Главная / Издания / Безрецептурный синдром

Безрецептурный синдром

Безрецептурный синдром
06 августа 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№32 (884) 6.08.2014

Саратовцы смогут покупать лекарства в магазинах

На страсти граждан к самолечению российские власти решили сделать деньги. Действительно, почему бы и нет? Любит народ накупить разнообразных пилюль и поправлять здоровье — так пусть лекарства продаются не только в аптеках, но и в магазинах! Пятилетняя дискуссия на тему продажи фармацевтических препаратов в супермаркетах закончилась разработкой перечня лекарств, которые в самое ближайшее время появятся на прилавках.

Сторонники идеи уверены, что отныне лекарства станут ближе к покупателям, противники напоминают, что приём даже безрецептурных препаратов должен проходить под контролем врача, иначе возможны тяжёлые последствия для здоровья. В нововведении разбирался «МК» в Саратове».

Список семи

Идея продавать безрецептурные мази, таблетки и порошки в сетевых магазинах принадлежит Минпромторгу, который с 2009 г. пытается перевести часть лекарств из аптек на прилавки продовольственных сетей. Именно это ведомство осенью 2012 г. составило список лекарственных препаратов, которые могут появиться в магазинах. Идея не нова — такая практика имеется у некоторых европейских стран  и США, так почему, поинтересовались чиновники, не воплотить её в жизнь и в России? Это поспособствует конкуренции на фармацевтическом рынке и повысит доступность лекарств для покупателей, объяснили представители Минпромторга и примкнувшего к нему Минэкономразвития.

Однако Минздрав выступил с критикой, опасаясь, что в продаже станет больше некачественных и фальсифицированных лекарств, и, кроме того, напомнил, что речь идёт об особом товаре, который требует постоянного контроля качества, профессионального сопровождения, а также выполнения целого ряда специальных требований. Министр здравоохранения РФ Вероника СКВОРЦОВА указала, что в магазинах можно продавать изделия медицинского назначения, к примеру детское питание, пищевые добавки, изделия по уходу за больными, но лекарства — увольте. На этом тема была закрыта и, казалось, навсегда.

Всё поменялось в один момент, когда в конце июня этого года первый вице-премьер Игорь ШУВАЛОВ поручил Мин­здраву, Минпромторгу, Минэкономразвития и Роспотребнадзору составить перечень безрецептурных препаратов для продажи в продовольственных сетях. То есть вопрос о том, что пилюли и мази появятся на прилавках, уже был решён в кулуарах правительства, осталось только дать разнарядку на составление списка. Понятно, что мнение Минздрава уже никто не спрашивал. Причём сроки были даны самые кратчайшие — ровно месяц. Ведомство взяло под козырёк и составило «список семи»: в него вошли семь групп лекарственных препаратов (а не тридцать, как изначально предлагали чиновники Минпромторга).

Однако перечень лекарств оказался довольно неоднозначным и вызвал удивление экспертов. В нём оказались антисептики для лечения заболеваний горла (спреи, пастилки, леденцы, растительные сборы); препараты местного применения при заболеваниях носа (назальные аэрозоли, спреи, капли); активированный уголь (таблетки, гранулы, порошки); препараты железа (таблетки, жевательные пастилки, капсулы, раствор для приёма внутрь); противовирусные  препараты местного применения (мази и кремы); а также антигистаминные (противоаллергические) гели, эмульсии и мази. Врачи и фармакологи не поняли логики составления столь странного лекарственного «набора».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Евгения Верижникова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой фармации и фармакологии саратовского филиала Самарского медицинского университета (РЕАВИЗ):
— Список безрецептурных лекарств, которые предлагаются для продажи в магазинах, не просто удивляет, а возмущает. Как в него могли попасть препараты железа, которые имеют только рецептурный отпуск? Если посмотреть инструкцию к любому из таких лекарственных средств, то первое показание для назначения — железодефицитная анемия. А этот диагноз можно поставить только в лечебном учреждении, и пить препараты железа для профилактики ни в коем случае нельзя. Ещё одна группа — противовирусные мази и кремы. Многие из них нельзя назначать себе самостоятельно, скажем, проявления того же герпеса бывают разными и для назначения правильной схемы лечения необходимо обратиться к врачу. Опять же группа антигистаминных мазей и эмульсий: их также назначают при аллергических реакциях по показаниям, а диагноз должен поставить врач. Причём при аллергии лучше всего кожный зуд снимут таблетки, но не мази. Непонятно, почему в список попал только один активированный уголь — ведь сегодня существует немало современных адсорбентов, почему их не внесли в перечень лекарств, которые будут продаваться в магазинах?

