Главная / Издания / Машинное отделение

Машинное отделение

Машинное отделение
05 июня 2015

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

июнь 2015

Обычно бывает так. На сайте "Госзакупки" некий вуз или муниципалитет выставляет свои требования для приобретаемого авто. Стоимость машины колеблется от миллиона до полутора. Или до двух с половиной. Мягкий кожаный салон с подогревом, климат-контроль, хорошая аудио-система. Чаще всего транспорт приобретается для перевозки первых лиц. И это большая трагедия, что по российским законам бюджетная организация не имеет возможности купить тачку втихаря.

Местные СМИ такие вещи отслеживают. На новостных лентах есть люди, которые заряжены на ежедневный мониторинг госзакупочных порталов. Дернуло – подсекай. И вот на крючке трепыхается очередной глава района, пожелавший гонять по родным полям на внедорожнике зарубежного производства. Заметка сопровождается напоминанием о многомиллиардном госдолге региона или рассказом о том, за что посадили прежнего главу. Не помогает. Этот все равно хочет внедорожник. От комментариев, как правило, отказывается.

Далее подключается общественность. Это может быть кто-то из ОПы, или Людмила Бокова из Народного фронта. Они обещают взять данный вопрос под свой контроль и провести мониторинг. Обязуются выяснить, такая ли машина нужна главе района или ректору вуза. Не обойдется ли он более скромным авто. В ряде случаев от приобретения автомобиля отказываются, и это называют победой демократии.

Я в таких случаях не могу понять логики происходящего. Вот эти люди из ОПы или ОНФ, которые говорят, что не время пулять миллионы на авто, их что – на велосипедах на круглые столы привозят? Людмила Бокова на "Ларгусе" по региону катается? Тогда в чем суть претензий? Нельзя же упрекать человека, который, надо полагать, проявил недюжинный талант на пути к должности, позволяющей распоряжаться бюджетными средствами, в том, что он хочет в полной мере ощутить приятность своего положения.

Хорошо помню, как на одном совещании оправдывался некий дядька с колхозным загаром. Он искренне не понимал, чего от него хотят. Говорил, что иномарка ему нужна потому, что отечественные авто не выдерживают наших дорог. Дескать, у него в районе дел по горло, он нужен и там, и там. И вот чтобы везде успеть, ему и требуется хороший японский внедорожник. Уж меньше всего он в этой ситуации думает о понтах и своем престиже. Хотя, надо признать, что понты и стремление быть хорошим руководителем у наших чиновников порой подменяют друг друга.

А знаете, как говорят в народе? Вот бы губернатора (министра, главу района) провезли по нашим дорогам. Он бы тогда сразу отдал команду все починить. А они, видите, как – подстраховываются. Начальник едет по колдобинам, но на машине с такой подвеской, которая все эти неровности проглатывает и на пятую точку высокого гостя не передает. Недавно женившийся Павел Ипатов, помнится, в дороге фильмы смотрел. Наверное, чтобы местный пейзаж в глаза не лез. Так что зря стараетесь, товарищи. Салоны их мягки, а для окошек еще и шторки имеются. Не заметят ни плохих дорог, ни покосившихся домишек. Они ездят от хлеба-соли до красной ленточки.

Тут вот еще что интересно. Люди, которые начинают возмущаться попытками очередного управленца купить для себя хорошую машину, они вообще как понимают, что авто за такую цену – это перебор? Откуда берется представление о том, что позволительно конкретно для этого чиновника или депутата, общественника или силовика? Миллион – нормально, а полтора – чересчур? Кто это определяет? В конце концов, жилище для сироты можно справить и за те деньги, и за другие. А в районах области на эти средства можно обрадовать не одного сироту.

Давайте так – в чиновники крайне редко идут за тем, чтобы помогать людям. Да, в большинстве своем они именно так и говорят. (А что им еще говорить!) Но привлекает их в первую очередь теплый кабинет, нехилая зарплата, хорошие виды на обеспеченную старость, иномарка в качестве служебной машины и масса других мелких приятных штучек. Например, возможность отдать в аренду землю или другое госимущество тому, а не этому, или создать при администрации несколько фирмочек, которые кормились бы бюджетными рубликами. Администрации ведь все равно, кто именно будет поставлять ей оргтехнику, офисную мебель, воду, авторучки, производить ремонт и пр. А главе администрации и его подручным не все равно. И то, что он хочет иностранную машинку, характеризует его именно с этой стороны. Ярко выражен хватательный рефлекс. Менталитет по отношению к бюджету – исключительно доильный. Личную шерсть от государственной уже не отличишь.

Заметьте, он ведь прекрасно осознавал, что идет на определенный риск. Ведь знал, что котировки могут стать достоянием общественности. Но желание хапнуть оказалось сильнее. Почему областная власть никак не реагирует? Кризис, госдолг и все такое, а тут человек, который явно потерял берега. Не достаточно ли этого для отстранения от должности? Хотя бы вопросом таким почему никто не задается? Да ладно вам, на Московской, 72 тоже не инопланетяне работают. И разве новый начальник будет другой породы, без хватательных рефлексов?

Идем дальше. Почему у общественности из ОНФ не возникло вопросов после публикации деклараций о доходах чиновников, депутатов и силовиков? Почему никого не удивляет, что депутаты Госдумы от Саратовской области зарабатывают почти по полмиллиона в месяц? Этично получать такие деньги на фоне зарплат врачей и учителей? Нормально, что доходы региональных прокуроров и полицейских существенно превосходят доходы ученых и деятелей культуры? Государство таким образом демонстрирует, кто ему более люб? Расставило приоритеты на десятилетия?

А откуда это пошло, что министр должен получать зарплату в размере 70 (или 80?) процентов от зарплаты губернатора? Все министры работают одинаково? Нагрузка на министра молодежи, спорта и туризма сопоставима с нагрузкой на министра сельского хозяйства или главу минпрома? Ответственность министра культуры, у которой все горит на работе, лишь на 20 процентов меньше, чем у главы региона?

В шахматах детей учат определять стоимость фигуры в обратном порядке – от простого к сложному. Конь и слон стоят по три пешки, ладья – 4,5, ферзь – 9. В Саратовской области такая же система? У нас есть губернатор, но есть и министр стоимостью 0,8 губернатора. То есть пять министров – это четыре губернатора? Вот и мне кажется, что это чепуха. Тем более что, когда уходит по собственному желанию зампред правительства, и много месяцев его пост остается вакантным, на положении в регионе это почему-то никак не сказывается.

Почему никого из общественников это не заботит? Да просто в иномаркак они лучше разбираются. И шуму меньше. Ведь начни копать глубже – окажешься по другую сторону баррикад. Там, где нет теплых кабинетов, служебных машин и достойной пенсии. А кто же, находясь в здравом уме и твердой памяти, на такое пойдет?!

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий