Из саратовских магазинов исчезнет пиво в двухлитровых ёмкостях
С наступлением тёплых деньков народные избранники снова вспомнили о любимом напитке россиян, употребление которого возрастает в летние месяцы, — о пиве. Запрет продажи пенного напитка в пластиковых бутылках объёмом 1,5-2,5 л в очередной раз навис дамокловым мечом над головами изготовителей ПЭТ-упаковки, пивоваров и потребителей. Есть все шансы, что в этот раз парламентарии доведут дело до конца и гражданам придётся перейти на пиво в пол-литровых бутылках и банках. Кому это принесёт пользу, разбирался «МК» в Саратове».
Законопроект об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре может заработать уже с 2016 г. По крайней мере, об этом изо всех сил заботится вице-спикер Госдумы РФ Андрей ИСАЕВ. На днях он напомнил о том, что документ о запрете продажи пива в пластиковых бутылках большого объёма был принят депутатами в первом чтении ещё прошлой весной, но второе чтение по сей день не состоялось, поскольку «в правительстве нет единой позиции». Вице-спикер сообщил, что на сегодняшний день дискуссия при подготовке поправок разворачивается вокруг двух основных моментов. «Максимальный объём — наши оппоненты пытаются добиться установления полутора литров в качестве максимального объёма, против чего мы категорически выступаем. Мы выступаем за то, чтобы было пол-литра», — пояснил Исаев. Кроме того, народные избранники обсуждают ограничение пива по крепости. То есть вопрос о том, будет ли пиво продаваться в больших бутылках или же нет, уже фактически решён, речь идёт только о согласовании объёмов.
Пивной законопроект планируется к рассмотрению во втором чтении в осеннюю сессию 2015 г. По мнению законотворцев, дешевизна пива в пластиковых бутылках способствует доступности алкоголя для населения. По словам Виктора ЗВАГЕЛЬСКОГО, зампреда комитета по экономической политике Госдумы РФ, использование ПЭТ-тары для алкогольной продукции снижает её стоимость и повышает ценовую доступность такой продукции населению. При этом больше всего экономит молодёжь, как социальная группа с низким уровнем дохода, ориентированная на дешёвые товары, в том числе и алкоголь.
Действительно, мониторинг цен в саратовских магазинах, который провёл «МК» в Саратове», показал, что пиво в ёмкости 2-2,5 литра в некоторых случаях стоит дешевле, чем покупка такой же марки пива, только в стекле или банке объёмом 0,5 л. Скажем, «Клинское светлое» объёмом 2,5 л обойдётся от 155 до 166 руб., в то время как точно такое же пиво объёмом 0,5 продаётся за 44-46 руб. Экономия составляет в районе 50 руб. То есть стоимость 1 бутылки пива объёмом 0,5 л. Возьмём крепкое 8% пиво «Охота»: в пластике объёмом 1,4 л оно стоит 107-112 руб., в пол-литровой баночке объёмом 0,48 его цена — 45-48 руб. Экономия примерно 30 руб., как раз хватит на большую упаковку сухариков отечественного производителя. Есть пиво, которое вообще выпускается только в ПЭТ-упаковке, к примеру «Жигулёвское» 2,5 л по стоимости 134-139 руб. или «Ячменный колос» — 94-96 руб. за 1,5 л. На сайте производителя «Очаково» указано, что «Ячменный колос» выпускается, в том числе, и в стекле объёмом 0,5 л, но в саратовских магазинах такого замечено не было, только в пластике. Может быть, всё выпили? Конечно, экономия в 30-40-50 руб. существенной не является, но, с другой стороны, если пива покупается много, на большую компанию?
Кстати, в отношении крепкого пива стоит отметить, что ещё в 2013 г., после того, как инициатива о запрете пива в ПЭТ-бутылках была впервые озвучена, Союз пивоваров России отказался от производства пива в ПЭТ-таре объёмом более 2,5 л и от использования для пива с шестипроцентным содержанием спирта пластиковых бутылок ёмкостью свыше 2 л. Разливать слабый алкоголь в ПЭТ-бутылки продолжили небольшие частные пивоварни и мелкие региональные заводы, пиво которых днём с огнём не найти даже в том городе, где работает сам завод. Но тем не менее чиновникам (или тем, кто лоббирует собственные интересы через власть имущих) этого, видимо, мало.
Версий, кому выгодно избавление от ПЭТ-упаковки, много. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим ДРОБИЗ в интервью федеральному изданию рассказал, что принятие закона существенным образом не повлияет на статистику употребление алкоголя в стране. По его словам, в прошлом году в России было выпито 10 млрд л пива, из них примерно 1,5 млрд — разливное. Оставшиеся 8,5 млрд были проданы в упаковке, из них 40% — в стекле, а 30% — в ПЭТ. «Если это перевести в стекло, то получается удвоение рынка стекольной промышленности в пивной отрасли. Поэтому хотят у простой примитивной упаковки отобрать рынок», — считает Дробиз.
По данным Nielsen, в России пиво в ПЭТ-упаковке составляет 46,9% рынка. Доля пива в бутылке 1,5 л составляет 18,5%, 1 л — 2,5%, 0,5 л — 0,02%. Доля пива в ПЭТ-таре свыше 1,5 л составляет 25,88%. Правда, производство стекла более энергозатратно, и экономисты считают, что после запрета ПЭТ-бутылок пострадает потребитель, ибо пиво в стекле вырастет в цене. Более того, новшества затронут и тех, кто к употреблению пива не имеет никакого отношения. Сергей ЖУЙКОВ, директор екатеринбургского предприятия «ЭкопластПЭТ», занимающегося изготовлением и продажей ПЭТ-тары, сообщил журналистам, что в связи с запретом можно потерять 70% рынка ПЭТ. Кроме того, он подчеркнул, что запрет полиэтиленовой тары в пивной отрасли приведёт к удорожанию молочных продуктов. И это неудивительно, ведь кефир, ряженка и прочая «молочка» выпускается, в том числе, и в пластике.
Саратовские эксперты отнеслись к предполагаемой инициативе неоднозначно. По мнению Михаила ЯКУШЕВА, председателя одной из гильдий ТПП по Саратовской области и директора сети магазинов разливного пива «Вeer-Club», теоретически инициатива о запрете пива в ПЭТ-бутылках будет на руку владельцам магазинов разливного пива.
— Но, с другой стороны, пивная ниша настолько бюджетная, что позволяет существовать многим игрокам этого рынка, — говорит Михаил Николаевич.
Как считает саратовский бизнесмен, владелец сети ирландских пабов «Irish Papa's Pub» Андрей ТАБОЯКОВ, в реальности низкая стоимость пива, разлитого в пластиковую тару, — обычный маркетинговый ход.
— Существенная выгода от покупки 2-литровой бутылки пива получается далеко не всегда, и чаще сэкономить получается совсем немного, — считает Андрей Геннадьевич. — Однако покупатель её подмечает, и ему кажется, что он экономит. Такой маркетинг выгоден как производителям, так и потребителям. Что же касается отмены ПЭТ-бутылок, не думаю, что люди перестанут меньше пить. Те, кто не любят крепких напитков, перейдут на пиво в банках или стекле, будут внимательно смотреть на акции, брать марку подешевле или же переплачивать.
Практически все саратовские эксперты сходятся на том, что инициатива о запрете ПЭТ-бутылок в пивной отрасли имеет самое отдалённое отношение к борьбе с алкоголизацией населения.
Согласно информации Центра разработки национальной алкогольной политики, в прошлом году продажи пива увеличились на 4,1% до 397,3 млн декалитров. У Росстата иные цифры: потребление пива россиянами в прошлом году составило 679,1 млн декалитров. По данным холдинга ROMIR Monitoring, в настоящее время почти 80% опрошенных жителей городов России употребляют пиво, причём 24% респондентов — 2-3 раза в неделю. Чаще всего россияне приобретают за один раз от 0,5 до 1 литра пива (60% опрошенных). В основном пиво пьют дома или в гостях (61%), на даче или на природе (26%), в кафе или ресторане (7%) и на улице (5%). Вообще не пьют пиво 19% россиян. Что и говорить, данные абсолютно безнадёжные для наркологов и весьма оптимистичные для пивоваров. Фактически на пиве сидит вся страна.
Кстати, интересно, что в Беларуси 80% пива разливается в пластиковые бутыли, а в Казахстане пивная ПЭТ-тара запрещена уже много лет, как и в ряде европейских стран — Швеции, Ирландии, Нидерландах. Но, как показывает многолетняя практика, зарубежный опыт (пусть даже бывших стран СССР) плохо приживается на российской почве. Гниёт, чахнет и способствует росту числа паразитов. Что в отношении пива весьма актуально, учитывая, что пивные «игрища» идут уже второй год.
Ирина Лихоман