Главная / Издания / Залезть в бутылку

Залезть в бутылку

Залезть в бутылку
17 июня 2015

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№25 (930) 17.06.2015

Из саратовских магазинов исчезнет пиво в двухлитровых ёмкостях

С наступлением тёплых деньков народные избранники снова вспомнили о любимом напитке россиян, употребление которого возрастает в летние месяцы, — о пиве. Запрет продажи пенного напитка в пластиковых бутылках объёмом 1,5-2,5 л в очередной раз навис дамокловым мечом над головами изготовителей ПЭТ-упаковки, пивоваров и потребителей. Есть все шансы, что в этот раз парламентарии доведут дело до конца и гражданам придётся перейти на пиво в пол-литровых бутылках и банках. Кому это принесёт пользу, разбирался «МК» в Саратове».

 

Измученные «нарзаном»

Законопроект об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре может заработать уже с 2016 г. По крайней мере, об этом изо всех сил заботится вице-спикер Госдумы РФ Андрей ИСАЕВ. На днях он напомнил о том, что документ о запрете продажи пива в пластиковых бутылках большого объёма был принят депутатами в первом чтении ещё прошлой весной, но второе чтение по сей день не состоялось, поскольку «в правительстве нет единой позиции». Вице-спикер сообщил, что на сегодняшний день дискуссия при подготовке поправок разворачивается вокруг двух основных моментов. «Максимальный объём — наши оппоненты пытаются добиться установления полутора литров в качестве максимального объёма, против чего мы категорически выступаем. Мы выступаем за то, чтобы было пол-литра», — пояснил Исаев. Кроме того, народные избранники обсуждают ограничение пива по крепости. То есть вопрос о том, будет ли пиво продаваться в больших бутылках или же нет, уже фактически решён, речь идёт только о согласовании объёмов.

Пивной законопроект планируется к рассмотрению во втором чтении в осеннюю сессию 2015 г. По мнению законотворцев, дешевизна пива в пластиковых бутылках способствует доступности алкоголя для населения. По словам Виктора ЗВАГЕЛЬСКОГО, зампреда комитета по экономической политике Госдумы РФ, использование ПЭТ-тары для алкогольной продукции снижает её стоимость и повышает ценовую доступность такой продукции населению. При этом больше всего экономит молодёжь, как социальная группа с низким уровнем дохода, ориентированная на дешёвые товары, в том числе и алкоголь.

Действительно, мониторинг цен в саратовских магазинах, который провёл «МК» в Саратове», показал, что пиво в ёмкости 2-2,5 литра в некоторых случаях стоит дешевле, чем покупка такой же марки пива, только в стекле или банке объёмом 0,5 л. Скажем, «Клинское светлое» объёмом 2,5 л обойдётся от 155 до 166 руб., в то время как точно такое же пиво объёмом 0,5 продаётся за 44-46 руб. Экономия составляет в районе 50 руб. То есть стоимость 1 бутылки пива объёмом 0,5 л. Возьмём крепкое 8% пиво «Охота»: в пластике объёмом 1,4 л оно стоит 107-112 руб., в пол-литровой баночке объёмом 0,48 его цена — 45-48 руб. Экономия примерно 30 руб., как раз хватит на большую упаковку сухариков отечественного производителя. Есть пиво, которое вообще выпускается только в ПЭТ-упаковке, к примеру «Жигулёвское» 2,5 л по стоимости 134-139 руб. или «Ячменный колос» — 94-96 руб. за 1,5 л. На сайте производителя «Очаково» указано, что «Ячменный колос» выпускается, в том числе, и в стекле объёмом 0,5 л, но в саратовских магазинах такого замечено не было, только в пластике. Может быть, всё выпили? Конечно, экономия в 30-40-50 руб. существенной не является, но, с другой стороны, если пива покупается много, на большую компанию?

