Главная / Издания / Тариф «Младшеклассник»

Тариф «Младшеклассник»

Тариф «Младшеклассник»
01 октября 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№40 (893) 1.10.2014

Школы Саратовской губернии готовятся к платной продлёнке

Эксперименты чиновников привели к тому, что из учебного заведения школа постепенно превращается в магазин образовательных услуг, где за определённую плату можно получить дополнительный пакет знаний, причём его размер зависит исключительно от размеров родительского кошелька. Один из последних хитов — введение платной продлёнки — всполошил родительскую общественность и заставил писать жалобы и письма во всевозможные инстанции. Саратовская губерния не стала исключением — одна из школ уже объявила о переходе групп продлённого дня на платную основу. Как удалось выяснить «МК» в Саратове», этот случай лишь первая ласточка и о введении платной продлёнки задумываются директора многих школ.

Взлётные цены

Очередную горькую пилюлю преподнёс родителям школьников первый месяц нового учебного года. В начале сентября в некоторых российских регионах группы продлённого дня неожиданно стали платными. Причём разброс цен оказался весьма значительным: в Белгороде за услуги просят 900 руб. —1,5 тыс. руб., в Челябинске от 600 руб. до 6 тыс. руб. в месяц, в Иркутске — 3500, в Москве от 600 до 12 тыс. руб. Чем объясняются такие суммы, неизвестно, но скорее всего аппетитами отдельных школ. Кто позволил сделать продлёнку платной? Как оказалась эта норма прописана в новом законе «Об образовании в РФ», по которому группы продлённого дня относятся к услугам по содержанию ребёнка, а государство гарантирует лишь бесплатные образовательные услуги.

Не меньше тарифов удивляет позиция чиновников и депутатов. Поднятый родителями школяров шум оказался неожиданным для министра образования РФ Дмитрия ЛИВАНОВА. В первых числах сентября министр заявил, что вообще не в курсе введения платной продлёнки, ещё через несколько дней заверил мам и пап, что на их кошельки никто не намерен покушаться, а в середине сентября кардинально изменил свою позицию, сообщив, что школа имеет право брать плату за услугу по присмотру и уходу за детьми. Правда, распорядился при разработке тарифов «не превышать разумных пределов» и «применить единый подход». Но после того как депутаты на первой осенней сессии Госдумы высказали своё «фи» и раскритиковали политику Министерства образования, господин Ливанов сообщил, что у школ, и особенно столичных, нет оснований брать деньги за продлёнку и все тарифы, которые сегодня установили у себя школы, незаконны.

Удивительная интрига! Министр не знает положений закона, разработанного в его же ведомстве, депутаты Госдумы понятия не имеют, за что голосуют, иначе как понять волну негодования, которая охватила представителей двух крупных партий — «Единой России» и «Справедливой России» при обсуждении платной продлёнки? Хотя, возможно, это просто пиар и желание выступить в роли народных защитников: в данный момент парламентарии готовят новый законопроект, который будет гарантировать бесплатность продлёнки хотя бы для отдельных категорий граждан — малообеспеченных и неполных семей.

15 рублей на коржик

А что же в Саратовской губернии? Как сообщили в областном министерстве образования, на сегодняшний день платной продлёнки нет ни в одной школе. Однако в соответствии с ч. 7-9 ст. 66 федерального закона «Об образовании в РФ» за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продлённого дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и её размер, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом. То есть школы получили право брать деньги за группы продлённого дня, единственное — это нужно согласовывать с районной или городской администрацией. Правда, закон Саратовской области 215-ЗСО прописывает меры социальной поддержки при посещении групп продлённого дня. Так, для детей из многодетных, малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, поддержка составляет от 11 до 15 руб. в день, детям-сиротам и детям-инвалидам от 22 до 30 руб. и детям беженцев от 22 до 30 руб. Сомнительно, что эти мизерные суммы помогут социально незащищённым семьям взвалить на себя бремя платной продлёнки.

Что думают в самих образовательных учреждениях губернии о платной продлёнке?

Как рассказала Татьяна АБРАМОВА, директор саратовской школы № 43, пока группы продлённого дня бесплатные, но в учебном учреждении уже идут разговоры о том, чтобы сделать продлёнку платной.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Тамара АБРАМОВА, директор средней общеобразовательной школы № 43 города Саратова:
— В начале сентября было проведено анкетирование родителей учеников, и, к моему удивлению, многие из них сообщили, что готовы платить за пребывание ребёнка в группах продлённого дня, лишь бы младшеклассник находился под присмотром. Конечно, финансовая возможность есть не у всех, и для тех, кто не сможет найти возможность оплатить продлёнку, мы будем рассматривать иные варианты. К примеру, можно организовать неаудиторную занятость, то есть несколько кружков, в которых ребёнок будет заниматься до трёх часов дня. И это будет абсолютно бесплатно.

В школе № 1 города Саратова продлёнкой пользуется примерно 25% всех учеников 1-4 классов. Как отмечает директор школы Тамара ЗУЕВА, родители малышей очень взволновались новостью о том, что продлёнка может стать платной.

— Всё лето мамы и папы спрашивали, будет ли продлёнка, сколько она будет стоить, за что нужно платить, — рассказывает Тамара Николаевна. — Пока у нас продлёнка остаётся бесплатной, но, думаю, что школам и родителям потихоньку нужно готовиться к изменениям. Мне кажется, если в Саратовской области продлёнка будет переведена на платные рельсы, то её стоимость составит 1-2 тысячи рублей. Конечно, и две тысячи для родителей школьников — это деньги. Ведь кто отдаёт детей в группу продлённого дня? Как правило, это молодые семьи, где оба родителя вынуждены работать, чтобы встать на ноги, выплатить ту же ипотеку. А также неполные семьи, в которых мама одна воспитывает детей и вынуждена трудиться на нескольких работах. То есть это социально незащищённые семьи, поскольку для тех, у кого есть достаток и финансовое благополучие, продлёнка неактуальна.

По мнению Андрея РЫЖКОВА, директора балашовской школы № 9, так называемая продлёнка очень востребована родителями, поскольку мамы и папы вынуждены работать, а нанять для ребёнка гувернёра или няню не позволяют финансовые возможности. Причём особенно остро эта проблема стоит для неполных семей, их число в разных школах или классах может доходить до 30-40 и более процентов. Однако платная продлёнка имеет под собой множество подводных камней, начиная от социальных протестов и заканчивая финансовыми убытками для самих же учебных заведений.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П.А. Столыпина города Балашова Саратовской области:
— Уровень зарплат и социальный статус многих семей в нашем городе и районе не позволяет видеть радужных перспектив расширения спектра платных образовательных  услуг. На совещаниях директоров в нашем районе мы неоднократно поднимали вопрос о  переводе продлёнки на платную основу. У моих коллег по этому вопросу в основном сложилось единое мнение. Если переводить на платную основу продлёнку, то делать  это необходимо всем школам одновременно и при одинаковой стоимости, установленной  учредителем, то есть администрацией района. Так как школы сегодня находятся в конкурентных условиях, то «самодеятельность» учебных учреждений в этом вопросе может иметь негативные последствия для школы и вместо ожидаемой прибыли привести к значительным убыткам. Ведь при действующем ныне нормативно-подушевом принципе формирования бюджета школы каждый ушедший из нее ученик — большой минус. К примеру, может наблюдаться отток учащихся из школы, где плата за продлёнку установлена, в школы, где она остаётся бесплатной или установленная стоимость значительно ниже.

Но если администрация некоторых образовательных учреждений уже готовит родителей к тому, что в ближайшем будущем продлёнка станет платной, получается, конкуренция им не страшна? И уход детей в другие учебные заведения также не пугает. Вероятно, у школ есть свои причины для того, чтобы перевести группы продлённого дня на коммерцию.

Страна невыученных уроков

В начале сентября в маленьком Красноармейске вспыхнул скандал: родителям учеников одной из школ объявили, что отныне пребывание малышей в группе про­длённого дня (продлёнки организовываются с 1 по 4 классы только для учеников начальной школы) будет стоить ни много ни мало 1200 руб. в месяц. И это без питания, за которое потребуется отдать ещё около 40-50 руб. в день. Мамы и папы кинулись звонить в министерство образования и готовить письма президенту ПУТИНУ, поскольку для небольшого города такие расценки оказались заоблачными.

В школе № 8 города Красноармейска объяснили корреспонденту «МК» в Саратове», откуда взялись подобные расценки и почему учебное заведение решило одним из первых в регионе ввести платную продлёнку.

— По сути, мы выполняем функцию родителей — учим с детьми уроки, гуляем, дополнительно занимаемся. Я привлекла в продлёнку преподавателей из школы искусств, они ведут у нас многочисленные кружки — хореография, театр, индивидуальные занятия на гитаре и фортепиано, — рассказывает директор Мира ПШЕНИЧНАЯ. — Но в нашей школе 440 учеников, из которых 200 человек — начальная школа. Для начальной школы выделено отдельно стоящее здание, где детишки учатся, а потом отдыхают, занимаются в кружках. То есть у меня удваивается количество персонала: в штате в два раза больше поваров, сторожей, уборщиц и других работников. Но никакого дополнительного финансирования нам не выделяют, и в прошлом году нам не хватило фонда оплаты труда. Нужно было что-то делать. Я просчитала стоимость продлёнки, включила в неё оплату преподавателей и потребление топливно-энергетических ресурсов, поскольку, как указала выше, здание для начальной школы стоит отдельно. Получилась сумма в 1200 рублей ежемесячно без учёта стоимости питания. Многие родители оказались не согласны, сказали, что такую плату они просто не потянут. Пока у нас продлёнка бесплатная, до конца октября мы всё будем заново пересчитывать и пересматривать, и тогда уже будет ясна конечная сумма.

Можно было бы обвинить администрацию школы № 8 в том, что свои финансовые проблемы она перекладывает на плечи родителей. Но как признаются директора других общеобразовательных учреждений, проблема действительно существует. После того как школы перешли на новую систему оплаты труда, денег стало не хватать. Чиновники постоянно требуют от образовательных учреждений сокращать и оптимизировать якобы раздутые штаты, и школы вынуждены увольнять не только «лишних» уборщиц, но и необходимых в учебном учреждении психологов и логопедов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Алексей ХИЖНЯКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 2 города Красноармейска Саратовской области:
— В нашем учебном заведении группы продлённого дня бесплатные и никаких изменений пока не планируется. Хотя полагаю, что всё происходит из-за того, что школам не хватает фонда оплаты труда на зарплаты. Ведь если фонда не хватает, нужно как-то выкручиваться, причём законными методами. Программа групп продлённого дня не входит в список обязательных услуг для школы, и получается, что, предоставляя бесплатную услугу по продлёнке, свой фонд оплаты труда мы тратим ещё и на дополнительное образование. Поэтому могу предположить, что в ближайшем будущем вопрос будет поставлен так: хватает школам фонда — группы продлённого дня будут бесплатными, не хватает — платными. Хотя тут есть много нюансов, и главный — финансовая несостоятельность родителей. Среди жителей нашего города обеспеченных людей можно пересчитать по пальцам, все остальные живут от зарплаты до зарплаты.

Если называть вещи своими именами, то можно с полной уверенностью сказать: государственные власти сами подталкивают школы к активному развитию платных услуг. Мол, дополнительного финансирования не ждите, а если нужны деньги — возьмите их у родителей учеников. И норма о платных продлёнках как раз укладывается в формулу «помоги себе сам». Единственное, о чём забыли чиновники: население в регионах день ото дня нищает, и, ставя родителей перед выбором — платить за группу продлённого дня или оставить ребёнка бегать по улице, можно получить совсем иные результаты, такие как, к примеру, увеличение детской преступности.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий