Главная / Издания / Льготный проезд - имитация поддержки

Льготный проезд - имитация поддержки

Льготный проезд - имитация поддержки
02 апреля 2014

МК в Саратове

№14 (867) 2.04.2014

Денежные выплаты не компенсируют саратовцам натуральные льготы

Замена льготных проездных в городском общественном транспорте на ежемесячную сторублевую добавку стала ещё одним мистическим способом поддержки ветеранов труда.

Неосознаваемый протест

Очередная волна недовольства среди ветеранов-льготников по поводу отмены льготных проездных, конечно, понятна. Однако, к сожалению, приходится убеждаться, что протестующий электорат даже не осознаёт, что льготный проезд в городском транспорте, по сути, отменён в нашей губернии очень давно. Пожалуй, сразу с момента предоставления льгот ветеранам труда федеральным законодательством.

В старом, ещё не урезанном федеральном законе о ветеранах говорилось о праве на бесплатный и неограниченный проезд в автобусах, трамваях, троллейбусах. Льготник мог со своим ветеранским удостоверением ездить целый день. Если, конечно, здоровье позволяло. И, прежде всего, если нервы выдерживали. Ведь хамства водителей и кондукторов, к сожалению, никто до сих пор так и не отменил. Ветеранам приходилось выслушивать чуть ли не площадную брань в свой адрес за бесплатный проезд. Их ветеранские удостоверения действовали на некоторых водителей и кондукторов как красная тряпка на быка. К счастью, обходилось без физических травм. Но, безусловно, душевно их травмировали основательно. Какой там почёт, уважение и благодарность за самоотверженный труд в военные и послевоенные годы. Наши «манкурты» о святости тех дней не вспоминали. Забота одна — деньги. И точка. А то, что льготы для ветеранов и инвалидов являются мерой социальной поддержки со стороны государства, «быками» игнорировалось. Прежде всего в сфере обслуживания городским транспортом. С льготами при оплате ЖКУ относительный порядок. Конечно, при монетизации власть постаралась урезать жилищно-коммунальные льготы, которые в натуре казались более полными. Субсидии уменьшили наполовину, а кому и больше. И тем не менее, очень с большими оговорками, эти монетизированные льготы можно назвать мерой социальной поддержки. А вот льготный проезд стал её фальсификацией. Не один раз приходилось обращать внимание в своих статьях по этой теме на то, что проезд льготников в городском общественном транспорте с момента монетизации окончательно перестал быть какой-либо явной вспомогательной мерой. Наверняка все видели на городских маршрутах автобусы с предупреждающими табличками: «Льгот нет». То есть маршруты остались, да льготников льготно на них не возили. Причём маршруты не новые, а привычные, связывающие окраину с центром, например маршрут № 33. А часть жителей других окраин уже и автобусов не видели, а только маршрутки, которые ветеранов труда никогда бесплатно не возили. Так, с маршрута № 13 убрали автобусы, оставив только маршрутные такси. И что оставалось делать ветеранам с больными ногами? В поликлинику, на почту им не дойти — здоровым шагом в полчаса не уложишься. Словом, садись в маршрутку и плати. Конечно, не каждый день приходилось ездить и платить, но говорим о принципе бесплатности и неограниченности проезда. Он был нарушен ещё до монетизации льгот. В законе о ветеранах льготы были, а в саратовских автобусах не стеснялись вывешивать таблички: «Льгот нет»... Но вот пришла монетизация, и льготу на проезд как ветром сдуло.

Вот она была — и нету…

Одним из оснований для требования полноценной компенсации за монетизированный льготный проезд большинство ветеранов труда называют статью 22 федерального закона о ветеранах. Ведь там чётко прописан бесплатный проезд на городском транспорте. Разумеется, в общем перечне предоставленных ветеранам труда льгот. И невдомёк ветеранам, что нет теперь этого перечня льгот. Там вообще теперь только одна фраза светит ветеранам, но не греет. Как-то приходилось её цитировать в одной из публикаций, однако наши читатели проглядели или не вникли в суть глобального изменения «климата» в сфере социальной поддержки граждан. Ещё раз процитирую: «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Таким образом, федеральных льгот нет для ветеранов труда, всё решает власть субъекта. И что она решит, то и законно.

Как видим, все меры социальной поддержки, без указания конкретных видов льгот, отданы на реализацию местной власти. Но в данном контексте слово «все» обозначает ровным счётом… ничего. Более того, в узаконенной формулировке для региональной власти таится возможность вообще отказаться социально поддерживать ветеранов труда и приравненных к ним лиц, ссылаясь на отсутствие в бюджете средств. Это очень удобная форма для имитации «социальной поддержки населения». Ведь присутствие средств в бюджете на оказание реальной, а не мифической помощи людям доказать практически невозможно. То, что средства имеются, видно по образу и подобию «аристократической» жизни наших представителей власти. Их обременение заботами о людях просто выпирает девятимесячной беременностью. Шикарная жизнь чиновников на государственной службе ни для кого не секрет. Но денег на нужды населения всегда катастрофически не хватало. И прежде всего на компенсацию льготного бесплатного проезда, когда тот предоставлялся ветеранам в натуре. Ведь транспортники-перевозчики не получали в полном объёме компенсацию за льготный провоз. В те годы об этой проблеме периодически говорилось в СМИ. Разумеется, и при переводе льготы из натуры в её денежный эквивалент тоже не обошлось без имитации.

Ещё раз подчеркнём: бесплатный проезд для ветеранов труда не имел никаких ограничений в количестве поездок. А значит, льготники вправе были рассчитывать на размер такого эквивалента, который был бы равен 60 поездкам (туда-обратно в день ежемесячно), умноженным на среднюю стоимость проезда. В 2005-2006 г. такая выплата как минимум должна быть равна 300 руб., а по мере увеличения стоимости проезда дорасти до 600 руб. в месяц. Но подлинного эквивалента ветеранам не предоставили, а дали суррогат — 150 руб. с правом ежемесячно приобретать льготные проездные по 50 руб. за каждый вид транспорта. Ветераны не взбунтовались. Приняли эту «меру соцподдержки» с пониманием. Но всколыхнулись льготники в прошлом году, когда были урезаны ветеранские выплаты до 150 руб., а каждый вид проездного подорожал до 150 руб. Пошли обращения в прокуратуру области, иски в суды. Но их там не поддержали. Так, областная прокуратура озвучила свою позицию в одном из ответов ветерану труда. Цитирую: «Ежемесячная денежная выплата является самостоятельной мерой социальной поддержки, введённой федеральным законом именно с 1 января 2005 года. При этом она не является компенсацией натуральных льгот, которые граждане имели на 31 декабря 2004 года». Таким образом, в прокуратуре области считают, что натуральные льготы были лишь до 2005 г., а потом их не стало. Монетизации как бы и не было. А ныне льготникам просто начисляют ежемесячные выплаты. И пусть благодарят власть за такую вот поддержку.

Безмолвие ягнят

Тем не менее вопрос остался. А точнее, проблема — изъятие права на бесплатный и неограниченный проезд в городском транспорте. Почему никто — ни уполномоченные по правам человека, ни прокуроры — не дают ясного ответа: на основании какого закона упразднена данная льгота? Ведь и в урезанной статье не говорится, что льготный проезд отменён. И почему бы общественным организациям, защитникам прав граждан не обратиться в Конституционный суд по поводу соответствия урезанной статьи 22 закона о ветеранах положениям основного законодательного, так сказать, свода? В самом широком смысле. Конституция страны и есть тот свод, который защищает граждан. И вряд ли следует закрывать глаза, когда вопреки Конституции принимаются решения, которыми ухудшают положение тех же ветеранов труда. Ведь нужно быть верблюдом, чтобы признать сторублёвую добавку к ветеранской выплате достаточной мерой поддержки. Верблюдам, понятное дело, многого не требуется: колючку в зубы да глоток воды в месяц — и вперёд по пустыне. Или беднейшие слои населения уже к ним приравнены? И нас, как этих «караванов пустыни», решено отправить куда подальше — из сердца вон и с глаз долой? К предкам, короче, в последний путь.

Оставить комментарий