Главная / Издания / Ценное столкновение

Ценное столкновение

Ценное столкновение
20 января 2015

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№4 (909) 21.01.2015

В Саратовской губернии снижается стоимость продовольствия?

Как говорят психологи, если не можешь изменить ситуацию, попробуй изменить своё отношение к ней. Именно так и поступают правительственные чиновники: при каждом удобном случае заверяют, что со спекулянтами, взвинчивающими цены на продовольствие, нужно бороться. Но пока не видно не то что результатов этой борьбы, даже её следов. Тем не менее в Саратовской губернии замечено снижение цен на определённые группы товаров. Сказка? Миф? Нет, реальность. К которой, правда, не имеют отношения чиновники ни федерального, ни регионального масштаба. Дикий рынок — к этому ли мы шли?

Дорогая моя страна

Ещё не минули разгульные новогодние каникулы, а члены правительства уже на своём рабочем месте. 9 января премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ в очередной раз возмутился ростом цен на продовольствие, призвал принять меры к спекулянтам, выявить махинации. Однако найти ответственного за «цены» не получилось, и как производители, так и продавцы (включая торговые сети), продолжают пополнять личные копилки.

Но если вам кажется, что цены поднялись и продолжают расти — не верьте глазам своим! Есть в Саратовской губернии категории товаров, которые после новогодних праздников упали в стоимости, а некоторые — не поверите! — практически обесценились.

Ну, первое, это конечно, ёлки и сосны. Продававшиеся в конце прошлого года по совершенно вменяемой, докризисной цене в 250-300 руб. за ствол деревья оказались абсолютно непопулярны у жителей Саратовской губернии, о чём ещё в 20-х числах декабря печально поведали продавцы зелёного товара. В результате такого потребительского невнимания уже 29 числа на некоторых ёлочных базарах города Энгельса сосны валялись абсолютно бесхозные и присыпанные снегом. Предприимчивый народ выбирал деревце поровнее и уносил его домой — совершенно бесплатно. 30 числа такую же картину можно было наблюдать в спальных районах Саратова, а 31 с утра — и в центре города.

Второе — ёлочная мишура. Магазины, задравшие в канун праздника цены на этот сезонный товар, сильно прогадали, и уже после 10 января блестящие шарики, мишура и «дождик» упали в цене примерно в 2-2,5 раза: с 35-50 до 15-23 руб.

Понятно, что ёлками сыт не будешь. Но и среди продовольственных товаров имеются те, цены на которые после наступления январских рабочих будней стали ниже. Скажем, гречка, чья цена в декабре прошлого года поднялась до 70-75 руб. за килограмм, после праздников стала стоить 50-55 руб. за кило. Складывается устойчивое впечатление, что гречка — единственный продукт, ценовая политика которого находится в ведении властей, поскольку именно на федеральном уровне поднялся шум в отношении завышения цен на эту крупу. Вспомните осень 2010 г. — тогда неимоверным усилием федеральных чиновников этот полезный злак подешевел со 100 до 25 руб. Но на этом, видимо, продовольственные чудеса заканчиваются и начинается реальная жизнь.

Пьянство — в бой

Вы прочитали свежие данные Росстата о том, что потребительские цены в декабре 2014-го выросли на 11,4%? И больше всего почему-то подорожала белокочанная капуста (сразу на 31%)? Не расстраивайтесь. Зато снизилась в цене капуста пекинская. Перед Новым годом продовольственные сети и частные предприниматели установили на неё цену в 90-100 руб. за килограмм, зато сейчас, в конце января, стоимость этого чудесного и крайне полезного овоща упала до 80 руб. за кило. Конечно, из нежной пекинской капусты не сваришь наваристого борща, да и для солянки она мало подходит. Но было же понижение, было! Опять же крупы. Про гречку мы уже упомянули, но в Саратове сначала поднялись, а потом упали в цене манная и ячневая крупы. Как говорят продавцы саратовского рынка на улице Рахова, с середины декабря эти крупы снизились в цене на 3-5 руб. Возможно, за счёт роста стоимость других крупяных изделий, но так разве в этом дело? Главное — факт.

Ещё один очень популярный у саратовцев продукт — грибы шампиньоны также после праздников стали возвращаться к докризисной планке. Если месяц назад сетевые магазины и частные предприниматели сбывали грибочки по цене 280-300 руб. за кило, то сейчас они почти подошли к привычной для горожан стоимости: 250-260 руб. за килограмм. Что, конечно же, не может не радовать.

Так же как обещанное и фактически проанонсированное президентом Владимиром ПУТИНЫМ понижение цен на водку. В конце декабря Владимир Владимирович подверг критике подорожание алкогольной продукции. Чиновники из Росалкогольрегулирования озадаченно почесали в затылках, поскольку ежегодное повышение было прописано в планах Правительства РФ. И ничего не предвещало изменений. Однако под козырёк взяли: с 1 февраля этого года курс изменился — государство, последовательно поднимавшее минимальную розничную цену на водку, неожиданно решило её снизить  на 35 руб. — с 220 до 185 руб. за 0,5 л. При этом стоимость коньяка и бренди осталась прежней. Действительно, к чему народ баловать? Водка — народный продукт, хорошее «противокризисное» средство. Главное, чтобы зарплаты на закуску хватило. Поскольку денежные аппетиты день от дня растут не только у производителей, крупных ритейлеров, но даже у рыночных торговцев.

Скоропортящиеся цены

Замечательная картина середины декабря прошлого года: саратовский рынок «Пешка», несколько замёрзших продавцов выставили на продажу бочковые огурцы, помидоры, квашеную капусту. Покупателей — три-четыре человека на весь базар, банки с разносолами заносит снегом, хозяева даров природы зябко кутаются в фуфайки. К одному из продавцов торопливо подбегает замёрзшая покупательница и просит килограмм квашеной капусты и полкило помидоров. Во время процесса взвешивания доставшая было из кошелька деньги клиентка между делом интересуется: «Почём капуста?» На что получает ответ: «160 рублей за килограмм». «Сколько? — меняется в лице женщина. — «Ведь только на прошлой неделе 85 стоила!» Обвязанная пуховым платком немолодая торговка снисходительно объясняет: «Так евро сегодня до 100 рублей вырос, вы разве не в курсе?» Покупательница, по-прежнему находящаяся в ступоре, удивлённо качает головой: «А капуста здесь при чём? Вы разве её за валюту берёте? Да и солили ещё осенью!» Базарная «бизнес-леди» улыбается ещё более иронично: «Так уровень жизни падает, вы что, не понимаете? Не устраивает цена — не берите».

Забавно, но перед самым Новым годом стоимость разносолов почти вернулась в докризисное состояние, причём на всех саратовских рынках (хотя в прежние годы было наоборот: самые дикие ценники можно было установить 30 и 31 декабря). Общительный продавец в Крытом рынке объяснила, что покупатели отказываются брать огурцы и помидоры по завышенной цене. Причём многие по привычке не спрашивают стоимость продукта, а когда продавцы расфасуют покупки по пакетам и скажут цену, просто разворачиваются и уходят.

Ласковые сети

Впрочем, позицию базарных торговцев, решивших удвоить капиталы в смутное время колебания курса валют, переняли и многие крупные продовольственные сети. Такого ценового беспредела, как в предновогодние дни и последующие каникулы, саратовцы не видели давно. Как вам понравится вариант, когда прежняя цена взята буквально с потолка, чтобы впечатлить покупателя разницей?

Аттракцион со скидками до банального прост: на часть продуктов устанавливается жёлтый ценник с якобы новой ценой. Рядом мелким шрифтом пишется старая, дабы потребитель мог увидеть разницу и воодушевиться. Но наблюдательных покупателей, а также тех, кто регулярно покупает один и тот же ассортимент продуктов, игра в «липовые» скидки изрядно развеселила. Скажем, московская сырокопчёная колбаса, последние полгода продававшаяся  по цене 150 руб. за палочку в 200 граммов, неожиданно оказалась среди продуктов, попавших в акцию. Но почему-то прежняя стоимость, указанная на жёлтом ценнике, составляла 220 руб., а привычные глазу 150 руб. оказались якобы той самой акционной ценой. Такая же ситуация сложилась с известной маркой шоколадных конфет: реальная стоимость в 180 руб. указана как новая, скидочная, а рядом будто бы прежняя — 260 руб. Маркетинговый ход ясен и прост: налетай, пока подешевело! 

Конечно, реальные скидки в магазинах тоже имелись, но преимущественно на типично новогодний набор: мандарины, апельсины, шампанское, зелёный горошек, кукурузу в банках. Да ещё на малосольную сёмгу и форель, несмотря на то что представители Минэкономразвития РФ обещали к Новому году острый дефицит этого лакомства. Но видимо, запасы норвежской рыбы оказались столь велики, что отечественный потребитель сможет питаться ими ещё несколько месяцев, не переходя на родного лосося и кету.

Однако наивно было бы думать, что продовольственные ритейлеры решили при помощи акций и скидок просто подзаработать на повышенном спросе. Перед Новым годом саратовцы и так сметают всё с полок, не глядя, есть акция или нет. Хитрые маркетологи, устанавливая реальную цену товара как акционную, готовили потребителя к грядущему повышению цен. К примеру, почти месяц подложка охлаждённых куриных голеней белгородского производителя в одном из магазинов продавалась с жёлтым ценником, мол, смотрите, мы удешевили товар! В реальности цена 146 руб. была давней и не менялась несколько месяцев. Сразу же после новогодних каникул стоимость голеней поднялась до 168 руб., да такой и осталась. Опять же это заметит только постоянный почитатель белгородских куриных ножек, а обычный покупатель решит, что акция закончилась и теперь товар продаётся по своей прежней цене.

Ещё тот фрукт

Конечно, тяжёлые времена наступили не только для покупателей, но и для производителей и продавцов. Магазины чая и кофе потеряли клиентов, поскольку перед Новым годом кофе вырос в цене на 30%, а чай — на 20%, и это ещё не предел. Продажи упали в магазинах игрушек, хотя обычно перед новогодними праздниками продавцы делали неплохую кассу на развивающих играх, роботах и плюшевых медведях. Закрылись небольшие магазинчики одежды, после новогодних праздников по всему городу можно видеть пустые витрины с объявлением о сдаче помещения в аренду. Пострадали предприниматели, торгующие цветами, — значительно упал спрос, зато выросли цены. И если осенью самая дешёвая краснодарская розочка стоила от 40 руб., то сейчас её цена — от 50 до 80. Про голландские и эквадорские даже говорить нечего: теперь их можно купить не за 100 руб., как раньше, а за 130. Мелкие лавочники, торгующие овощами, не выдерживают конкуренции с сетями и закрываются. Крупные ритейлеры могут позволить себе установить реальную скидку на картофель или мандарины, здесь же закупил абхазский цитрус по 70 руб. за кило и продаёшь его по 110, чтобы хоть как-то «отбить» аренду. Мандарины берут плохо, фрукты быстро гниют и приходят в негодность.

На сон гнетущий

Вообще экономический кризис хоть и облегчил кошельки многих саратовцев, зато обогатил их полезными знаниями. К примеру, кто бы мог подумать, что практически все свежие замороженные овощи и овощные смеси производятся на основе импорта?! Названия-то на упаковках вполне себе русские, типа «Краски осени» или там «Полезный овощ». А теперь, когда стоимость капусты брокколи или стручковой фасоли неожиданно выросла в два раза (с 40 до 85 руб. за 400 г), некоторые магазины пишут на ценнике честно: «импорт». Так стало ясно, что для промышленной заморозки овощи и ягоды в России практически никто не выращивает, а то, что идёт из-за рубежа, может оказаться ГМО, которого так боятся многие потребители. 

С импортом ситуация ясна, не понятно, почему день от дня растут цены на отечественные овощи, собранные ещё осенью, до колебания курса валют? Первые лица государства неоднократно указывали, что необходимо тщательнее следить за ценами на продукты, косвенно намекая на то, что региональные власти должны контролировать ситуацию в своей вотчине.

В этом случае хотелось бы задать вопрос руководителям Саратовской области или уж на крайний случай министру экономического развития Владимиру ПОЖАРОВУ: почему местная капуста сравнялась в цене с импортной морковью? Какая тут привязка к доллару, евро и нефти? Как вышло, что капуста, собранная в достаточном количестве на просторах как Саратовской, так и соседних областей, нынче стоит 35-38 руб. за один килограмм (обычная зимняя цена этого овоща 12-15 руб.), а чисто вымытая импортная морковка, расфасованная в красивые пакеты, — те же 38-40 руб.?

Хотелось бы отметить, что в некоторых российских регионах ещё до Нового года власти начали активно мониторить рынок на предмет завышения цен. К примеру, в Нижнем Новгороде был организован специальный экспертный совет по потребительским рынкам, который занимается мониторингом стоимости молочных продуктов, мяса и рыбы. Почему в Саратовской губернии власть не вмешивается в хаотичную ценовую политику? А если всё-таки вмешивается, то почему не видно ни отчётов о работе, ни результатов?

Итог печален: получается, сегодня цены устанавливает рынок и нет даже минимального продуктового набора, стоимость которого была бы «заморожена». Будет ли остановлена ценовая вакханалия, остаётся только гадать.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий