Главная / Издания / Классный патриотизм

Классный патриотизм

Классный  патриотизм
10 сентября 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№37 (890) 10.09.2014

Саратовских школьников приобщат к политике?

Чем только не забивают голову российским школьникам! Основами религиозных культур, финансовой грамотностью и даже уроками полового воспитания, которые со следующего года могут стать обязательными для каждого среднего общеобразовательного учреждения. Но рассказы о гигиене и контрацепции меркнут по сравнению с новой задумкой народных избранников. Политинформация — вот чего недоставало светлым головам юного поколения!

Школьников нужно учить патриотизму, а как это сделать? Оказывается, просто: вернуть подзабытый с советских времён курс политинформации. Можно ли привить любовь к родине за два урока в неделю, разбирался «МК» в Саратове».

Улыбаемся и машем

Казалось бы, ну всё, отлегло. Минули летние каникулы, куплены учебники и школьная форма, а родительский комитет собрал денежные взносы. Однако в последние дни лета в умах народных избранников родилась очередная политическая идея, которая отодвинула в сторону введение нормативов ГТО.

В конце августа депутаты Госдумы РФ разработали и презентовали новый законопроект — о возвращении в учебную программу уроков политинформации. На занятиях школьники станут знакомить одноклассников с политической ситуацией в стране и обсуждать с учителем вопросы политики. По замыслу чиновников, школяры, приятно удивлённые новым предметом, должны с головой окунуться в обсуждение ситуации на юго-востоке Украины, вопросов предотвращения нового витка западных санкций, а также поднятия экономики Крыма. Политинформация, как указали разработчики, должна преподаваться два раза в неделю — не меньше.

Инициаторы нововведения также надеются, что на стенах учебных классов появятся государственные символы России, а на переменах станет звучать российский гимн. Правда, из законопроекта пока неясно, обяжут ли гимн включать на каждой перемене или же только после урока политинформации.

Было бы не удивительно, если бы подобная инициатива исходила от прославившихся неординарными идеями членами ЛДПР. Но нет, в этот раз солировали коммунисты. Правда, аплодисментов не сорвали, поскольку их тут же обвинили в плагиате. Коммунисты, по сути, повторили идею единороссов, которую весной этого года высмеяла широкая общественность. В марте депутаты предложили ввести в учебную программу предмет, посвящённый текущим событиям в стране — в области политики и экономики. По словам депутата Госдумы РФ Олега САВЧЕНКО, «хотя бы раз в неделю в школах должен проводиться урок политинформации, что поможет подрастающему поколению правильно оценивать события и понимать — где тут чёрное, а где — белое». Кроме того, по замыслу ЕР, уроки политинформации должны давать и сами народные избранники. «Местных депутатов нужно обязать ежемесячно посещать школы и обсуждать с детьми наиболее острые политические темы», — сообщил Олег Савченко.

В итоге ЛДПР объявила, что единороссы и коммунисты украли их идеи. «Между фракциями всегда так: ЛДПР что-то придумывает и вносит, а прочие партии пользуются нашими идеями — выдвигают их потом как свои», — пожаловался одному из федеральных изданий депутат Роман ХУДЯКОВ.

Но пока ясно одно: народные избранники вместо решения насущных проблем продолжают соревноваться — кто первый политизирует среднюю школу. Вроде бы и уроки ГТО ввели, и о присоединении Крыма к России подробно рассказывают, ан нет, всё мало. Мысль вырастить из юнцов послушную, шагающую строем толпу никак не даёт покоя высокопоставленным идеологам.

Советский стандарт

Саратовская общественность разделилась на тех, кто «за», и тех, кто «против». Депутат Госдумы от Саратовской области Ольга БАТАЛИНА рассказала одному из местных СМИ, что «у попыток включить в школьную программу уроки политинформации нет шансов на поддержку». Депутат аргументировала это тем, что «формальный подход, который в данном случае неизбежен, в подобных вопросах не даёт никакого позитивного результата», и сослалась на проводимые в советское время уроки политинформации.

