Главная / Издания / Предвидения артистического мира

Предвидения артистического мира

Предвидения артистического мира
11 июня 2014

Светлана Микулина

МК в Саратове

№24 (876) 11.06.2014

Золото музыки озарило и потрясло слушательские сердца до алмазов слёз

Двадцать седьмой Собиновский уже принадлежит истории. «Золотой век русской музыки» — под таким девизом проходил весенне-летний праздник музыки. Обращение к Золотому веку родилось из нескольких дат, красиво сошедшихся в календаре вечности: 175 лет со дня рождения МУСОРГСКОГО, 170 лет со дня рождения РИМСКОГО-КОРСАКОВА и ровно век со дня кончины ЛЯДОВА. При таком фейерверке имён просто нельзя было не обратить взора на сокровищницу русской музыки. Из этого же кладезя — опера «Князь Игорь», грандиозное творение БОРОДИНА, недавняя премьерная работа театра, органично попавшая и в репертуар фестиваля.

Любопытны вот какие моменты. Фестиваль начинает создаваться едва ли не на следующий день по своему окончанию. Как только один фестиваль завершается, становится частью истории («Король умер!»), как начинается подготовка к его преемнику будущего года («Да здравствует король!»). Идеи, намётки и заметки, проработка партитур — желательно редких, и так далее и тому подобное. Одним словом, когда маэстро КОЧНЕВ определял программную линию XXVII фестиваля, ни о каких трагических событиях в Украине не было и речи. И что вы думаете, музыка мистична, некий дар прозорливости и предвидения событий, потрясающих — и через музыку, и через её драматургическое наполнение, — в полной мере проявил себя в выборе репертуара, за что маэстро, бесспорно, заслуживает респекта.

Открытие фестиваля было, без преувеличения, грандиозно. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, ГЛАЗУНОВ, ЛЯДОВ, МУСОРГСКИЙ… Музыка, в которой прозвучали и библейские темы, и притяжение, противостояние Востока и Запада, была как нельзя к лицу сегодняшнему времени.

И как всегда, в первый день Собиновского прозвучал настоящий раритет — «Поражение Сеннахериба» Модеста Мусоргского. Это грандиозное произведение было оркестровано Римским-Корсаковым, и в таком виде его и знал, и слышал музыкальный мир. А вот версия самого Мусоргского оставалась для меломанов фактически «терра инкогнита» — неизвестной землёй. Она существовала только в клавире, оркестровки её не было. И вот специально для Собиновского фестиваля композитор Владимир КОБЕКИН (саратовцы помнят его по роскошной «Маргарите», показанной, кстати, не только на Собиновском, но и на «Золотой маске») оркестровал это незаурядное выступление.

Ассирийский царь, осада Иерусалима, небесные знамения, распростёртые на поле боя тела мёртвых воинов — зал в абсолютной тишине внимал профессору, доктору искусствоведения Евгению ЛЕВАШОВУ, инициировавшему исполнение этого произведения в рамках фестиваля. Зал, не дыша, внимал речи профессора и ещё более ошеломлённо — самой музыке. Уж слишком не метафорически, а предельно остро и близко всё это звучало. Собиновский проходил на фоне событий в Украине, и сводки с фронтов, информация о сожжённых и бомбардированных с воздуха невинных людях, переплетаясь с музыкой скорби и потрясения, давали такой эффект, что многие не скрывали слёз.

Чем зачитывался Булгаков?

Второй день фестиваля оказался незабываемым. Такого на оперной сцене не было за все годы существования Собиновского, а может, и за всю историю театра. Труппа академоперы разыграла пьесу великого князя Константина РОМАНОВА «Царь Иудейский». В сущности, это был тот самый случай, когда опера превратилась в драму и, надо сказать, великолепно справилась со своей задачей.

Не могу утверждать, что лично я была покорена пьесой великого князя. Его поэтические творения лично мне куда ближе. Пьеса иллюстрирует последние дни сына человеческого. Она — охватывающая торжественный вход Иисуса в Иерусалим, крики толпы, требующие распять «царя Иудейского», суд Пилата и казнь Иисуса, а затем светлое Христово воскресение — аскетична и лаконична. Князь Романов не ПУШКИН, не БЛОК и не МАНДЕЛЬШТАМ. Магия слова здесь особо не воздействует, зато воздействуют — да ещё как! — гениальная музыка Глазунова и чёткость драматургического каркаса, который эта музыка — словно сияние нимба Иисуса — покрыла.

Мудрость автора-аристократа, создавшего это произведение, сказалась в том, что ни Христа, ни Богородицы, ни апостолов на сцене нет. И это правильно. Потому как-то кто-то из философов правильно сказал: сыграв Христа, надо уходить со сцены, дабы больше не запятнать эту роль ничем. Философское правило в условиях нашей странной реальности почти никогда не работает. Но вот в опере оно сработало оригинально — никто из певцов не посягнул на исполнение ролей святых и богов, потому что этих персонажей… просто нет! Но их присутствие подразумевается и сполна ощущается — через страсти, эмоции, через пластику и взгляды других персонажей. Талант и хороший вкус режиссёра Андрея СЕРГЕЕВА сказался в том, как он сопряг, расставил и заставил грациозно и точно взаимодействовать всё масштабное сообщество этого спектакля — хор, артистов, музыкантов.

Кстати, оркестр в этом спектакле уведён в глубину сцены. Подсвечиваемый красным светом, оркестр смотрится почти мистически. Багровеющая медь ударных, чёрные туалеты оркестрантов — всё это воздействует эмоционально. Любопытно, что БУЛГАКОВ в процессе создания «Мастера и Маргариты» неоднократно обращался к этому произведению. Роман в романе о Понтии Пилате и Иешуа, вне всякого сомнения, рождался и от соприкосновения с этим произведением тоже.

Не могу не сказать о работах, которые буквально потрясли. В роли Иоанны выступила молодая меццо-сопрано, солистка академоперы, лауреат всероссийского конкурса Светлана КУРЫШЕВА. Обладательница прекрасного голоса, высокая, очень фактурная (девушки с такими лицами встречаются на полотнах прерафаэлитов) стала настоящим украшением спектакля. Очень красивой — и что ещё важнее — и органичной предстала перед зрителями-слушателями «Царя…» лауреат международных конкурсов Марина ДЕМИДОВА. На мой взгляд, эта оперная актриса вообще расцвела за последние годы, как внешне, так и вокально. Наблюдать эту яркую прелесть в образе римской матроны, супруги Понтия Пилата было поистине приятно — сцена любит красоту! На своих местах, в своих ролях оказались и мужчины: Александр КОРНЕЕВ (Иосиф) и Павел КОРЧАГИН (Никодим), Николай КОЛЕСНИКОВ (центурион).

И конечно, отдельное браво исполнителю роли Понтия Пилата — приглашённому из академдрамы народному артисту Григорию АРЕДАКОВУ. Буду откровенна: я не видела этого артиста в такой роли. Мне казалось, что чисто фактурно должен быть другой Пилат, другое лицо. Моё зрительское подсознание сопротивлялось Аредакову в этой роли, а он — на тебе — оказался трагическим, громоподобным, убедительным, потаённым Пилатом. Это был тот самый случай, когда внутреннее получилось сильнее внешнего, когда актёрское нутро, его психофизика убедили: Пилат мог быть именно таким!

Несколько сцен этого произведения пробивали сердце. Чего стоит одна только сцена крестов, взметённых над сценой, гула толпы, скорби Иоанны и, конечно, торжества по поводу светлого Христова воскресения.

Директор театра Ренат МУХАМЕДЬЯРОВ в беседе с автором этих строк сказал, что «Царь Иудейский» получил очень хорошие зрительские отклики и, скорее всего, войдёт в репертуар театра. Скажу откровенно, я лично этому обстоятельству порадовалась: такого рода зрелища, как вода среди пустыни для сегодняшнего мира, погрязающего в бездуховности и отчаянии.

* * *

Каждый Собиновский для саратовских меломанов — это всегда встречи с солистами столичных театров. На этом фестивале особенно ярко прозвучал «Евгений Онегин». Солисты из Мариинского театра Илья СЕЛИВАНОВ (Ленский), Владимир МОРОЗ (Онегин) и Гелена Гаскарова (Татьяна) поразили многих саратовцев. Концертмейстер симфонического оркестра и его первая скрипка Алла МАРКИНА, вспоминая этот спектакль, сказала, что у ЧАЙКОВСКОГО он назывался «лирические сцены» и это определение как нельзя точнее передаёт дух оперы — вся эта изящнейшая песня любви и потерь создана для молодых сердец и голосов. И они, молодые и талантливые, безупречно не просто исполнили, прожили свои сценические жизни. Отмечу от себя, что «Евгений Онегин» — это соцветие виолончелей, скрипок, флейт, гобоя, и оркестр, в репертуаре которого есть этот спектакль, как-то освежающе ново, взволнованно и нежно «пропел» нам творение Чайковского. Кто же потряс меня лично в этом спектакле, так это Илья Селиванов в партии Ленского. Ария «Что день грядущий мне готовит», известная наизусть, с любой ноты, оказалась пропета, проиграна, прожита молодым солистом так, что мурашки побежали по коже. Когда Ленский пал, хотелось плакать — не только от сочувствия к его персонажу, но и от горя не слышать более этого божественного, поистине небесного голоса.

Изюм из джаза и рока

Каждый Собиновский — это ещё и изюм параллельной, не оперной, а альтернативной музыки. В программе XXVII Собиновского такого «изюма» было два вечера: «Карибский джаз» — концерт джазового трио Грегори ПРИВА и романтик-рок-концерт группы «Джанго» из Киева.

Карибский джаз, красиво и взволнованно представленный Николаем ШИЯНОВЫМ, есть сущий сеанс чёрно-белой магии. Импровизация — неотъемлемая часть джаза. Когда слушала экзотичное трио, ощущение было, что музыка рождалась здесь и сейчас, южный джаз с парижским ароматом даровал состояние настоящего счастья. И конечно, во времена сегодняшней агрессии и национальной розни как нельзя кстати были ослепительные улыбки этих трёх молодых людей из разных стран, их сыгранность, их творческая дружба…Музыка и поведение артистов свидетельствовали: мир един, Бог един, не будем конфликтовать и ненавидеть друг друга. Гармония возможна!

Что касается «Джанго», то для организаторов фестиваля стало, на мой взгляд, настоящим подвигом в сегодняшней политической ситуации добиться приезда музыкальной группы из Киева. Поэтому браво музыкантам, которые получили свою порцию заслуженных аплодисментов, и браво организаторам. Все заявленные в программе артисты приехали, все спектакли состоялись. Тринадцать дней бурных аплодисментов и счастливых оваций — хороший итог фестиваля. Ну и конечно, его главный итог — имена новых звёзд, зажёгшихся на конкурсе конкурсов. Прощай, XXVII Собиновский! Твоё золото русской музыки вызвало счастливые алмазы зрительских слёз…

Светлана Микулина

Оставить комментарий