Главная / Издания / «Ревизорро» в законе

«Ревизорро» в законе

«Ревизорро» в законе
28 октября 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№44 (897) 29.10.2014

Саратовские магазины и аптеки ожидают внезапных проверок?

Российские чиновники выступают за внеплановые проверки как аптек, так и продовольственных магазинов. Причина проста: за те знаменательные пять лет, которые прошли с момента принятия поправок об ограничении проверок малого бизнеса контролирующими организациями, недобросовестные продавцы почувствовали себя вольготно и витрины заполонил некачественный, фальсифицированный и бракованный товар. И теперь чиновники предлагают снова усилить контроль хотя бы со стороны Роспотребнадзора. Пойдёт ли это на пользу? В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Найдётся всё?

С инициативой о проведении внеплановых проверок аптек первой выступила глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина ЯРОВАЯ, которая высказалась в поддержку законопроекта об ужесточении наказания за оборот фальсифицированных и незарегистрированных лекарств. В середине октября уже знакомую тему (о внеплановых проверках говорил ещё бывший глава Роспотребнадзора РФ Геннадий ОНИЩЕНКО) подняла Анна ПОПОВА, нынешняя глава ведомства. Попова заявила, что подобные проверки должны касаться всех групп товаров, и если проверка идёт «вне плана, она должна быть внезапной. Уведомление даже за сутки позволяет уйти от ответственности, особенно в таком сложном деле по угрозе здоровью населения, как пищевые продукты и биологические добавки», — сообщила глава Роспотребнадзора на заседании патриотической платформы партии «Единая Россия» по теме фальсификации лекарственной и медицинской продукции. Госпожа Попова также указала, что поддерживает поправки, принятые Госдумой в первом чтении 1 июля, которые дополняют УК РФ статьёй, согласно которой производство лекарственных средств или медицинских изделий без лицензии карается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет, со штрафом от 500 тыс. до 2 млн руб. Напомним, что в действующем законодательстве никаких санкций за фальсификацию лекарств фактически не прописано и их изготовление лишь косвенно попадает под действие Уголовного кодекса, в основном по статьям «мошенничество», «незаконное предпринимательство», «незаконное использование товарного знака».

Сегодня Роспотребнадзор также имеет право проверить аптеки, но лишь по определённым параметрам и с учётом сроков, оговорённых в законе. Обычно аптеки проверяют на соответствие санитарному законодательству, смотрят свидетельства о госрегистрации на парфюмерно-косметическую продукцию, документы на БАДы и условия хранения лекарственных средств. Плановые проверки проводятся один раз в три года (причём о проверке предварительно уведомляют), внеплановые — по жалобам граждан о нарушенных потребительских правах. Но проверок вне плана — буквально капля в море.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Татьяна ДОЛМАТОВА, начальник отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Саратовской области:
— За девять месяцев 2014 года была проведена 31 проверка в аптеках области. Практически все они были плановыми. Результатом этой работы стали 33 протокола об административных нарушениях, среди распространённых нарушений несоблюдение требований к содержанию помещений, нарушения температурного режима хранения лекарств, нарушение требований по маркировке косметической продукции, неправильное обращение с отходами. Одна проверка — внеплановая — была проведена по жалобе жителя города Саратова, который заподозрил, что лекарство в аптеке хранилось неправильно. Но когда мы проверили эту аптеку, обнаружили только нарушение условий хранения изделий медицинского назначения, а с лекарственными средствами всё было в порядке.

Лекарство и коварство

Что же касается фальсификатов, то пока Роспотребнадзор не имеет к лекарственной теме никакого отношения и, как было указано выше, имеет право проверить лишь условия хранения лекарств, всё остальное — работа другого контролирующего ведомства, а именно Росздравнадзора. Несомненно, что борьба с фальсификатами должна была когда-то начаться. Вот только смущает один факт: по данным федеральной службы в сфере здравоохранения, в течение последних пяти лет доля выявляемых некачественных препаратов, включая фальсификаты, составила от 0,5 до 0,7% от общего числа лекарственных препаратов на российском рынке. Абсолютно мизерное количество, так ради чего стоило поднимать вопрос? Однако здесь нужно сделать акцент на слово «выявляемых», поскольку, по данным других источников — МВД РФ и Торгово-промышленной палаты России, — реальный объём фальсификата в несколько раз выше. По разным оценкам он составляет от 10 до 30%. И вероятно, что при таком обороте дела внеплановые проверки могли бы быть действительно актуальными, если бы не одно «но». Как отмечают столичные эксперты, аптеки не могут самостоятельно проверять качество продукции, и подобная проверка проводится только по документам поставщика. И если они в порядке (что чаще всего и бывает), то лекарство уходит на реализацию. Для того, чтобы в реальности выявить фальсификат, каждую аптеку нужно оснастить лабораторией, которая сможет проверить, соответствуют ли таблетки, порошки или инъекции документам или же нет. Сделать это абсолютно нереально, учитывая тот факт, что в России лабораторий, способных проверить лекарство по всем параметрам и чётко указать — фальсификат это или подлинник, можно пересчитать по пальцам. Так может быть, с этого и следовало начинать, а не с поисков «крайних»? В противном случае малый бизнес опять начнут «кошмарить», выражаясь языком нынешнего премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь МИХАЙЛОВ, председатель гильдии фармацевтов при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
— Аптеки регулярно проверяет Рос­здравнадзор, и если появится ещё один проверяющий, не исключено, что может вырасти коррупционная составляющая. Поскольку внеплановые проверки — это всегда опасный шаг. И опять же для кого они будут плюсом? Для государства? Вряд ли — честнее было бы поднять налоги. Для потребителя? Тоже весьма сомнительно, поскольку штрафы, которые будут наложены на аптеки, нужно будет как-то компенсировать, и скорее всего, за счёт покупателя. Конечно, массово аптеки закрываться не будут, но для маленьких сельских районов потеря даже одной аптеки может привести к неприятным последствиям. Сегодня очень много говорят о поддержке малого бизнеса, о том, что ему нужно помогать, а на деле получается — добавляют проверяющих.

Успеть за 24 часа

В отношении внезапных проверок продовольственных магазинов и общепита уже давно высказываются как чиновники, так и правозащитники. Последние указывают, что после того, как в 2009 г. были ограничены проверки малого бизнеса, недобросовестные производители и продавцы развернулись на полную катушку. Первые нагло нарушают техрегламенты и ГОСТы, заменяя натуральное сырьё дешёвыми растительными компонентами, вторые стараются сбыть бракованный, просроченный и некачественный товар. И надежды первых лиц государства на то, что предприниматели будут работать «по совести», абсолютно не оправдались.

В прошлом году Счётная палата предложила допустить проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого. Аудиторы палаты считают, что отсутствие «эффекта внезапности» позволяет недобросовестным предпринимателям, например тем, кто торгует просроченными продуктами, устранить нарушения на время ревизии. О том же не так давно высказался и сам федеральный Рос­потребнадзор, разработав пакет поправок в закон о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос­контроля и поправки в закон о качестве и безопасности пищевых продуктов.

Оказывается, сегодня даже внеплановые проверки возможны только при условии предварительного уведомления, направленного не менее чем за 24 часа до начала проверки. Эта норма была введена для защиты предпринимателей. Однако из-за этого, по данным отчёта Роспотребнадзора за 2013 г., только в 65,9% случаев внеплановые проверки подтверждают доводы потребителей, обратившихся с жалобами. То есть, проще говоря, предприниматели успевают за сутки навести в своей вотчине относительный порядок.

Но саратовские эксперты хотя и признают недобросовестность продавцов, тем не менее сомневаются, что очередная порция штрафов сможет исправить ситуацию.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Алексей СУСЛИКОВ, заместитель председателя саратовской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей»:
— Не думаю, что при увеличении числа проверок ситуация в магазинах и сетях общепита станет лучше, поскольку здесь нужен совсем иной подход, чем предписания и штрафы. Лучший способ — это общественный контроль со стороны самих потребителей, когда, скажем, на сайте того же Роспотребнадзора покупатель может выложить фотографии просроченного товара, который он купил в магазине, вместе с чеком, и через некоторое время прочитать отчёт о том, что в этой торговой сети был проведён рейд, нарушители установлены и оштрафованы. Механизм такого общественного контроля проработать несложно, но результаты будут положительными, поскольку у потребителей появится доверие к государственным структурам и, соответственно, власти. Возвращение же к внеплановым проверкам, то есть, когда проверяющие смогут по любому, даже надуманному поводу явиться к предпринимателю, вряд ли послужат на благо потребителей.

Конечно, и сегодня потребитель, купив в магазине товар с истёкшим сроком годности или продукт, хранившийся в неподходящих для него условиях, может написать заявление в Управление Роспотребнадзора.

— Но мало кто решится из-за банки некачественных консервов или просроченного кефира ехать, скажем, из Ленинского района на улицу Вольскую, где располагается областной Роспотребнадзор, и писать жалобу, — высказывает своё мнение Алексей Сусликов. — Как показывает практика, большинство покупателей просто выбрасывают некачественный товар, не желая тратить свои время, нервы и силы для защиты потребительских прав.

Конечно, властьимущим гораздо проще добавить новых функций контролирующим структурам, увеличить штрафы, чем попытаться проработать систему общественного контроля. Так же нельзя исключить лоббирование определенными контролирующими ведомствами своих интересов, ведь внеплановая проверка, или как называют ее чиновники – внезапная, является отличным поводом для того, чтобы прикрыть неугодную продовольственную или аптечную сеть, и тем самым расширить поле деятельности для конкурентов. Печально, когда под видом заботы о здоровье потребителей происходит передел рынка, или открывается новая кормушка для нечестных контролеров.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий