Главная / Издания / Костыли бесплатности

Костыли бесплатности

Костыли бесплатности
25 июня 2014

Станислав Шалункин

МК в Саратове

№26 (878) 25.06.2014

В губернии проще сломать ногу, чем достать без денег простейшие приспособления для ходьбы

Трудно сказать, к чему относятся вспомогательные средства для инвалидов с позиции бесплатной медицины. Во всяком случае, когда родственники больных заикаются о получении того же костыля бесплатно, то сей предмет как-то теряет в устах медиков своё первоначальное значение. Будто бы совсем и не нужны хромому (к тому же временно беспомощному) эти вспомогательные средства. Так что помощи в бесплатности средств передвижения больные могут и не дождаться. И лучше не ждать. Иначе совсем двигаться не смогут. Все конечности атрофируются, и их уже никакими костылями, прочими «вспомогателями» не заставить вернуться в прежнее боевое состояние. Об этой, видимо, всё-таки, не медицинской проблеме и поговорим на конкретной истории. Что периодически и делаем.

Всего-то мусор выносил

Инвалид 2-й группы (пожизненно, заболевание психическое) 35-летний Матвей (имя изменено) сломал шейку бедра в собственном дворе своего многоквартирного дома. Сломал, не доходя до мусорного ящика. Шёл мусор выносить да поскользнулся. Был март, а значит, скользко. К тому же дворы при многих домах не обустраиваются годами. Там не то что инвалид, любой хитромудрый чёрт и ногу, и голову, и что угодно сломает. Мать Матвея — Татьяна Борисовна — несколько минут вообще не могла прийти в себя от неожиданности: сын ушёл с ведром, чтобы мусор вынести, а тут его самого вносят соседи… И таких кратковременных шоков несчастной женщине пришлось испытать не один раз в течение последующих трёх месяцев: с момента «приноса» её сына в квартиру до привоза Матвея из больницы после операции. Вот одно из потрясений. Сын в больнице, где установили, что у него сломана шейка бедра, однако попросили покинуть больничное помещение, так как тут операции на подобных частях тела не делают. Как везти? «Скорая» не берёт. Сын двигаться не может. Ведь с ним сложно ввиду его психического заболевания. Он так-то парень скромный, терпеливый, не агрессивный. Но сознание… Он не понимал, что с ним, что с его ногой. Как наступать на неё, как двигаться. Ну, в общем, его надо было транспортировать сторонними силами. Но их нет, а больница торопит освободить койку. Добрая женщина из одной службы (Татьяна Борисовна просила не сообщать) подсказала телефон спасателей. Она позвонила. И действительно, приехали мужчины числом не меньше трёх и помогли несчастной матери доставить сына до дома. И, право, надо думать, что спасатели предназначены не только для того, чтобы кошек, застрявших меж ветвями деревьев, спасать, о чём очень охотно рассказывают телеканалы. Когда Татьяна Борисовна стала ходить по клиникам и консультироваться по поводу шейки бедра и что сейчас ей делать с сыном, одни врачи советовали одно, другие прямо противоположное: операция не нужна — мнение одних специалистов, операция нужна — убеждали оппоненты; то ей говорят — сын не должен вставать сейчас, в другом месте — наоборот — пусть ходит. Татьяна Борисовна не могла определиться, как быть, кому поверить? Остановилась на варианте, что следует делать операцию. Кто и где? В институте травматологии и ортопедии записали на очередь, не обещая скорого проведения операции. Кстати, там ей посоветовали купить для сына специальные чулки (об этой истории чуть ниже), что она тут же и сделала. Вдруг операция вскоре будет, а чулки уже под рукой. Но с операцией ей повезло в областной больнице. Татьяне Борисовне понравилось прежде всего, что с ней говорили человеческим языком, то есть доступно всё объяснили. Ни на что не намекали, сказали, что вся проблема в отсутствии протеза. Получат протез — назначат операцию. Разъяснили, что делать с сыном, как он должен двигаться. В общем, много всего посоветовали, очень полезного, в котором родственники нуждаются в той же степени, как и сами больные в лекарствах. У нас, к сожалению, мало уделяют внимания растерянным близким, не понимая, что оперативно растолковать близким, что им делать, — значит, оказать значительную помощь самому больному.