Местные народные избранники придерживаются другой точки зрения. Декан юридического факультета СГУ, депутат областной думы Галина КОМКОВА оказалась не против введения занятий по политической информации. На заседании круглого стола облдумы Комкова пояснила свою позицию: «Ребёнок должен знать, чем живёт его село, район, страна. Почему бы раз в неделю ему об этом не рассказывать? Ничего страшного не будет».

Министр образования области тоже поддерживает идею.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Марина ЕПИФАНОВА, министр образования Саратовской области:

— Введение в российских школах политинформации поможет со школьной скамьи грамотно и объективно относиться к потоку поступающей из СМИ информации и оценивать происходящие в мире события. Ведь невозможно предвосхищать реальные исторические перспективы, не умея ориентироваться в противоречивом потоке информации.

Общение с детьми на политические темы, обсуждение международных отношений и политической обстановки поможет ребёнку разобраться в сложной политической ситуации, выработать правильную позицию и проявить гражданскую активность.

А что думают об уроках политинформации директора и педагоги школ Саратовской губернии? Ведь это на их плечи, в случае принятия закона, ляжет обязанность разъяснять школярам тонкости политики.

— Дополнительные уроки политинформации не нужны, — считает Галина ПО­­ЛИ­ЩУК, директор средней общеобразовательной школы № 6 города Маркса. — В нашей школе дети получают всю необходимую информацию на тематических линейках, проводимых к определённым государственным датам, а также на классных часах, которые имеют раздел по ознакомлению учеников с событиями в стране и в мире. Возврат к советской практике политинформации, на мой взгляд, не принесёт пользы, поскольку такие уроки будут обязанностью и дети могут потерять любознательность и интерес.

Такой же точки зрения придерживаются и в саратовских школах.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Марина ГУБАНОВА, директор средней общеобразовательной школы № 90 города Саратова:

— Считаю введение дополнительных уроков политинформации нецелесо­образным. Есть классные часы, уроки обществознания и истории, на которых, в том числе, обсуждается обстановка в стране. Дополнительно загружать школьников, у которых и так насыщенная учебная программа, абсолютно ни к чему. Ни один учитель-предметник не обойдёт стороной острую политическую тему, особенно если учащиеся будут задавать вопросы. В нашей школе пока нет детей беженцев, но тем не менее обстановка на юго-востоке Украины — острая и больная тема. И конечно, она также будет подниматься в беседах с учениками. Будут обсуждения, дискуссии, споры. Нам не нужно давать для этого никаких разнарядок, приказов, ценных указаний, мы и так информируем детей по мере возможности. А излишняя политизированность в виде отдельных уроков совершенно ни к чему.

Впрочем, некоторые педагоги не видят ничего негативного в уроках полит­информации.

— Думаю, что в рамках общего патриотического воспитания такие уроки были бы не лишними, — считает Валерий НЕФЕДКИН, кандидат экономических наук, директор средней общеобразовательной школы № 23 города Саратова. — Но проводить их нужно только в старших классах, с 9-го по 11-й. Школьникам младшего возраста бессмысленно объяснять политическую обстановку в стране, кроме того, у них и так насыщенный учебный график. Считаю, что краткую политинформацию можно было бы подавать хотя бы один раз в неделю.

Из яслей — в партию?

Но некоторые педагоги всё же сомневаются в том, что в современной России будет уместен возврат в советское прошлое. По крайней мере, в той форме, которую сейчас предлагают.

— Инициатива о введении уроков полит­информации очень интересная, но явно дискуссионная, — говорит Андрей РЫЖКОВ, директор средней школы № 9 имени П.А. Столыпина города Балашова. — Здесь сразу вспоминается пионерское детство. Я возглавлял звено, ответственное за политинформацию. Мы делали подборку материалов из газет, официальных сообщений ТАСС, политических телепередач. Конечно, нельзя было использовать информацию от «вражеских голосов», таких как «Голос Америки», «Радио «Свобода» и др. В то время была одна правящая партия, одна политическая идеология и понятное деление мира. Какой-либо альтернативной политической информации, отличающейся от государственной идеологии, просто не могло быть.

Но, как подчёркивает директор школы, сегодня ситуация иная.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Андрей РЫЖКОВ, директор средней школы № 9 имени П.А. Столыпина города Балашова:

— В последние десятилетия в школьной корпорации наблюдается полнейший политический плюрализм. Одни учителя могут с гордостью называть себя сталинистами, другие с неменьшей гордостью — радикальными демократами, одни учителя могли быть на Болотной площади, другие — на Поклонной горе. Кому мы поручим вести политинформацию? И самое главное — с какой целью? Есть необходимость повысить политизированность подростков? Но все, кто хоть отдалённо знаком с подростковой психологией, знают, что молодёжь больше склонна к максимализму и радикальным взглядам. И только с возрастом к большинству людей приходит более взвешенный взгляд на жизнь. Сегодня в школе есть цикл гуманитарных дисциплин, где так или иначе затрагиваются вопросы политики, власти, различных политических партий, течений и идеологий. Никто не мешает создавать в школе какие-либо дискуссионные клубы для учащихся, в рамках которых могут рассматриваться современные политические события.

Преподаватели саратовских вузов обращают внимание на явный политический контекст инициативы.

— Сразу хочется отметить, что в вопросах школьной политинформации мнения коммунистов и единороссов практически совпали, — отмечает кандидат исторических наук, политолог Александр ПАН­ТЕЛЕЕВ. — О чём это говорит? Что бы мы ни строили, в итоге всё равно получается КПСС. Только несколько в иной форме.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр ПАНТЕЛЕЕВ, кандидат психологических наук, политический психолог:

— В Конституции РФ чётко указано, что в стране не допускается единая моноидеология, ведь у нас демократическое государство. Если подобный урок будет введён, для его проведения потребуется план, учебный стандарт. И здесь возникает вопрос: кто будет утверждать планы? Поэтому, на мой взгляд, введение уроков политинформации — антиконституционный и довольно опасный шаг. Современные дети в политическом плане — непаханое поле, на нём можно высадить всё что угодно. Это только на первый взгляд может показаться, что обилие информации помогает молодёжи ориентироваться в ситуации. На самом деле, когда начинаешь спрашивать студентов (о школьниках вообще речь не идёт), что же сейчас происходит в нашей стране, многие не знают. Или знают только в общих чертах. Политика их не интересует, причём даже умных, талантливых, толковых студентов. Молодым людям интересны новые гаджеты, фильмы, музыка, автомобили, а политика находится очень-очень далеко от них. Поэтому если начать политинформацию в школе, это приведёт не к информированности молодёжи, а к тому, что появится идеология, которая выгодна только правящей партии.

Как считает политолог, наиболее верной инициативой является предложенная ранее: когда депутаты из разных партий могут прийти в школу, побеседовать с учениками, высказать свои мысли, показать свою позицию. В этом случае можно избежать «перекосов» и грамотно информировать школьников.

Однако монохромная политика очень удобна власть имущим, и они продолжают проталкивать подобные идеи под соусом патриотизма. Скажете, инициатива о возрождении уроков политинформации не пройдёт? Но ведь появились же в школах нормы ГТО, к которым вся педагогическая общественность относилась с явной долей скепсиса. Появились, несмотря на то, что половина школ не имеет собственного стадиона, где ученики могли бы сдавать спортивные нормативы, а ещё половина обходится маленьким спортивным залом, в котором занимаются сразу по три класса.

Интересно, что с начала нового учебного года занятия по политинформации начались в школах и вузах Львова. Основной должна стать тема «Агрессия России против Украины — проявление русского фашизма и шовинизма». Предложение российских народных избранников — наш ответ Чемберлену?

Ирина Лихоман

Оставить комментарий