Кстати, в отношении крепкого пива стоит отметить, что ещё в 2013 г., после того, как инициатива о запрете пива в ПЭТ-бутылках была впервые озвучена, Союз пивоваров России отказался от производства пива в ПЭТ-таре объёмом более 2,5 л и от использования для пива с шестипроцентным содержанием спирта пластиковых бутылок ёмкостью свыше 2 л. Разливать слабый алкоголь в ПЭТ-бутылки продолжили небольшие частные пивоварни и мелкие региональные заводы, пиво которых днём с огнём не найти даже в том городе, где работает сам завод. Но тем не менее чиновникам (или тем, кто лоббирует собственные интересы через власть имущих) этого, видимо, мало.

 

Большой бутылке рот радуется?

Версий, кому выгодно избавление от ПЭТ-упаковки, много. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим ДРОБИЗ в интервью федеральному изданию рассказал, что принятие закона существенным образом не повлияет на статистику употребление алкоголя в стране. По его словам, в прошлом году в России было выпито 10 млрд л пива, из них примерно 1,5 млрд  — разливное. Оставшиеся 8,5 млрд были проданы в упаковке, из них 40% — в стекле, а 30% — в ПЭТ. «Если это перевести в стекло, то получается удвоение рынка стекольной промышленности в пивной отрасли. Поэтому хотят у простой примитивной упаковки отобрать рынок», — считает Дробиз.

По данным Nielsen, в России пиво в ПЭТ-упаковке составляет 46,9% рынка. Доля пива в бутылке 1,5 л составляет 18,5%, 1 л — 2,5%, 0,5 л — 0,02%. Доля пива в ПЭТ-таре свыше 1,5 л составляет 25,88%. Правда, производство стекла более энергозатратно, и экономисты считают, что после запрета ПЭТ-бутылок пострадает потребитель, ибо пиво в стекле вырастет в цене. Более того, новшества затронут и тех, кто к употреблению пива не имеет никакого отношения. Сергей ЖУЙКОВ, директор екатеринбургского предприятия «ЭкопластПЭТ», занимающегося изготовлением и продажей ПЭТ-тары, сообщил журналистам, что в связи с запретом можно потерять 70% рынка ПЭТ. Кроме того, он подчеркнул, что запрет полиэтиленовой тары в пивной отрасли приведёт к удорожанию молочных продуктов. И это неудивительно, ведь кефир, ряженка и прочая «молочка» выпускается, в том числе, и в пластике.

Саратовские эксперты отнеслись к предполагаемой инициативе неоднозначно. По мнению Михаила ЯКУШЕВА, председателя одной из гильдий ТПП по Саратовской области и директора сети магазинов разливного пива «Вeer-Club», теоретически инициатива о запрете пива в ПЭТ-бутылках будет на руку владельцам магазинов разливного пива.

— Но, с другой стороны, пивная ниша настолько бюджетная, что позволяет существовать многим игрокам этого рынка, — говорит Михаил Николаевич.

 

Михаил ЯКУШЕВ, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
— Для потребителей запрет пива в пластиковых бутылках большого объёма не будет полезным, поскольку им придётся переплачивать. Кроме того, после запрета может возрасти стоимость пива в стекле и банках. Производителям крепкого алкоголя такая инициатива будет на руку. Ведь вместо того чтобы взять пять бутылок пива в стекле, средняя стоимость которого сегодня составляет 50 рублей, потребителю проще взять одну бутылку водки. Если мы говорим о борьбе с алкоголизмом, то здесь нужны совершенно иные меры, подобное предложение больше напоминает лоббирование интересов компаний, которые производят крепкий алкоголь. Да и, кроме того, я не думаю, что в нашей стране производится столько стекла, чтобы восполнить объёмы пива, которое производится в пластиковой таре.

Как считает саратовский бизнесмен, владелец сети ирландских пабов «Irish Papa's Pub» Андрей ТАБОЯКОВ, в реальности низкая стоимость пива, разлитого в пластиковую тару, — обычный маркетинговый ход.

— Существенная выгода от покупки 2-литровой бутылки пива получается далеко не всегда, и чаще сэкономить получается совсем немного, — считает Андрей Геннадьевич. — Однако покупатель её подмечает, и ему кажется, что он экономит. Такой маркетинг выгоден как производителям, так и потребителям. Что же касается отмены ПЭТ-бутылок, не думаю, что люди перестанут меньше пить. Те, кто не любят крепких напитков, перейдут на пиво в банках или стекле, будут внимательно смотреть на акции, брать марку подешевле или же переплачивать.

 

Спиться с курса

Практически все саратовские эксперты сходятся на том, что инициатива о запрете ПЭТ-бутылок в пивной отрасли имеет самое отдалённое отношение к борьбе с алкоголизацией населения.

Владимир ТИТАЕВ, заслуженный экономист России, доктор исторических наук, профессор:
— Я не думаю, что от подобного нововведения будет толк. Даже если пиво станет дороже, его всё равно не перестанут употреблять. Начнут переплачивать, в результате появится очередной раздражитель для населения, которое и так с трудом воспринимает новые ценники. Замечу, что в последнее время у законодателей появилась склонность к разного рода запретам, но если мы говорим о борьбе с пьянством, то здесь нужно выбирать другой путь. А у нас получается так, что пропаганды здорового образа жизни нет, а без этого любые попытки уменьшить алкоголизацию населения абсолютно бессмысленны. Нужно принимать комплексные меры в борьбе с пьянством, а не менять одну большую бутылку пива на четыре маленькие.

Согласно информации Центра разработки национальной алкогольной политики, в прошлом году продажи пива увеличились на 4,1% до 397,3 млн декалитров. У Росстата иные цифры: потребление пива россиянами в прошлом году составило 679,1 млн декалитров. По данным холдинга ROMIR Monitoring, в настоящее время почти 80% опрошенных жителей городов России употребляют пиво, причём 24% респондентов — 2-3 раза в неделю. Чаще всего россияне приобретают за один раз от 0,5 до 1 литра пива (60% опрошенных). В основном пиво пьют дома или в гостях (61%), на даче или на природе (26%), в кафе или ресторане (7%) и на улице (5%). Вообще не пьют пиво 19% россиян. Что и говорить, данные абсолютно безнадёжные для наркологов и весьма оптимистичные для пивоваров. Фактически на пиве сидит вся страна.

Александр СТЕПАНОВ, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Саратовской области:
— Запрет на продажу пива в пластиковых бутылках не имеет никакого отношения к борьбе с алкоголизмом, поскольку является отдельным, оторванным звеном вместо полноценной комплексной государственной программы. Поэтому неизвестно, кому эти нововведения выгодны: самим ли производителям пива или их конкурентам, но про заботу о здоровье нации здесь говорить не приходится. Может быть, некорректно приводить в пример западные страны, но в данном случае, думаю, вполне уместно вспомнить чужой опыт. Я некоторое время жил в Нью-Йорке, на Манхэттене. И в поле моего зрения попало всего лишь три специализированных алкогольных магазина. У нас же пиво продаётся в продовольственных сетях, в маленьких павильонах, в новых алкогольных магазинах, которые открываются буквально на каждом шагу. Какой смысл в этом случае бороться с алкоголизацией населения?

Кстати, интересно, что в Беларуси 80% пива разливается в пластиковые бутыли, а в Казахстане пивная ПЭТ-тара запрещена уже много лет, как и в ряде европейских стран — Швеции, Ирландии, Нидерландах. Но, как показывает многолетняя практика, зарубежный опыт (пусть даже бывших стран СССР) плохо приживается на российской почве. Гниёт, чахнет и способствует росту числа паразитов. Что в отношении пива весьма актуально, учитывая, что пивные «игрища» идут уже второй год.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий