 кг, сливочного масла — 703 кг, птицы и птицеводческой продукции — 496 кг, а также немалое количество овощей, кондитерских, мукомольно-крупяных и хлебобулочных изделий, рыбы и проч. Основные причины снятия с реализации — истекшие сроки годности, нарушение маркировки, неудовлетворительные результаты лабораторных исследований, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемой продукции. Интересно, что даже плановые проверки Роспотребнадзора, о которых предпринимателей уведомляют заранее, выявили нарушения в 91% местных предприятий.

Эксперты рассказывают, что нередко потребители жалуются на вкус того или иного продукта — сыра, масла, колбасы. Интересно, что согласно данным «РБК. Исследования рынков» колбасные изделия являются одним из самых покупаемых в России продуктов питания. Ранее проведенные исследования также показали, что разного рода колбасные изделия (сосиски, сардельки, варёные и сырокопчёные колбасы) покупают 4 из 5 опрошенных россиян. Соответственно, было бы неплохо, если бы подобный продукт был хоть немного полезен для здоровья. В Саратовской области, по данным областного минсельхоза, за последний год количество изготовленных колбас осталось практически на уровне прошлого года: в январе 2013-го местными предприятиями было изготовлено 11 тыс. 022 т колбасных изделий, в январе 2014-го — 11 тыс. 029 тонн. В Роспотребнадзоре говорят, что по качеству колбас к производителям претензии бывают не очень часто. Хотя популярный трюк — добавить в колбасу сою, а представить её как продукт из мяса, порой используется предпринимателями.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена НИКОНОВА, начальник отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Саратовской области:
— Чаще всего мы забраковываем колбасные изделия из-за срока годности. Что же касается вкусовых качеств, то здесь нужно четко понимать, что есть колбаса, которая изготовлена по ГОСТам, а есть — по ТУ. В изделиях, изготовленных по государственным стандартам, не должно быть растительного белка, но иногда местные производители на этикетке пишут «сделано по ГОСТу», а на самом деле в колбасе обнаруживается соя. То есть покупателей вводят в заблуждение, однако обнаружить это можно только в лабораторных условиях.

Напомним, чем ГОСТ отличается от ТУ. ГОСТ — государственный отраслевой стандарт, общепринятый нормативный документ, утверждённый законодательством РФ. ТУ (технические условия) чаще всего разрабатывает сам производитель, и в отличие от ГОСТа в изделие, изготовленное по ТУ, могут быть добавлены ингредиенты (скажем, та же соя), которые могут придавать ему другие качества. Проще говоря, государственные стандарты определяют, сколько натурального мяса должно быть в колбасе, и в советские времена обойти эти требования было невозможно. Теперь — пожалуйста! Заменяй натуральные продукты на искусственные добавки и выставляй на продажу!

Ради интереса я просмотрела около 25 видов колбас местных производителей, и лишь треть из них (сырокопчёные стоимостью от 500 руб. за килограмм и четыре вида варёных) имели скромную надпись «произведено по ГОСТу». Хочется верить, что это действительно, как и надпись, соответствует содержимому.

Потребителям, которые любят колбасы типа «докторской» и «молочной», не мешает знать действующий сегодня ГОСТ Р 52196-2011 на варёные колбасные изделия. Он довольно чётко определяет состав такого продукта: свинина, говядина, вода питьевая, меланж яичный, соль поваренная пищевая, молоко коровье сухое обезжиренное, стабилизатор Е452, сахар-песок, орех мускатный молотый, антиокислитель Е301, фиксатор окраски Е250 (могут быть добавлены перец чёрный, языки говяжьи, чеснок) — и никаких растительных добавок! Несмотря на то что производители порой «мухлюют» с ТУ и ГОСТАми, будет нелишним рассмотреть и внимательно прочитать состав продукта. А также помнить, что килограмм колбасы, состоящей из свинины и говядины, не может стоить дешевле, чем килограмм хорошего мяса.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий