Главная / Издания / Педагогическая дилемма

Педагогическая дилемма

Педагогическая дилемма
09 апреля 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№15 (868) 9.04.2014

Сколько на самом деле получают саратовские учителя?

Ровно год тому назад чиновники от образования пообещали школьным педагогам, что в скором времени их заработная плата вырастет до 26 тыс. руб. Но пока ситуация остаётся на прежнем уровне. Более того, чтобы получить зарплату, которую называют средней по отрасли, педагогам Саратовской губернии приходится в 1,5-2 раза увеличивать нагрузку.

Виртуальная прибавка

На днях министр образования и науки РФ Дмитрий ЛИВАНОВ упомянул, что заработная плата в школах выросла на 38% и «таких темпов роста повышения зарплат нет ни в одном секторе экономики нашей страны». Однако чиновник пояснил, что «не всё гладко в датском королевстве» и были случаи, когда увеличение заработной платы достигалось за счёт роста нагрузки. «Это профанация», — отметил Дмитрий Ливанов.

По данным Минобрнауки, сегодня средняя заработная плата учителей в России составляет 28 тыс. руб., в Саратовской области, как сообщает областное министерство образования, — 21,5 тыс. Суммы не маленькие, и на первый взгляд непонятно возмущение саратовских учителей, которым областное правительство осенью прошлого года отказалось индексировать зарплаты. Напомним, что с 1 октября 2013 г. в Саратовской области зарплата педагогов должна была увеличиться на 5,6%, однако чиновники региона решили, что нужды в повышении нет, поскольку, как оказалось, заработная плата учителей даже выше средней зарплаты по региону, соответственно, о какой прибавке может идти речь?

Но реальная ситуация с зарплатами ра­зительно отличается от официальных цифр. По данным областного профсоюза работников образования, с 2012 г. заработная плата школьных учителей в нашем регионе увеличилась на 31%. Но произошло это не за счёт увеличения финансирования со стороны государства, а за счёт организационных мероприятий: сокращения штатов, роста нагрузки.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Николай ТИМОФЕЕВ, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:
— Официально заработная плата у педагогов области — 21 тысяча, в реальности всё зависит от укомплектованности школы. Система оплаты труда, по которой заработок учителя зависит не от профессионализма педагога, а от количества учащихся, сводит к нулю все повышения и индексации. Потому что чем меньше в образовательном учреждении учеников, тем ниже заработная плата у педагога. Особенно тяжело в этом плане малокомплектным сельским школам, а таких в области около 60%. Откуда в этом случае берутся высокие цифры статистики? Всё очень просто: чтобы получать больше, учителям приходится работать на нескольких ставках. На одну ставку учитель должен работать 18 часов, но согласно нашему мониторингу нагрузку от 21 до 36 часов в неделю имеют 64% всех учителей области. То есть работают сверх нормы, чтобы заработать вот эти двадцать-двадцать одну тысячу рублей. Какого качества труда можно добиться в таких условиях?

Впрочем, такая ситуация характерна не только для Саратовской области, но и для других регионов РФ.

Согласно свежим, мартовским исследованиям Аналитического центра при Правительстве РФ, учителя в России получают зарплату не ниже средней по региону лишь потому, что выполняют больший объём работы. Вот несколько высказываний директоров школ, которые приводит в своих исследованиях центр: «В некоторых школах педагоги имеют по 40 часов (работа в две смены), только чтобы получать желаемые деньги», «Зарплата растёт, но при условии, что учителей догружаем работой в кружках, группе продлённого дня и т.д.», «Директор постоянно стоит пред выбором: чистота в школе или зарплата педагога. До нормативного финансирования у меня в школе было 10 ставок техперсонала, сейчас — 5. Школе 105 лет, огромные холлы, норматив на убираемую площадь техперсонала никто не отменял».

Выводы, которые делает Алла САЛМИНА, замначальника управления социологических исследований Аналитического центра при Правительстве РФ, особого оптимизма не внушают: «Такой негативный постэффект связан не только с усилиями местных органов власти любой ценой достичь целевых показателей. Напомним формулу заработной платы. Она состоит из оклада, доплат за внеурочную деятельность, выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат. Денежные средства в большинстве опрошенных нами школ поступали главным образом в качестве стимулирующих выплат, а не как увеличение основного оклада. Таким образом, оклад по-прежнему остаётся маленьким, а вот остальная сумма зависит от дополнительной нагрузки».

Кстати, здесь хотелось бы отметить ещё одну проблему: нехватку молодых учителей в школах. К примеру, в образовательных учреждениях города Саратова работает всего около 17% молодых педагогов, в районах области ситуация ещё хуже.

Сельские страдания

Но цифры остаются просто цифрами, пока не подкрепляются информацией непосредственно с мест событий, а именно из школ Саратовской губернии.

Как рассказывает директор средней общеобразовательной школы №1 города Калининска Михаил ФИРСУНИН, высокой зарплатой — на уровне среднеобластного показателя (20,5 тыс. руб. по школе) учебное заведение обязано важному фактору — наполняемости. В калининской школе 750 учащихся, а, как известно, зарплата педагогов зависит от ученико-часа. Подушевое финансирование спасает педагогов крупных школ и вынуждает считать копейки учителей малокомплектных учебных заведений. «Будь в нашей школе 200-300 детей, ситуация по заработной плате была бы совсем иной», — говорит Михаил Александрович.

Галина ПОЛИЩУК, директор марксовской школы № 6, даёт свой расклад по заработкам в школе:

— Самая высокая заработная плата у учителя с высшей категорией, совмещающего аудиторную и неаудиторную нагрузку (то есть кружки, консультации и проч.), — 23 тысячи 736 рублей, — рассказывает Галина Николаевна. — Самая низкая у учителя с небольшим опытом работы, без категории — 13 тысяч 034 рубля. Молодые специалисты в очередь к нам не становятся, проблема с кадрами очень острая, хотя у нас крупная городская школа. В своё время в район пришли работать 7 молодых учителей, но остались в школах только трое. Мы каждый год подаём заявки на педагогов, но увы.

В некоторых районах области ситуация с зарплатами учителей совсем печальная. Основная общеобразовательная школа № 2 города Новоузенска обучает 128 детей, что вовсе не мало для небольшого городка. Однако заработки вовсе не радуют.

Комментарий эксперта
Ирина БОНДАРЕВА, директор основной общеобразовательной школы № 2 г. Новоузенска Саратовской области:
— Средняя заработная плата у учителей нашей школы 10-12 тысяч при нагрузке 20-22 часа. Выше всех зарплата лишь у одного из педагогов — 18 тысяч рублей, но это за счёт стажа, категории и стимулирующих выплат — учитель активно участвует в конкурсах, олимпиадах. А если работать на одну ставку и не участвовать в конкурсах, зарплата не поднимется выше 10 тысяч. Молодые специалисты к нам приходят, но не задерживаются. Молодая учительница иностранного языка проработала год и ушла. Говорит, я лучше в Москву поеду, там консультантом поработаю или на рынке постою, но свои 30 тысяч заработаю. Что касается средней заработной платы педагогов школ, то на этот счёт однажды хорошо сказал наш учитель: один ест картошку, а другой — мясо, в итоге получается картошка с мясом, вот вам и средняя зарплата.

Отметим, что проблема с молодыми кадрами актуальна для многих районов губернии. Директор одной из общеобразовательных школ в Балашовском районе сетует, что найти молодых специалистов — огромный труд.

— Сейчас в нашей школе работают два молодых учителя, — рассказывает Александр КЛИМЕНКО, директор средней общеобразовательной школы с. Пады Балашовского района. — Один учитель приезжает каждый день на работу из соседнего села за 10 км, другой снимает жильё. Разве это условия для молодых специалистов? Средняя заработная плата по школе 18 тысяч 800 рублей, но за эти деньги нужно работать не 18 часов — одну ставку, а 22, 24 часа, то есть порой полторы ставки.

В сельских школах Марксовского района примерно такая же ситуация: работая на одну ставку, учитель получает 14-15 тыс. (это вместе со стимулирующими), а если увеличивает нагрузку, то 18 тыс. Перейти магическую цифру «18» мало кому из сельских школ удается, как правило, только тем, кто берёт 28, 30 часов в неделю, то есть на 10-12 часов больше нормы. Чему может научить школьников уставший и измотанный педагог, не знающий, как заработать лишнюю копейку в дом, можно только догадываться.

«Бегают куда хотят ваши кадры»

Впрочем, иногда учителя в сельскую местность всё же приезжают. И даже из соседних  стран.

— Недавно по школам района разослали письма: предлагают учителя иностранного языка — английского и немецкого, — рассказывает Людмила КИРЕЕВА, директор средней общеобразовательной школы села Павловка Марксовского района. — Педагог вместе с семьёй переезжает из Одессы и ищет работу в образовательном учреждении. В нашей школе работают не только пенсионеры, но и довольно молодые учителя — по 30-40 лет, и поэтому пока нужды в кадрах нет. Но думаю, что специалист из Одессы без работы не останется.

Иногда школьным педагогам удаётся существенно повысить заработную плату за счёт стимулирующих. В средней общеобразовательной школе села Кировское Марксовского района 148 детей, что довольно много для сельского образовательного учреждения, и средняя зарплата по школе около 20 тыс. Как рассказывает Надежда ГЕЛЬМ, директор школы, учителя вполне могут заработать существенную прибавку за счёт тех же стимулирующих:

— У нас есть стимулирующие даже по 15 тысяч в месяц, но это, конечно, бывает редко, если педагог участвует в конкурсах, особенно областных, и олимпиадах. Обычно же стимулирующие в среднем 5-6 тысяч рублей.

В Аткарском районе иная ситуация.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Вера СТУКАЛОВА, директор средней общеобразовательной школы села Елизаветино Аткарского района Саратовской области:
— Учителей-пенсионеров приходится просить, чтобы поработали ещё немного, не уходили. Нам нужны учителя по физике, математике, но их нет. Последний раз молодые специалисты приходили к нам три года назад. Хотя условия у нас хорошие, до Аткарска ведёт асфальтированная дорога, а оттуда и электрички, и автобусы по всем направлениям. Но нет, все хотят работать в областном центре, где жизнь кипит. И сразу получать зарплату 40 тысяч рублей. У нас же все учителя работают по повышенной нагрузке — 24, 26, 28 часов, но даже за этот объём работы получают 18 тысяч рублей.

Выводы напрашиваются простые: если вы услышали, что заработная плата школьных учителей снова выросла, это означает только одно: педагоги взяли на себя ещё больше дополнительных часов. Как говорится, работайте больше, и будет вам счастье!

Ирина Лихоман

Оставить комментарий