Главная / Издания / На Собиновский из Гваделупы

На Собиновский из Гваделупы

На Собиновский из Гваделупы
06 июня 2014

Базиль КУБРИКОВ

Аргументы недели. Поволжье

май 2014

3 июня в Саратовском театре оперы и балета завершился традиционный, 27-й по счёту, Собиновский музыкальный фестиваль, стартовавший 21 мая и объединивший оперу, балет и джаз. Этого культурного события саратовцы ждут целый год. Собиновский давно уже стал визитной карточкой нашего региона, своеобразным культурным брендом.

В программе фестиваля оказалось 14 спектаклей и концертов, в том числе шесть опер и балетов. Год культуры подсказал основной девиз фестиваля — «Золотой век русской музыки». Состоялось две премь­еры. Впервые на саратовской сцене были представлены оперы «Князь Игорь» Александра Бородина и «Раймонда» Рейн­гольда Глиэра.

Первые четыре дня были отданы классике. Причём, по словам художественного руководителя театра Юрия Кочнева, это была музыка, которую не то что в Саратовской области — в России нечасто услышишь. Например, пьеса великого князя Константина Романова «Царь иудейский». Или коронационная кантата Глазунова, которая не исполнялась лет 80. На фестивале звучала музыка Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского.

Приглашение на Собинов­ский группы Грегори Прива, исполняющей карибский джаз (один из участников трио приехал аж из Гваделупы), а также украинской команды «Джанго», играющей романтик-рок, директор театра оперы и балета Ренат Мухамедьяров объяснил желанием привлечь в театр молодёжь. Артистов, выступающих с такой музыкой, традиционно относят к «перпендикулярному» направлению.

С 30 мая по 1 июня в рамках Собиновского музыкального фестиваля состоялся конкурс конкурсов вокалистов — лауреатов международных и всероссийских конкурсов. В оргкомитет поступило 60 заявок на участие. Жюри отобрало двенадцать участников. В Саратове выступили молодые певцы из Москвы, Перми, Уфы, Петрозаводска, Челябинска, Беларуси, Монголии. На суд жюри, в составе которого были солисты, дирижеры Саратовского академического театра оперы и балета и преподаватели Саратовской государственной консерватории им. Л. Собинова, молодые исполнители представили свои работы в жанрах романса, народной песни и арий из произведений мировой оперной классики.

Лауреатами стали Анастасия Лепешинская (меццо-сопрано, Челябинск) — I премия (100 тыс. руб.), Олег Полпудин (тенор, Москва) — II премия (75 тыс. руб.), Диляра Идрисова (колоратурное сопрано, Уфа) — III премия (50 тыс. руб.). Специальную премию (20 тыс. руб.) и звание дипломанта получили Екатерина Коничева (сопрано, Москва), Женисбек Пиязов (бас, Узбекистан) и Бадрал Чулуунбаатар (баритон, Монголия).

В третий раз на конкурсе конкурсов вокалистов был присужден приз зрительских симпатий — поездка в Германию с посещением Берлинской оперы. Всего в голосовании приняли участие 1565 зрителей. По результатам двух туров лидером зрительского голосования стал Женисбек Пиязов, набравший 312 голосов.

В день закрытия фестиваля от имени главы региона Валерия Радаева артистов поздравил вице-губернатор Денис Фадеев. После официальной части начался заключительный гала-концерт. Его открыло выступление академического оркестра и хора Саратовского театра оперы и балета. В концерте приняли участие дипломанты, победители конкурса конкурсов, солисты Саратовского оперного театра, а также народный артист России, баритон Леонид Сметанников, который был заместителем председателя жюри на XXVII Собиновском фестивале.

…А в субботу в Саратове ждут Евгения Гришковца со спектаклем «Одновременно». Ритм, в котором живёт Гришковец, выдержать трудно. Через день спектакли, а то и каждый день. Каждый день новые города и даже страны. При этом артист, драматург и музыкант регулярно отписывается на своём сайте, который выполняет роль дневника. Недавно Гришковец побывал в Поднебесной и тоже поделился впечатлениями. Многое Гришковца приятно удивило. Но, когда заговорил о китайском асфальте, помянул всуе и наш город:

— Мне всё время говорили, что в Сибири асфальт плохо лежит, потому что очень большие перепады зимних и летних температур… В Ростове и Саратове перепады не такие большие. Но асфальт тоже что-то лежит неважно. Плохо лежит. Часто вовсе не лежит. Если мне кто-то будет говорить, что в Благовещенске и Хэйхэ условия для асфальта разные, я боюсь, у меня возникнет сильное желание плюнуть этому человеку в бесстыжие глаза. За Амуром у китайцев асфальт лежит.

Боюсь, Саратов и на этот раз не поразит Гришковца состоянием дорог. Губернатор Валерий Радаев в своём обращении к жителям Саратовской области даже шутить не захотел на эту тему. Так и Гришковец не шутит! А уж нам как не смешно — словами не передать. Так и живём от праздника до праздника, от фестиваля до спектакля очередной заезжей звезды. А потом по этим дорогам домой, растрясывать впечатления об увиденном.

А может, так культура лучше усваивается? Говорят же все приезжие, что в Саратовской области какой-то особый культурный микроклимат. Потому так много великих артистов родом из Саратова. Вот министр Мединский приезжал недавно и тоже про это говорил. В общем, не надо ничего менять. Чтобы микроклимат не нарушить.

Базиль КУБРИКОВ

Оставить комментарий