Вспомним о страховке

Но необходимо всё-таки отметить работу страховщиков. Речь о страховой обязательной медицине. Именно наши страховщики имеют возможность (а точнее, это их обязанность) содействовать правильному отношению поликлиник и больниц к пациентам. Пользуясь случаем, советуем нашим читателям всё-таки обращаться за подмогой именно к тем, кто застраховал вас, то есть взял под контроль точное исполнение законов и нормативных актов, которые гарантируют нам качественную медицинскую помощь. Наша газета периодически публикует беседы и разъяснения заместителя директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования области Татьяны ГРОЗДОВОЙ, суть которых — страховая медицинская организация контролирует объёмы, сроки, качество и условия предоставления медицинской помощи гражданам, а также рассматривает их жалобы, защищая их права и законные интересы. И, как правило, на газетной полосе обязательно публикуются адреса и телефоны страховых организаций. И вот когда Татьяна Борисовна в который раз позвонила в газету по поводу очередного казуса (терапевт поликлиники что-то замешкался и не пришёл на дом к её сыну), я предложил воспользоваться советом Гроздовой — позвонить в ту страховую организацию, которая указана в медицинском полисе Матвея. Что и было ею сделано. И с того момента специалист страховой организации стала вести её дело. Созванивалась с поликлиникой, и оттуда незамедлительно приходили на дом к Матвею врачи. Решались иные проблемы, вдруг почему-то возникшие. Так что система контроля действует. Поэтому, уважаемые читатели, при появлении «симптомов» неуважительного отношения со стороны медиков так же поступайте: звоните в свою страховую компанию. Почувствуете разницу. Отношение моментально меняется. Однако вернёмся к нашему разговору о костылях и прочих дополнительно-вспомогательных средствах, которые необходимы после операции на костях. Тут очередной «подвывих» нашей бесплатной медицины.

А ну-ка поползи…

В общем-то, о бесплатной медицине можно говорить только с большой долей иронии. Конечно, приходится платить. И немалые деньги. Только лекарства обойдутся не в одну, а в несколько десятков тысяч. А какое без них лечение? Но про таблетки пишется и говорится довольно много. О вспомогательных средствах реже. Итак, человек прооперирован. Вполне удачно (речь о Матвее). Есть надежда, что он полностью восстановится в смысле ходьбы. Но для этого требуется время. Однако не лежать же ему неподвижно в ожидании полного выздоровления. Нужно нечто вспомогательное. Те же костыли или бадик… Причём сразу. А вот этого, граждане, не дождётесь. И вообще не вам решать. Чтобы после травмы получить бесплатно вспомогательное средство для передвижения, надо походить по инстанциям, а если не в состоянии ходить, то поползать по тем же местам. Ибо процедура длительная. Как я понял из пояснения пресс-службы министерства социального развития (заметьте, не здравоохранения, хотя говорим о восстановлении здоровья прооперированного пациента), костыли не всем даются. Согласно постановлению областного правительства от 28 января 2010 г. № 29-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» только инвалиды и обеспечиваются техническими средствами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Для постановки на учёт в государственное автономное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» для получения технических средств реабилитации следует обратиться к лечащему врачу по месту жительства для оформления направления на медико-социальную экспертизу с целью получения индивидуальной программы реабилитации. При наличии в индивидуальной программе реабилитации показаний на технические средства реабилитации инвалиды обеспечиваются ими бесплатно за счёт средств федерального бюджета.

Совет понятен. Вышел на улицу, споткнулся, сломал себе шейку или ногу — ни на что не надейся, не жди, пока тебя не признают инвалидом. А больному всего-то и нужно средство для реабилитации, ему требуется временная помощь, чтобы как-то приспособиться, устоять до полного выздоровления, не пасть духом, как говорится. Самому себя обслуживать. А тратить силы и остатки здоровья на получение индивидуальной программы просто глупо, да и бесполезно. Ведь ещё не факт, что признают необходимость в костылях. Подумаешь, шейка сломана… Не голова же. Мне как-то приходилось описывать процедуру признания неходячего гражданина инвалидом. Убедился, что приказ тогдашнего министра здравоохранения госпожи ГОЛИКОВОЙ, которым и руководствуются специалисты МСЭК, не позволил бы даже голову профессора Доуля признать инвалидом. Ведь этот профессор работал головой, а когда его лишили тела, но оставили голову, он продолжал работать. А это самое главное — степень потери трудоспособности. Потому бесплатные костыли не всем обезноженным полагаются. Хочешь встать на ноги — плати.

И в прокате… «прокатят»

Между тем в ответе пресс-службы заинтриговало сообщение о работающих в Саратове центрах проката этих самых средств реабилитации. Что, конечно, может быть для кого-то поддержкой. Ну зачем временно обез­ноженному покупать коляску на всю оставшуюся жизнь или костыли? Те ведь тоже немало стоят — тысяча рублей для большинства россиян ощутимая трата. В ответе министерства были указаны телефоны: 50-19-39, 52-40-49, 50-48-14. И я позвонил по этим номерам. Не все откликнулись. В основном долго гудели. Но один номер оказался рабочим. Правда, мне сообщили, что по указанному адресу центра проката нет. Вообще при каждом районном центре социального обслуживания есть свой центр проката. Что ж, спросим там. Дозвонился до Кировского и Октябрьского. В первом дают средства бесплатно тем, кто живёт в данном районе, а остальным за плату. Во втором — только жителям района и, разумеется, бесплатно. Договор составляется на 3 месяца. При себе иметь паспорт и справку из поликлиники о необходимости в каком-либо средстве. В том и проблема, что справку могут не дать. И не потому, что не нужны костыли и даже опасны для здоровья. Проблема всё та же — экономия средств. Получается, что костыль или коляска к медицине не относятся. Они как бы и не нужны. Так и таблетки. Они тоже к медицине, к процессу лечения не относятся. Есть деньги — выздоравливай и живи. Нет их или не хватает... Ползи к выздоровлению без госпомощи. Может быть, повезёт.

И напоследок ещё один пример из истории Татьяны Борисовны. Она купила по совету врачей института травматологии чулки ортопедические. Отдала чуть более тысячи руб. Однако операцию делали другие врачи, из областной больницы, а там чулками не пользуются. Нужны эластичные бинты. Татьяна Борисовна пошла в салон «Ортомир» (где она не только чулки, но костыли покупала и другой инвентарь) и попросила обменять: она — чулки в упаковке нетронутые, а ей — бинты соответствующие. Но получила отказ. Пришлось опять платить за бинты… В ответе заведующей салоном говорится, что ТМК (чулки) относятся к товарам медицинского назначения, а значит, обмену или возврату не подлежат. Итак, при бесплатном лечении платим за то, что рекомендуют врачи. А если они ошиблись, то они всё равно не виноваты, а мы всё равно расплачиваемся. Сколько было случаев, когда пропишут таблетки, от которых хуже становилось? И приходится подыскивать препараты, которые действительно помогают в индивидуальном порядке. А это всё деньги. И немалые. Впрочем, об этом пишем уже не один десяток лет. Но вот хотя бы с костылями и прочими вспомогательными средствами помогли бы разобраться. Почему бы всё-таки не оснастить центры этими средствами, чтобы каждый житель, угодивший в беду, смог бы в своём районе получить по паспорту костыль или что ему требуется, не проходя сквозь унизительный, а порой постыдный строй медико-социальной экспертизы, лишь бы его временно признали хромым, то есть инвалидом. Неужели так и будет не временно, а вечно хромать и сама бесплатная медицина в нашей стране? Как бы и признаться не хочется чиновникам в том, что экономят на здоровье населения и денег на людей жалко потратить. Не так ли?

Станислав Шалункин

Оставить комментарий