Главная / Издания / Максимальное уклонение

Максимальное уклонение

Максимальное уклонение
18 марта 2015

Saratovnews

Каким образом преступники реагируют на экономический кризис и кто в Саратовской области чаще идет на преступления против бюджета — об этом корреспондент Saratovnews побеседовал с заместителем руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Саратовской области, подполковником юстиции Еленой Новиковой.

"Золотой" песок для Керченского пролива

В 2012 году некое предприятие в Саратовской области занималось поставками глауконитового песка в Керченский пролив, когда там произошел разлив нефти. Бухгалтерия предприятия писала, что песок был закуплен у московской фирмы и транспортирован в Керчь за весьма круглую сумму. Однако на самом деле песок добывался в Саратовской области и поставлялся в пролив напрямую, что обходилось предприятию куда дешевле. Ложь о сложной и дорогой схеме поставки песка была нужна предприятию, чтобы показать, будто оно почти не получало доходов, а значит, и платить с них налоги не должно. 

Елена Новикова, сотрудник следственного комитета, рассказала корреспонденту Saratovnews, как ловят хитромудрых бухгалтеров и ушлых директоров. Следственный комитет занимается этим с 2011 года. В первые три года возбуждать дела приходилось только на основании материалов, которые  поступали из налоговых органов, но с конца 2014-го полиция тоже получила права ловить за руку хитрецов, уклоняющихся от уплаты налогов. «Налоговики проводят проверку и выявляют нарушения в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без привязки к УПК. Налоговые проверки длятся долго, за это время подозреваемые могут уничтожить следы преступления. А сотрудники полиции действуют в рамках уголовно-процессуального законодательства, знают все процессуальные требования. Полицейские  просто приходят на предприятие и в соответствии с законом «О полиции» изымают документы, которые впоследствии передаются для дачи правовой оценки в органы СК России по подследственности и являются основанием для возбуждения уголовных дел», - рассказывает Елена Юрьевна.

История «песочных бизнесменов» хотя и расследовалась не по материалам полиции, закончилась хорошо для бюджета: налоговики разгадали хитрость поставщиков песка и доначислили налоги в сумме 89 миллионов рублей. Следователи СУ СКР направили дело в суд,  руководитель фирмы был признан виновным в уклонении от уплаты налогов и получил срок, правда, условный. «Вместе с тем, вынесением обвинительного приговора работа по взысканию причиненного государству ущерба с виновного лица не закончилась. Надзорным ведомством в порядке гражданского судопроизводства к руководителю предприятия заявлен иск о возмещении ущерба в сумме 89 млн. рублей, который судом полностью удовлетворен», - говорит следователь.  

За 2014 год налоговики направили в следственный комитет 98 сообщений о неуплате налогов; по результатам рассмотрения возбуждено 15 уголовных дел. За октябрь — декабрь 2014 года из полиции пришло шесть материалов, возбуждено четыре уголовного дела.  В основном производства по таким делам оканчиваются прекращением, когда виновные погашают суммы доначисленных налогов добровольно. 
С 2011 года суды не выносили по налоговым делам оправдательные приговоры, прокуратура и суд не возвращали дела с СК на дорасследование, что говорит о высоком уровне следствия.

Расхититель городской казны

Для предприятий суммы, за сокрытие которых предусмотрена уголовная ответственность, начинаются от  двух миллионов рублей, для индивидуальных предпринимателей и физических лиц — от 600 тысяч рублей. Чаще всего негодяями в налоговых преступлениях выступают руководители предприятий. Главный способ ухода от уплаты налогов — включение в число  контрагентов фиктивных юридических лиц, однако и граждане-одиночки совершают преступления против бюджета, причем порой делают это весьма изобретательно. 

Елена Новикова рассказывает историю о находчивом скупщике долгов. Один гражданин решил подзаработать на местных бюджетах. Он покупал долги муниципальных предприятий, заявлял иски в суд, выигрывал гражданские процессы и рано или поздно получал деньги. Эти деньги составляли немалый доход, с которого делец, однако, не платил никаких налогов. В 2014 году его дело удалось довести до суда. Сумма неуплаченных ловкачом налогов на тот момент составляла 1,9 миллиона рублей. Негодяй получил условную меру наказания. Однако в этом году из налоговых органов пришел аналогичный материал на того же человека: он после приговора взялся за старое и по-прежнему предпочитает не платить налоги. «В отношении этого же лица в настоящее время мы проводим процессуальную проверку. В последующем, в случае признании его судом виновным за совершение налогового преступления, у него уже будет шанс получить более суровую меру наказания, поскольку имеющейся у гражданина условный срок до настоящего времени не истек», - рассказывает Елена Юрьевна. 

В среднем следствие по налоговым делам длится 4-6 месяцев.  По каждому делу  приходится изымать большой объем бухгалтерских документов, проводить экспертизу, которая устанавливает точную сумму неуплаченных налогов: одна только эта экспертиза длится до  полутора месяцев. И часто в течение всего этого времени подозреваемые и обвиняемые стараются помешать следствию. Один предприниматель прятал всю свою налоговую документацию в гараже, а другой при встрече со следователями наотрез отказался открывать свою машину, так что пришлось вызывать на подмогу специалистов из автосервиса. 

А вот необычных предметов роскоши уклоняющиеся от уплаты налогов обычно не держат. «Дорогостоящих предметов  мы еще ни у кого не изымали, - говорит Новикова. -  По каждому делу, где есть невозмещенный ущерб, мы в числе прочих мероприятий накладываем арест на имущество. В основном, это земельные участки, автомобили, дома — обычное, рядовое имущество». 

Жулики и кризис 

Существует железная закономерность: чем лучше экономическая ситуация в стране, тем меньше совершается преступлений. Если изучить статистику налоговых преступлений, выходит, самым удачным за последние годы был 2013-ый — настоящий провал по выявляемости новых фактов уклонений от уплаты. «Начиная с 2014 года пошел поток, и в нынешнем, 2015 году, вновь выявленных преступлений становится все больше, - рассказывает  следователь. - Наверное, это связано с ситуацией в стране, когда все стараются пополнить бюджет, а негодяи хотят набить себе кубышки». 

Исключение составляют предприятия, которые не желают перечислять налог на доходы своих работников — этим саратовские предприятия грешили и в «тучные» годы. Легкомысленное отношение к уплате НДФЛ — не только вред бюджету, но и ущемление интересов работников: эти деньги - не собственность работодателя, это будущая пенсия его сотрудников. «Ряд предприятий, особенно в Ленинском районе, связанные с обслуживанием жилого фонда, не перечисляли НДФЛ своих работников в течение 2011 — 2013 годов, и сейчас эти преступления выявлены налоговыми органами, а мы расследуем эти уголовные дела», - сообщила Елена Юрьевна.  

 

Оставить комментарий