Профессор Верижникова не понимает, какова цель подобного новшества, ведь сегодня во многих крупных гипермаркетах и супермаркетах есть аптечный киоск.

— Зачем нужно переводить лекарства из аптек в магазины? — удивляется фармаколог. — В аптеке есть провизор, фармацевт, который даст консультацию, покупатель может выбрать для себя препарат, наиболее удобный по цене, кроме того, аптеки должны соблюдать условия хранения. Здесь же меня поразил тот факт, что чиновники при составлении списка рекомендовали отдавать предпочтение лекарствам, не требующим особых условий хранения. Довольно странный критерий отбора.

Кроме того, возникает вопрос, кто будет контролировать продажу лекарств? Сегодня аптечные учреждения тщательно контролируются Росздравнадзором, да и то во время проверок сотрудники этого ведомства находят нарушения. А что будет, когда количество «точек», торгующих лекарствами, увеличится в десятки раз? Вероятнее всего, надзор существенно ослабнет. Даже безрецептурные лекарства должны храниться в определённых режимах температуры и влажности, и многие антигистаминные (противоаллергические) мази, кремы и эмульсии требуют температуры не выше 25 градусов С, то же самое касается внесённых в список противовирусных кремов и мазей. Как говорят эксперты, изменение режимов хранения меняет химическую структуру препарата, в лучшем случае он не поможет, в худшем — вызовет непредсказуемые для пациента реакции.

По мнению Евгении Верижниковой, лекарства должны продаваться только в аптеках, в магазинах же место БАДам.

— Биологически активные добавки к пище продаются без рецептов, почему бы их не перенести в супермакеты? — высказывает своё мнение Евгения Витальевна. — Это было бы очень уместно. Кроме того, многие поливитаминные препараты зарегистрированы как БАДы и могут свободно продаваться в магазинах. Такая же ситуация с пробиотиками, содержащими лактобактерии для кишечника, среди них много зарегистрированных как биологические добавки. Их вполне можно перенести на магазинные полки.

В поддержку самолечения

Против продажи любых лекарственных средств в магазинах выступают и практикующие врачи. Они уверены, что доступность фармацевтических препаратов в разы увеличит бум самолечения, охватившего граждан.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Дорогойкин, кандидат медицинских наук, декан лечебного факультета и факультета клинической психологии СГМУ им. В.И. Разумовского:
— Считаю, что лекарственные препараты, даже безрецептурные, должны оставаться в аптеках. Им не место в магазине. Наше население пока не готово к подобным новшествам: потребители редко читают инструкцию к лекарственным средствам; они мало информированы о побочных действиях лекарств, аллергических реакциях, которые те могут вызывать; взаимодействии препаратов между собой. Здесь много моментов, которые говорят против свободной продажи лекарств в продовольственных сетях.

Также эксперты напоминают: продажа лекарств в магазинах противоречит федеральным законам «Об обращении лекарственных средств» и «О лицензировании отдельных видов деятельности». А значит, в них нужно будет вносить серьёзные изменения. Ради чего затеяна вся эта кутерьма: неужели из-за леденцов для горла, спреев для носа, дешёвого активированного угля и нескольких видов мазей и эмульсий?

