Главная / Издания / Инфекционная война в детском отделении

Инфекционная война в детском отделении

Инфекционная война в детском отделении
15 апреля 2015

Станислав Орленко

МК в Саратове

№15 (920) 8.04.2015

Конфликт в Самойловской больнице отозвался по всему району

«Защитим своих детей!» — под этим лозунгом жители Самойловки и окрестных сёл сейчас пишут письма в свою районную администрацию и в прочие инстанции. Пришло такое письмо и в редакцию нашей газеты.

Под ним десятки подписей — в основном, конечно, женщин, мам и бабушек. Когда их детям и внукам что-то угрожает, никакие преграды в расчёт не берутся. Что же произошло в Самойловке? С какой стороны грозит беда местным детям? Ответ авторов письма звучит фантастически: со стороны руководства… районной больницы! Люди, которые согласно служебному долгу и клятве Гиппократа обязаны спасать здоровье маленьких самойловцев, вдруг вызвали подозрения в том, что собираются погубить своих пациентов. Возможно ли такое в принципе? Тревожное письмо позвало журналиста в дорогу.

 

Уплотнение заразы

Суть конфликта прояснилась быстро. 7 апреля, в день Благовещенья Пресвятой девы Марии, главный врач районной больницы Леонид АРТЁМОВ, как обычно, делал обход вверенного ему учреждения. И вот тут-то, по уверениям врачей и пациентов детского инфекционного отделения, и прозвучала из его уст фраза, которая повергла окружающих в состояние шока. Смысл сводился к следующему: скоро у малышей, которые лежат в инфекционных палатах, могут по­явиться соседи. По мнению главврача, площадь отделения вполне позволяет подобное уплотнение. Оно бы и ничего, только очень уж опасное предполагается соседство. Главный врач решил, что в соседнем здании, где находится такое же инфекционное отделение, только для взрослых, необходимо сделать ремонт. Это, конечно, хорошо и правильно. А на время проведения ремонтных работ взрослых пациентов — носителей туберкулёза, чесотки, сифилиса, гепатита и прочей заразы, перевести в чистенькие, ухоженные и светлые палаты для детей. Слить, так сказать, всю инфекцию воедино. Самойловские детские инфекционисты пришли в ужас, представив себе подобную перспективу. Их потрясение разделили мамы и бабушки малышей, находящихся на лечении. Сами детки, слава богу, не поняли, каких соседей им хотят преподнести, — это уберегло их психику от травмы.

В детском инфекционном отделении идеальный порядок. Чистота поражает — нигде ни соринки. В коридоре цветы и экзотические растения в горшках. В светлых уютных палатах — по одному малышу с мамой или с бабушкой. Здесь можно снимать рекламные фильмы о достижениях здраво­охранения в российской глубинке. Атмосфера доброй детской сказки. Неужели она будет разрушена?

— Я сорок лет работаю в этой больнице, — говорит заведующая детским инфекционным отделением Валентина РОССОШАНСКАЯ. — Это мой родной дом и даже больше чем дом. Несколько лет назад удалось сделать ремонт в нашем отделении, это стоило больших затрат и трудов. Но зато теперь наши малыши в прекрасных условиях. У нас всё рассчитано до мелочей — пятнадцать коек, всё впритык. Для детей самого младшего возраста отдельные палаты — иначе возникнет угроза перекрёстной инфекции. Уплотняться невозможно, это приведёт к катастрофическим последствиям. И вообще страшно представить, что здесь появятся взрослые, страдающие инфекционными заболеваниями! Что они будут встречаться с детьми, среди которых есть грудные младенцы, в приёмном покое, в коридоре, в туалете, на лестнице — ведь здесь только один вход!

Валентина Николаевна рассказала, что в конце прошлого года в Самойловском районе двое больных скончались от заболевания СПИДом. Инфекционист с многолетним стажем объясняет, что сейчас пришло время, когда у тех, кто в лихие 1990-е подхватил ВИЧ-инфекцию, развивается это страшное заболевание, перед которым бессильна мировая медицина. ВИЧ-инфицированные живут на территории района — где их будут лечить? Здесь, в этом волшебном детском мире?

— А ведь есть и ещё одна опасность, — продолжает Россошанская. — Пациенты взрослого инфекционного отделения в большинстве своём люди социально неблагополучные. Представьте себе, что сюда к ним в гости будут приходить посетители такого же пошиба — ведь они тоже будут вступать в контакт с детьми. Подобный шаг — объединение двух инфекционных отделений — абсолютно недопустим как с медицинской точки зрения, так и просто с позиций человеческого здравого смысла. Прибавьте к этому то обстоятельство, что в этом здании этажом ниже располагается детская консультация, а этажом выше — детское соматическое отделение.

 

Лечить или губить?

Проходя по отделению, я услышал взволнованные высказывания многих посетителей — при всей эмоциональности их мнения отличались поразительным единодушием.

— Я часто нахожусь здесь со своим ребёнком, ему скоро будет три года. Чаще всего приходится экстренно ложиться в больницу — у моего сына бывают судороги и рвота. Во время обхода главврача нам стало известно, что сюда хотят перевести взрослых инфекционных больных. Я в ужасе. Теперь не знаю, что будут делать в этом отделении — лечить детей или, наоборот, их заражать. Когда собирали подписи под письмом к главе администрации — ни один человек не отказался, за какие-то пятнадцать минут появилось больше двадцати подписей.

Это высказывание молодой мамы Ольги ЖДАНОВОЙ можно считать криком души. И такое я слышал в каждой палате.

— Валентина Николаевна Россошанская лечила наших детей, теперь лечит наших внуков, и мы хотим, чтобы у неё лечились и наши правнуки, низкий поклон этому замечательному врачу, — говорит Гульнара МАРКИНА, в больнице она с внучкой. — Вся Самойловка и окрестные сёла в ужасе от известия, что в детском отделении могут появиться взрослые больные, среди которых есть бывшие зэки и нынешние подследственные с активной формой туберкулёза и прочей заразой. Мы этого не допустим! Пойдём куда угодно, откроем любые чиновничьи двери. Не для того Россошанская столько души вложила в своё отделение, чтобы теперь всё это погубили одним махом. Что же получается: россиян призывают рожать и воспитывать детей, а в больнице будут губить их здоровье? Не позволим!

Можно было бы ещё долго цитировать самойловцев, для которых известие об уплотнении или, как сейчас модно говорить, оптимизации стало подлинным потрясением. Собственно говоря, ограждение детей от «взрослой» инфекции — истина, не требующая особенных доказательств. Казалось бы, всё и так понятно. Остался только один вопрос: как может не понимать этого главный врач? Разговаривать с ним пришлось по телефону — в день моего приезда в Самойловку Леонида Артёмова срочно вызвали в Саратов. Признаюсь, у меня возникло ощущение, что мой звонок вызвал у молодого руководителя медицинского учреждения некоторое беспокойство.

«Ни шагу без санкции министерства!»

Это выражение Леонид Александрович в ходе нашего разговора повторил неоднократно. Казалось, он хочет убедить незнакомого ему журналиста в своей верности и преданности начальству. Более того, буквально через полчаса после нашего телефонного общения на мой номер последовал звонок из пресс-службы областного минздрава, куда я только собирался обратиться. Такую вот бдительность и активность проявили на этот раз наши региональные чиновники, обычно не очень-то спешащие вступать в диалог с представителями прессы.

Министерство министерством, а что же всё-таки с Самойловской больницей? Планируется ли там уплотнение или тревожное известие рождено чьим-то нездоровым воображением (правда, если так, то слова о «слиянии инфекций» возникли одновременно в воображении слишком многих людей)?

Сначала мне пришлось выслушать подробный рассказ о том, в каком жутком аварийном состоянии находится одноэтажное здание, где располагается взрослое инфекционное отделение районной больницы. О том, что если срочно не приступить к ремонту, там может произойти обрушение стен и повлечь за собой гибель пациентов. О том, что во время ремонта оставлять там больных совершенно недопустимо и главврачу приходится ломать голову над тем, куда их перевести. Так что в больнице проблема на проблеме.

— Это всё правильно, никто не отрицает необходимости ремонта, — был вынужден я перебить своего собеседника. — А что же всё-таки будет с детским инфекционным отделением? Там действительно будут размещены взрослые больные?

— Любое решение может быть принято только с санкции руководства министерства здравоохранения Саратовской области, — чётко, по-военному ответил главврач. — Никакой самодеятельности с моей стороны не может быть и не будет.

— А слияние отделений будет или нет?

— На сегодняшний день такого решения нет. Думаем, как поступить.

Короче говоря, главный врач дал понять, что его подчинённые из детского инфекционного отделения во главе со своей заведующей устроили панику безо всяких на то оснований. При этом он, кстати, обмолвился, что у заведующей даже нет сертификата врача-инфекциониста (что чрезвычайно странно при её огромном стаже работы и при том колоссальном авторитете, каким она пользуется у жителей района, в чём я имел возможность убедиться). А вот была ли изречена мысль об уплотнении во время обхода — ответ на этот вопрос мне получить не удалось.

В разговоре с представителем министерства вновь возникла тема необходимости ремонта аварийного здания и прозвучали заверения, что интересы пациентов больницы, и в первую очередь детей, ни в коем случае нарушены не будут.

Что ж, дай бог, чтобы тревога оказалась ложной и детское инфекционное отделение Самойловской районной больницы продолжило жить нормальной жизнью безо всяких уплотнений и вторжений извне. Но всё же складывается впечатление, что отношения главврача со своим коллективом далеки от идиллических. Так, завотделением Валентина Россошанская сообщила в нашу редакцию, что теперь у неё начались неприятности по службе.

— Мы выезжали в среднюю школу, где детям делали прививки. На обратном пути я заехала в районную администрацию, чтобы рассказать её главе о ситуации, складывающейся в нашем отделении. Но сделать мне этого не удалось, поскольку в здании райадминистрации внезапно появился главный врач Артёмов. Он обвинил меня в том, что я отсутствую на работе без уважительных причин и, более того, использую служебный транспорт в личных целях. Теперь мне предстоит писать объяснительную записку по этому поводу. Так что наступил период гонений.

Конечно, в коллективе всякое может быть — особенно если учесть, что саратовец Леонид Артёмов занял должность главврача в Самойловке совсем недавно, лишь осенью 2014 г. Видимо, ещё не возникло должного взаимопонимания с местными медиками, работающими там всю свою жизнь. Но хотелось бы напомнить, что сельская больница — центр жизни десятков тысяч людей и любые волнения, возникшие там, отзываются эхом по всему району. Нынешняя история лишнее тому подтверждение. Поэтому мы будем следить за ситуацией в Самойловской районной больнице и рассказывать обо всех изменениях читателям.

Станислав Орленко

Оставить комментарий