Главная / Издания / От жены не зарекайся

От жены не зарекайся

От жены не зарекайся
03 июня 2015

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№23 (928) 3.06.2015

Саратовцы, живущие в гражданском браке, смогут получить официальный статус?

Какие только законопроекты и инициативы не пытались попасть на рассмотрение Государственной думы РФ! Штраф для безработных, запрет на продажу сигарет женщинам до 40 лет, отмена буквы «ы» и даже ответственность за умышленное истребление грибов! Но пока ещё никто не догадался приравнять гражданский брак к законному. Со всеми вытекающими в виде раздела имущества, наследства и прочих «благ». Эта свежая инициатива активно обсуждается общественностью и, как считают саратовские эксперты, не лишена здравого смысла. Вот только воплотить её в жизнь будет довольно сложно. В ситуации попытался разобраться «МК» в Саратове».

 

Ушёл с деньгами… буду не скоро

В Семейный кодекс предложено внести поправки, которые признают гражданский брак полноправным супружеством. В ближайшее время будет начата процедура сбора как минимум 100 тыс. подписей, которые помогут поправкам попасть на рассмотрение в Госдуму РФ. Авторы инициативы — столичные адвокаты предлагают приравнять сожительство к супружеству, начиная с определённого срока проживания людей — сейчас указан срок два года. Если по прошествии этого времени гражданские муж и жена расходятся, приобретённое в течение совместной жизни имущество должно делиться пополам.

Адвокаты также указывают, что необходимо поднять вопрос об алиментах не только на детей, но и на брошенную «вторую половину», проживавшую в гражданском браке. Выплаты должна делать сторона, виновная в разводе, соответственно, предложено ввести обязательное изучение судом обстоятельств причины развода пары. Всё это предлагается для того, чтобы защитить женщину, которая рожает и воспитывает детей, теряет профессиональные навыки, поскольку занимается только домашней работой, а после расставания остаётся ни с чем, хотя фактически жила в полноценном браке, только не зарегистрированном. Кроме того, по мнению авторов законопроекта, это должно повысить рождаемость, поскольку для большинства женщин статус в браке имеет большое значение.

 

Сроки поджимают

Но саратовские общественники, работающие на ниве защиты детей, женщины и семьи, к подобной идее относятся настороженно.

Елена БОЧКОВА, председатель Саратовского регионального отделения Российского детского фонда:
— Не думаю, что идея приравнять гражданские браки к официальным является правильной. Официальный брак — это серьёзный шаг, и порой люди делают его после того, как пожили вместе, «притёрлись» друг к другу. Принуждать их к этому глупо. Это вопросы чувств, тонкая сфера человеческих отношений, и применять здесь какие-либо «санкции», устанавливая сроки — два года, четыре года, после которых отношения вдруг превращаются в официально супружеские, как мне кажется, не стоит. В противном случае это может привести к тому, что молодые люди будут просто время от времени встречаться, дабы в будущем не быть ввязанными в имущественные споры. Ведь корысть может присутствовать как с одной, так и с другой стороны.

Елена Бочкова объясняет перспективы такой инициативы на простом примере.

— Скажем, девушка знакомится с молодым человеком, который имеет неплохой достаток, у них складывается общение, потом она решает перевести дружбу в сферу личных отношений, зная, что после двух лет совместной жизни сможет отсудить часть имущества своего гражданского мужа, — говорит Елена Николаевна. — Что же касается якобы защиты бесправной женщины в гражданском браке, то я не уверена, что она ей требуется. Ведь гражданский брак — это своего рода пробный камень, люди живут на одной территории и смотрят, насколько партнёр подходит им по всем параметрам, в том числе и в быту. И после этого уже решают: быть вместе, зарегистрировать отношения, расстаться или же продолжать. И если женщина видит, что её партнёр ленив, любит выпить, имеет дурной нрав, то она просто расстанется с ним. Зачем ей защита?

Член Общественной палаты Саратовской области Валентина БОБРОВА считает, что подобные инициативы выгодны только одной стороне.

 

Валентина БОБРОВА, председатель регионального отделения «Союза женщин России», член Общественной палаты Саратовской области:
— Не вижу смыла вносить подобные поправки в Семейный кодекс, поскольку для этого придётся дорабатывать и менять и другие законодательные акты. К примеру, как доказать, что люди проживали в гражданском браке и вели совместное хозяйство? Одна сторона говорит: у нас была семья, только незарегистрированная, а другая утверждает, что это были просто отношения без обязательств. И что делать в этом случае? Женщине, которая захочет доказать, что так называемый гражданский брак был, придётся искать свидетелей, прибегать к помощи адвокатов и тратить на это немалые деньги. На мой взгляд, подобные новшества нужны самим адвокатам, дабы найти себе дополнительные приработки. В реальности никакой пользы гражданский брак, приравненный к официальному, не принесёт. Если люди созрели для серьёзных отношений и готовы нести ответственность за своего партнёра, свою будущую семью, они регистрируют отношения в загсе. Если же этого нет, то, вероятно, они ещё не готовы к созданию новой ячейки общества.

Свои сомнения высказывают и юристы.

— Во-первых, вызывает сомнение срок два года, после которого сожительство должно, по идее, превратиться в официальный брак. С какой даты его отсчитывать? — задаётся вопросом юрист Вадим ЗУБОВ. — И как доказать, что первые тапочки и халат женщины появились в квартире, где жили гражданские супруги, именно два года назад, не позже и не раньше? Опять же, по каким признакам государство будет устанавливать существование гражданских брачных отношений? Что это будет? Как это будет происходить? Поскольку тут всё очень зыбко. Скажем, во время гражданского брака мужчина находился ещё и в официальном, так мы что, будем признавать двубрачие, многобрачие? Или суд признаёт гражданский брак первичным, а официальный как вторичный отпадёт сам по себе? Но этого не может быть. По­этому, на мой взгляд, сия инициатива больше напоминает пиар, ибо воплотить её в жизнь, с таким огромным количеством правовых нюансов, будет крайне сложно.

 

Кризис чувств

В организации многодетных семей «Большая семья» инициатива о приравнивании гражданского брака к официальному не вызвала поддержки.

— Подобные новшества, на мой взгляд, ведут к разрушению института семьи, — считает Людмила АЛФЕРЬЕВА, член совета городской общественной организации многодетных семей «Большая семья». — Ведь в жизни как бывает? Скажем, живёт многодетная семья. В квартире шум-гам, детишки болеют, кричат, требуют внимания со стороны родителей. И вдруг отец семейства видит лёгкий, не обременённый детьми и бытовыми заботами вариант и уходит к новой подруге. Ему там хорошо и комфортно, но никаких дальнейших совместных планов он не строит. И вдруг получается, что через два года мужчина в приказном порядке превращается из любовника в официального супруга. А он к этому времени, может быть, уже подумывает вернуться в оставленную семью или вообще нашёл себе новую подругу. Поэтому, на мой взгляд, никакое вмешательство со стороны государства здесь не уместно. Никто не вправе решать за мужчину, какие ему отношения нужны: лёгкие, без особых обязательств, или же серьёзные, с заключением официального брака.

 

Людмила АЛФЕРЬЕВА, член совета городской общественной организации многодетных семей «Большая семья»:
— Начнём с того, что гражданский брак — это брак, запись о котором имеется в книге о гражданском состояний, то есть он регистрируется в ЗАГСе. А то, что принято называть гражданским браком, имеет другой термин — «сожительство». Поэтому приравнивать его к официальному браку недопустимо. Согласно статистике, в России женщин, считающих, что они замужем, гораздо больше, чем женатых мужчин. Это говорит о том, что женщины более серьёзно относятся к любым отношениям, как их ни назови, в отличие от представителей сильного пола, которые порой не придают сожительству никакой серьёзности. У мужчин есть на это причины: у кого-то так и не сумела сформироваться ответственность, кто-то пока не готов скрепить отношения с партнёршей узами брака, но загонять мужчину в «стойло» официальной семейной жизни насильно абсолютно бессмысленно.

Как указывает общественница, если рассматривать эту инициативу с точки зрения защиты детей и женщины, то и тут она довольно бессмысленна. Ведь дети, рождённые в гражданском браке, находятся под защитой. Они получают алименты, если же их отец погибает, могут рассчитывать на пенсию по потере кормильца (хотя их матери не присваивается статус вдовы). Что же касается женщины, то, по мнению Людмилы Алферьевой, безответственных мамочек, рожающих детей от одного гражданского супруга, затем от другого, потом от третьего (и такие случаи не редкость), совершенно ни к чему поддерживать материально, поскольку, вступая в сожительство, они знали, на что шли.

Ольга КАЗАКОВА, психолог-анали­тик, руководитель Центра самоперестройки:
— Невозможно заставить любить принудительно, а попытки сделать из обычного сожительства, которое у нас почему-то принято называть «гражданским браком», официальную ячейку общества не приведут ни к чему хорошему, поскольку здесь затрагиваются имущественные вопросы, а эта сфера очень далека от любви. Признание гражданских отношений официальным браком внесёт путаницу и даст поводы для меркантильных хитросплетений. Люди найдут лазейки, дабы обойти закон, по­явятся гостевые браки с отказными детьми, мужчины обособятся и озлобятся на женщин, станут видеть в каждой партнёрше лишь угрозу своему благосостоянию. Так называемые гражданские мужья, зная, что через два года им может грозить раздел имущества, начнут переписывать всё, что у них есть, на своих близких родственников. В принципе это существует уже сейчас, в официальных браках, но в случае прохождения инициативы появится и в гражданских. И что мы будем иметь в этом случае? Битву мам с детишками с их гражданским партнёром в суде. Кстати, непонятно, почему назван срок в два года: известно, что гормоны любви и страсти тают в крови в течение трёх лет.

По мнению психолога, поводы для сожительства различны. У партнёров может не быть жилья, они могут ухаживать за престарелыми родителями или просто пока не готовы связать себя узами брака. В отношении же брошенного супруга, о котором так пекутся инициаторы новшества, Ольга КАЗАКОВА высказывает следующее мнение:

— Двое половозрелых людей осмысленно вступают в отношения. Если государство берёт на себя функцию няньки, то становиться взрослыми и ответственными у людей просто отпадает желание, — уверена психолог.

Как считает Ольга Казакова, наилучшим выходом из положения является брачный контракт, но сегодня его могут заключить только пары, которые вступают или вступили в официальные отношения.

— Именно эту идею, на мой взгляд, нужно продвигать, дабы дать возможность людям, живущим вместе, оставить что-то своему близкому человеку, — говорит психолог. — Ведь иногда бывает как: люди долго живут в гражданском браке, не заботясь об оформлении отношений. И вдруг мужчина умирает. В этом случае всё наследуют дети и бывшая жена, которая может давно быть замужем за другим и никакого общения с «бывшим» не поддерживать. Если бы возможность заключать брачный контракт получили пары, живущие в гражданском браке, всё могло быть иначе.

Но, видимо, такие простые решения никому не нужны. Действительно, если повсеместно будут заключаться брачные контракты, тысячи адвокатов и юристов по всей стране останутся без куска хлеба. Интересно, что сразу же после адвокатской инициативы последовало предложение от РПЦ: председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий СМИРНОВ предложил обсудить тему о равноправии церковного брака и официального юридического. Пример заразителен?

Ирина Лихоман

Оставить комментарий