Аптечный бизнес обосновывает подобные нововведения заинтересованностью сетевых продовольственных магазинов в расширении сегмента рынка. То есть, грубо говоря, желанием помимо картошки, водки и макарон с сигаретами торговать ещё и лекарствами. И борьбой с аптеками, которых, на взгляд чиновников, развелось слишком много.

Конечно, в это можно было бы не верить, если бы не настойчивое «продавливание» чиновниками темы с лекарствами. Причём порой власть имущие даже не пытаются замаскировать свои мотивы и ушки лоббистов нет-нет да и выглянут в очередной рекомендации. В одном из писем Минэкономразвития предложило внести в законодательство несколько изменений, в частности разрешить ввести упрощённую форму лицензии для торговли отдельными группами фармпрепаратов в сетевых магазинах и установить для них особый порядок реализации. Спрашивается, на каком основании?! Ведь это противоречит законам о конкуренции. Существуют серьёзные лицензионные требования к аптечной деятельности, и если от них лёгким движением пера будут освобождены супермаркеты, то тогда нужно освобождать и аптеки. Но об этом почему-то речь не идёт.

Нездоровая конкуренция

О том, что аптеки начнут разоряться, как только часть безрецептурных лекарств уйдёт в магазины, неоднократно говорили в Ассоциации фармацевтических предприятий России. Это мнение подтверждают и саратовские фармацевты.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь Михайлов, председатель гильдии фармацевтов при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
— Если мы возьмём всю группу безрецептурных препаратов, то на них аптеки зарабатывают где-то 25-30% от всей выручки и при перебросе некоторых групп лекарственных средств в магазины выручка аптек снизится. Пусть не намного, но потеря даже в 10-15% может привести многие аптечные учреждения в убыточное состояние. Причём изменить ситуацию в свою сторону они не смогут: если поднимут цены на другие лекарства — уйдёт клиент, и ему есть куда идти — аптеки нынче на каждом шагу. Также возникает вопрос: список, который сегодня составлен Мин­здравом, останется в прежнем виде или же будет расширяться? Ведь как может получиться: сегодня в списке семь групп лекарственных препаратов, в следующем году их будет уже 15, ещё через год 20. Предполагаю, что подобные предложения возникают отнюдь не из-за заботы об удобстве для населения, это больше похоже на лоббирование продуктового ритейла, который хочет расширить себе бизнес-задачи. Поскольку логики я в этом не вижу: аптек много, некоторые работают допоздна или круглосуточно, доступ к лекарствам у граждан есть всегда.

По мнению Игоря Михайлова, в реальности «переброс» части безрецептурных препаратов в магазины никому ничего не даст — ни потребителям, ни ритейлу. Поскольку последний не сможет установить цены ниже, чем в аптеках: при маленьком ассортименте и небольших партиях невозможно получить существенную скидку и, соответственно, установить низкую цену на лекарства. Потребители также не смогут обойтись одними леденцами и спреями.

— Скажем, у человека насморк, он приобрёл в гипермаркете капли для носа, но так как насморк часто является лишь одним из симптомов вирусной инфекции, ему потребуются жаропонижающие, противовирусные средства, то есть всё равно придётся зайти в аптеку, — считает эксперт.— Так какой во всём этом смысл?

 Но чиновники, видимо, смысл видят. И в препаратах железа, так неожиданно по­явившихся в «магазинном» списке (опять же почему не препаратов кальция, магния?), и в том, что потребители теперь получат более широкий доступ к лекарствам (как будто раньше его кто-то перекрывал), и в том, что подобное новшество будет идти исключительно на благо населения. Сейчас перечень, составленный Минздравом, уже согласован с Роспотребнадзором и Мин­экономразвития, теперь осталось получить только «добро» от Минпромторга. И препараты, половина из которых должны употребляться только после назначения врача, пополнят собой магазинные полки.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий