Главная / Издания / Яков Свердлов: резчик по живому

Яков Свердлов: резчик по живому

Яков Свердлов: резчик по живому
03 июня 2015

Антон Краснов

МК в Саратове

№23 (928) 3.06.2015

Сегодня исполняется 130 лет «великому комбинатору революции» и одному из наиболее беспощадных отцов советского государства

Это человек прожил совсем короткую жизнь, но внёс колоссальный вклад в разрушение одного государства и замещение его другим, основанным на фундаментально иных принципах. Этот человек всегда говорил тихо и сдержанно, но его слышали все, к его голосу прислушивались ключевые фигуры отечественной и мировой истории. Он никогда в жизни лично не обидел и мухи, но на его руках кровь миллионов.

Он был прагматичен, холоден, обладал колоссальным умом и феноменальной памятью, но поразил жарким безумием целое поколение и запомнился людям в лучшем случае как «богатейшая памятная книжка партии» (выражение ЛЕНИНА), в худшем — как «чёрный дьявол большевиков». Чёрный — потому, что всё время нахождения у высшей власти проходил в чёрной коже и стал, по-современному выражаясь, хедлайнером и родоначальником свирепой большевистской моды — ходить во всём чёрном, во всём кожаном, во всём скрипучем.

Всё это он, Яков СВЕРДЛОВ, великий, безо всякого сарказма, человек. Человек уникальный и странный, и в первом ряду пресловутой «ленинской гвардии» стоявший особняком. Нам, жителям Саратова, стоит по-особому присмотреться к этой зловещей и по-своему трагичной фигуре, ведь тут, в Саратове, его родовое гнездо, отсюда его корни, здесь сложилось и вызрело уникальное «чёрное семейство», давшее нашей истории людей незаурядных, страшных, ни перед чем не останавливавшихся.

Сегодня, 3 июня 2015-го, Якову Свердлову — 130.

 

«Аптекарь»: рецепт разрушения

Яков Свердлов родился 3 июня 1885 г. в Нижнем Новгороде. В детстве это был тихий, спокойный, начитанный мальчик, ни единым телодвижением или поступком не выдававший, какой дьявол в нём сидит. Его отцом был ремесленник Михаил (Мовша) Свердлов, переехавший в НН из Саратова за два года до рождения Якова. Отец Свердлова был гравёром, имел дело с материалами твёрдыми и упорными — металлом, камнем, благородным деревом. Как покажет короткая, но стремительная биография Якова Михайловича, он тоже предпочитал иметь дело с субстанциями могучими, первоосновными — например, с фундаментом, на коем держалась империя и который усилиями таких, как Свердлов-младший, дал трещину, просел и рухнул. 

Яков никогда не имел гражданской профессии, не относящейся к профессиональной революционной деятельности, — несколько месяцев работы учеником аптекаря не считаются. Тем более известно, какие рецепты «выписывал» юный Я. М.

Начнём с того, что в революцию Свердлов ушёл, будучи неполных шестнадцати лет от роду — в 1901-м. Его быстро заметили: Яков был смекалист, красноречив, одарён превосходными организаторскими способностями. Эти способности вскоре оценила и полиция. Это было так… Впрочем, нет, дадим слово литературному классику: «В Нижнем ужасные творятся вещи. Страшные дела! Пойманы и посажены в тюрьму отвратительные преступники, политические агитаторы, революционеры... сыновья гравёра Свердлова — наконец-то!» — пишет не кто иной, как Максим ГОРЬКИЙ. Вскоре благодаря заступничеству известного писателя, дружившего с семьёй Свердловых, Яков и его брат выпущены на свободу. А — напрасно.

Юный подпольщик отправляется на родину своей семьи, в Саратов, где до сих пор живёт множество его родни, в том числе дед и старшая сестра Софья. Здесь он устраивается на работу опять же учеником аптекаря, а под этим прикрытием налаживает мощный оборот нелегальной пропагандистской литературы, выдвигается в крупные агитаторы и организаторы революционной деятельности. Да что я своими словами? Вот ещё классик: «…в самом начале XX века перед нами был тов. Свердлов, как наиболее отчеканенный тип профессионального революционера», — это уже Владимир Ильич.

Пропагандистская паутина Свердлова, который к тому моменту не достиг и двух десятков лет от роду, быстро оплела всё Поволжье: он работал в Казани, Саратове, Костроме, Нижнем, он блестяще сплёл сеть революционных кружков, он отрегулировал работу целой системы копирования и распространения «нелегалки». Неудивительно, что его заметили: в 1905 г. руководство РСДРП направляет «ученика аптекаря» в важнейший, ключевой регион империи — на Урал.

1905-й — о, мы прекрасно помним, что это было: скрежет устаревшего и уставшего управленческого механизма огромной империи, рвущиеся пружины народного терпения, оказавшегося небезграничным, и — море огня, море гнева. Горящие дворянские усадьбы и помещичьи экономии, громадные стачки, забастовки, широчайшее протестное движение. Революция! Запущенный Кровавым воскресеньем «красный петух» клюёт самодержавие в самое темя, как пушкинского царя Дадона! И в самом кипенье, в самой гуще событий 20-летний Яков Свердлов организует в Екатеринбурге Боевой отряд народного вооружения (БОНВ).

Эти действия Якова потрясающи по невероятности и эффективности, только вдумайтесь: с одной стороны — банды террористов, грабителей и убийц, особо распоясавшихся на Урале после царского Манифеста 17 октября 1905 г. и ценивших человеческую жизнь ниже копейки; с другой стороны — невысокий хрупкий юноша в пенсне, явно не титульной нации, похожий на тихого сельского фельдшера, с вековой печалью в тёмных миндалевидных глазах… Кто кого? Ответ вроде бы и понятен, но не тут-то было: за этой «ботанической» внешностью — железный дух, неукротимая воля, магнетическое обаяние, Свердлов подчиняет себе самых страшных головорезов, он манипулирует откровенными бандитами и подводит под деятельность обычных уголовников идеологическую базу, «припрягая» их к делу революции. Это, кроме шуток, — немыслимо.

«Товарищ Андрей» (партийная кличка Я. М.) безраздельно руководит всеми крупными антиправительственными акциями в Екатеринбурге и контролирует деятельность ревподполья на Урале. Он спокоен, циничен, он без раздумья идёт на любое зверство (разумеется, чужими руками). И даже когда сами боевики БОНВ говорят о чрезмерной жестокости революционных практик Свердлова, Я. М. снова спокоен и предельно честен перед собой и другими: «Ты что же, революцию в белых перчатках хочешь делать? Без крови, без выстрелов, без поражений?»

 

Великий комбинатор революции

«Был. Участвовал. Привлекался. Девять побегов из ссылки. Имеет предосудительные знакомства…» Всё это вполне могло войти в тома жандармского дела о Свердлове. Вот, кстати, сам Я. М. вспоминает об одном из своих «предосудительных знакомцев» по Туруханскому краю (отправлен туда в феврале 1913-го): «Нет, я крупнее, это он сам сознаёт. Теоретические вопросы вызывают мало споров. Да и нет особого интереса спорить с ним, ибо у меня значительный перевес. Поспорили, сыграли партию в шахматы, я дал ему мат, затем разошлись за поздним временем...» Фамилия сотоварища по ссылке была — ДЖУГАШВИЛИ

Впрочем, довольно: взаимоотношения Якова Михайловича с действующими и будущими лидерами партии и государства и поныне остаются прекрасной, перспективной, плодотворной темой для профессиональных историков. Фигура Свердлова настолько противоречива, что основные акценты не расставлены до сих пор, в том числе и по ключевым направлениям. Напомним, однако же, основные вехи биографии быстро заматеревшего Я. М. в 10-е годы XX в.

В 1912-м Свердлов кооптирован в члены ЦК РСДРП и стал одним из редакторов газеты «Правда». Правоохранительные органы в очередной раз обратили внимание на бурную деятельность Я. М., и последний отправился сначала в Нарымский, а потом в Туруханский край. В разнообразных этих туристических поездках и застала Якова Михайловича Февральская революция. Власть взяла либеральная элита, «лучшие люди страны», причём граждане всё больше титульной нации, и Свердлову — с его путаным, кровавым большевистским уголовным прошлым — путь во властные эшелоны был на тот момент заказан. У власти оказались люди, которые намеревались творить историю «в белых перчатках»: «Я вспомню — Россия, Свобода, КЕРЕНСКИЙ на белом коне…»

Но время таких людей имеет обыкновение быстро кончаться. Воцарилось безвластье, разброд и шатание — и вот России снова нужны люди, точно знающие и умело формулирующие, что им надо, и способные организовать решение любой задачи. К сожалению — любыми методами и любой ценой… И тут саркастичная дама История не смогла оставить Якова Михайловича на обочине событий.

Звезда опытного, закалённого революционера взошла в апреле 1917-го. Вернувшийся из очередной ссылки Свердлов встретился на партийной конференции с Лениным — о, впервые! Известно, В. И. обладал превосходным знанием людей, он сразу же оценил железную хватку бывшего ученика аптекаря. Владимир Ильич дал Свердлову целый ряд сложнейших организационных поручений, и тот справился блестяще, и даже сверх того — Я. М. умел предугадать очередной шаг и очередную инициативу лидера партии. Известно, что на большинство предложений и заданий Ленина Свердлов отвечал лаконично: «Уже». В смысле: уже продумано, уже просчитано, уже сделано.

С самых первых дней непосредственной работы с Лениным Свердлов показал то, за что его чуть позже поименовали «мозгом партии». До Октябрьского переворота он проделал колоссальный объём работы по его подготовке, кроме того, именно Свердлов занимался организацией нелегальной работы Ленина в Разливе и в Финляндии; во время и после Октябрьского переворота
Я. М. показал себя как уникальный кадровик, подбирая и расставляя на ключевые посты и позиции по-настоящему нужных людей. В голове Свердлова было досье на тысячи людей, он знал всё и про все партийные кадры; Ленин постоянно обращался к нему за советом, и каждый раз мозг «великого комбинатора революции» вычленял нужную информацию, анализировал её и выдавал единственно верное решение.

Да что слова! Просто так в 32 года на пост руководителя ВЦИК (а это второй человек в государстве после самого Ленина) не назначают. Всё давно написано в учебниках и хрестоматиях, но тем не менее вспомним, к чему причастен «мозг партии»: Свердлов возглавил комиссию по разработке Конституции РСФСР; Свердлов фактически утвердил красный флаг в качестве национального; Свердлов передал в Екатеринбург решение о расстреле царской семьи, генерированное им и Лениным; именно Свердлов инициировал красный террор и расказачивание… Кто знает, каковы были бы инициативы и достижения сына гравёра далее, не скончайся он в марте 1919-го то ли от гриппа-«испанки», то ли от избиения рабочими в Орле за «жидовскую морду», то ли от яда, данного чрезмерно инициативному и могущественному
Я. М. по личному указанию Ленина… История молчит.

 

Саратовские корни: «чёрное семейство»

Примечательно, что многие ключевые деятели 1917-го — родом с Волги: симбирцы УЛЬЯНОВ и Керенский, саратовец РЫКОВ, вот и нижегородец Свердлов… Но корни у него — отсюда: дед Я. М. — Израиль СВЕРДЛОВ перебрался в наш город из Полоцка во второй половине XIX в., щедро расплодился, основал в 1869-м «Гравёрное и каучуковое заведение И. Свердлова и Ко», позже перекупленное богатым саратовским купцом Леонидом АВЕРБАХОМ.

…Что роднит многих людей из этого семейства, которое многие исследователи именуют «чёрным», по цвету кожанки Свердлова, так это некий блуждающий ген экспериментаторства, не гнушающегося самых страшных форм и методов. Перечень имён саратовских родственников Свердлова не нуждается в комментариях: племянница
Я. М. Ида АВЕРБАХ, вышедшая замуж за бывшего ученика гравёра Свердлова, некоего ГЕРШЕЛЯ, позже кроваво и чудовищно прославившегося на весь мир под именем Генриха ЯГОДЫ, шефа ОГПУ; Леопольд АВЕРБАХ, прототип булгаковского Берлиоза, глава РАПП. Родной брат Якова Михайловича — Зиновий ПЕШКОВ, приёмный сын Горького, человек феерической судьбы, друг великого генерала де ГОЛЛЯ. Ещё один брат, Вениамин СВЕРДЛОВ — американский банкир… Концентрация абсолютного зла и удивительного разнообразия, «разнотравья» деятельности — феномен семейства Свердловых.

P.S. Отец Якова Михайловича, нижегородский гравёр, работал по мёртвому материалу, ибо железо, дерево и камень не чувствуют боли. Его сын работал иначе: Свердлов предпочитал резать по живому — по древней ли памяти, по новым ли трепещущим надеждам, но всегда по самому сердцу России.

Антон Краснов

Оставить комментарий