Главная / Издания / Город, не теряющий лица

Город, не теряющий лица

05 августа 2015

Сергей АНТОНОВ.

МК в Саратове

№32 (937) 05.08.2015

Саратов — город с историей, с интересным историческим центром и неповторимой атмосферой. А главное, у города наличествует потенциал, ему есть куда развиваться, и у специалистов существует чёткое понимание того, в каком направлении, какими средствами и темпами пойдёт это развитие.
В преддверии Дня строителя, приходящегося в этом году на 9 августа, «МК» в Саратове» собрал за круглым столом тех, чей труд определяет облик нашего города, — представителей региональной власти, администрации Саратова, застройщиков, архитекторов, экспертов.

План — на развитие
Облик современного Саратова на одних навевает грусть о прошлом, других заставлять мечтать о будущем. Но жить лишь ностальгией и фантазиями город не может — ему нужен  детальный и взвешенный план развития. Напомним, действующий генеральный план Саратова был утверждён в 2004 г., а его цели и задачи рассчитаны на 2015-й с перспективой до 2025-го. Заместитель главы администрации МО «Город Саратов» по градостроительству и архитектуре Андрей ГНУСИН в ходе круглого стола обозначил основные направления корректировки генерального плана Саратова: «Сегодня мы видим результаты реализации генплана: территориальное развитие Саратова полностью выполнено. Скажу больше: мы шагнули вперёд. В генплан вошли площадки, которые ранее не планировалось в него включать, а сейчас уже пришёл черёд их развития. В прошлом году мы начали корректировку данного документа.
Особо отмечу, что сегодня мы переходим к вопросам градорегулирования.  В том числе стоит задача насытить Саратов объектами социальной и транспортной инфраструктуры», — расставил акценты профильный специалист городской администрации.
Ещё одним важным направлением работы Андрей Гнусин назвал необходимость появления новых зелёных зон. Понятно, что одного городского парка для субмиллионного города явно недостаточно. Давно планируется появление горпарка на землях НИИ Юго-Востока, и это должно произойти уже в рамках скорректированного и дополненного генплана города.
Неизбежный шаг — создание Саратовско-Энгельсской агломерации. Это ещё одна остродискуссионная тема, однако многие эксперты сходятся во мнении, что агломерация как единый цивилизационный организм может дать новый импульс для эффективного развития территорий, стать живым и действенным проектом для привлечения инвестиций в инфраструктуру Саратова и Энгельса.
Конечно, есть много барьеров, препятствующих реализации этих планов, прежде всего финансово-экономических. Директор ГАУ «Саратовский РЦЭС» (Саратовского регионального центра экспертизы в строительстве) Сергей ЛАЗАРЕВ напомнил, что город — это очень большая структура, медленно растущий организм, а жителям всегда хочется преобразовать своё место обитания более быстрыми темпами, нежели то возможно в реальности. Начальник управления строительства и архитектуры министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, главный архитектор области Марина ЛОБАНОВА подчеркнула, что развитие агломерации «Саратов — Энгельс» — процесс крайне непростой, который сложно ускорить не то что на региональном, но и на федеральном уровне.
Но работа идёт, города-спутники развиваются, появляется новая застройка. И кто знает, возможно, пройдёт не так уж много времени по меркам истории — десять, двадцать, тридцать лет, и какое-то из горячо обсуждаемых ныне зданий-новоделов станет очередным ярким символом Саратова. Почему нет? Эйфелеву башню тоже в своё время именовали «скелетом колокольни» и «чудовищем в гайках», а Саратовскую консерваторию — «сундуком» и «зернохранилищем». Время всё расставило по местам и дало справедливую оценку этим строениям.

Место для достойной жизни
Участники круглого стола в пресс-центре «МК» в Саратове» сошлись во мнении: облик города зависит прежде всего от живущих в нём людей и сложно переоценить роль активной общественности в том, как спланирован город, как он расстраивается, какие градостроительные и инфраструктурные проекты в нём реализуются. Созданы и работают градостроительные советы — при правительстве Саратовской области и на уровне областного центра, где собираются неравнодушные люди, которые с уважением относятся к истории города и желают ему лучшего будущего.
К числу таких неравнодушных людей, конечно, относятся и профильные специалисты — застройщики, архитекторы, эксперты в области строительства и проектирования. Андрей Гнусин отметил, что в настоящее время строители включаются в своего рода соревнование — у кого симпатичнее проект. Сами застройщики охотно подтвердили этот тезис. Начальник коммерческого отдела ЗАО «ПП ЖБК-3» Сергей ЗУБАРЕВ подчеркнул, что все реализуемые проекты, включая дома эконом-класса, сегодня отвечают представлениям о достойном внешнем виде и комфорте. А директор ООО «Миал Девелопмент» Андрей ГОРБУНОВ выразил надежду, что возводимый его компанией жилой комплекс станет настоящим украшением города.
Выяснилось также, что забота об эстетической стороне вопроса более чем уместна и при решении государственной задачи — обеспечении жильём нуждающихся: «Мы уделяем внимание не только практической, функциональной стороне будущих зданий, но и красоте фасадов. Будучи представителями созидательной профессии, мы стремимся также внести свой вклад в создание облика города, его неповторимый образ, создаваемый на протяжении веков. Так, в прошлом году в рамках программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья мы возвели дома с фасадами непривычного, но очень приятного шоколадного цвета. И это далеко не предел», — рассказал замдиректора КПСО «Госжилстрой» Дмитрий КОЖЕВНИКОВ.
Переселение из аварийного жилфонда — работа плановая, регламентируемая государством, но существуют проекты и идеи, которые серьёзно выбиваются из общего ряда, из кропотливой ежедневной работы строителей. И они были названы. Андрей Гнусин анонсировал появление в Саратове некоего подобия МКАД (в нашем случае СКАД — Саратовской кольцевой автодороги): одно её полукольцо должно пройти по Саратову, в частности, по улицам Соколовой, Горной, дороге Дружбы, Политехнической и ул. Чернышевского с уходом на новый мост, который планируется построить в районе Казачьего острова. Второе, меньшее полукольцо должно пройти по центру Энгельса.
Ещё один проект — это строительство нового мостового перехода в районе старого автодорожного моста Саратов — Энгельс. Понятно, что конкретных сроков никто не называет: вышеуказанные объекты транспортной инфраструктуры жизненно необходимы городу, но в условиях крайне непростой экономической ситуации всё упирается в финансирование.
Конечно, у простых жителей нет миллиардов, необходимых для строительства названных сооружений. Однако участники круглого стола выразили убеждённость в том, что саратовцы могут многое: «Облик города определяют не только застройка и типы зданий, неповторимый облик современного города создают скверы, парки, фонтаны и прежде всего отношение горожан, которые считают необходимым соблюдать чистоту и беречь город», — подчеркнула Марина Лобанова.

 

Сергей АНТОНОВ.

Оставить комментарий