Главная / Издания / По дороге качества и экономии

По дороге качества и экономии

По дороге качества и экономии
05 августа 2015

Сергей АНТОНОВ

Фото: Сергей АНТОНОВ

МК в Саратове

№32 (937) 05.08.2015

Возможности использования технического гипса в дорожном строительстве весьма велики, а при наличии научно-исследовательской составляющей и федерального стандарта применения данного материала для дорожных покрытий и вовсе огромны. Эту убеждённость выразили в ходе подписания соглашения о сотрудничестве представители Саратовского государственного университета имени Чернышевского и Балаковского филиала АО «Апатит». Документ, под которым поставили подписи договорившиеся стороны, в частности, предполагает создание опытно-промышленного производства новых композитных материалов на основе технического гипса.

От промышленного предприятия соглашение о сотрудничестве подписал директор управляющей организации Балаковского филиала АО «Апатит» Андрей ЧЕРЕПАНОВ, от классического университета — президент СГУ Леонид КОССОВИЧ.

Техногипсовые перспективы
Не следует думать, что использование технического гипса в дорожном строительстве — ноу-хау XXI века: этот материал успешно применяли в таком качестве, начиная с 80-х годов прошлого века. Андрей Черепанов рассказал, что дороги с использованием технического гипса в советское время прокладывались в Подмосковье, Ростовской области, на Украине, в Литве, Туркмении и Узбекистане. «Уверен, что наше сотрудничество с университетом придаст новый импульс развитию дорожного строительства в современных условиях. Всё большее применение технического гипса при сооружении дорожного полотна прямо отвечает задаче, поставленной главой государства: нарастить объёмы и снизить стоимость дорожного строительства», — отметил руководитель Балаковского филиала АО «Апатит».
Андрей Валерьевич привёл интересные факты, опровергающие целый ряд стереотипов. Так, все внутренние дороги балаковского предприятия сделаны с использованием технического гипса и зарекомендовали себя очень хорошо, а 600-метровый экспериментальный участок дороги Балаково — Ершов схватился в монолитную плиту, избежал появления колеи и успешно пережил зиму. На очереди следующий строящийся участок протяжённостью уже семь километров. Материал к месту строительства доставляют сами промышленники.
В своё время, да и сейчас, представители так называемой «неравнодушной общественности» акцентировали внимание якобы на небезопасности технического гипса, некоем сильном радиационном фоне, который создаёт материал и тем самым наносит ущерб окружающей среде, а главное — здоровью людей. «Так вот, наш гипс «фонит» в пять-шесть раз меньше, чем набережные Санкт-Петербурга, сделанные из знаменитого карельского гранита!» — сказал Андрей Черепанов.
Так что проблема лежит вне экологической плоскости (тем более что и на АО «Апатит», и в СГУ хватает специалистов, которые представляют подробнейшее экспертное обоснование безопасности использования данного материала в дорожном строительстве). Проблема в другом: свойства технического гипса на настоящий момент таковы, что его нельзя перевозить на дальние расстояния из-за быстрого засыхания. Однако специалисты СГУ намерены решить эту проблему: «Мы стоим перед задачей сформировать схему переработки технического гипса в сухое вяжущее, которая позволит перевозить контейнеры с материалом на любое необходимое расстояние. Задача не только интересная, но и очень важная», — отметил президент СГУ Леонид Коссович.
Леонид Юрьевич отметил, что с точки зрения научного сообщества данное направление работы очень перспективно и обладает целым рядом преимуществ перед традиционным способом укладки и составом дорожной одежды, прежде всего низкой себестоимостью и простотой технологии. С помощью данного материала можно существенно повысить прочностные характеристики дорожного полотна и увеличить межремонтные сроки.

Безопасность
и экономия
В настоящее время огромное количество дорог области попросту не соответствует технических требованиям. В 2015-м, объявленном Годом дорог, дорожный фонд области составил 7,2 млрд руб., но 2,7 млрд из этих средств предназначены на окончание строительства моста через судоходный канал в Балакове, а прочие ассигнования брошены на самые «горячие» направления, и, конечно, для приведения дорожного фонда области в удовлетворительное состояние этих денег не хватит. Поэтому нужно изыскивать новые ресурсы — не монетарные, а прежде всего технологические.
Об этом, среди прочего, в ходе подписания соглашения сказал заместитель председателя регионального правительства Валерий САРАЕВ. Особое внимание он уделил экологической составляющей сотрудничества: «На всех пусковых объектах Балаковского филиала АО «Апатит» используются самые современные прогрессивные технологии, снижающие воздействие на окружающую среду. Такой перспективный вторичный ресурс, как технический гипс, можно применять в целом ряде отраслей. В частности, в этом году по инициативе правительства области ведутся работы по восстановлению семикилометрового участка дороги Балаково — Ершов, которого, по сути, не было два десятка лет. Предприятие предоставило свыше 35 тысяч тонн технического гипса, работы находятся на личном контроле у губернатора Валерия РАДАЕВА», — подчеркнул зампред.
Валерий Николаевич высказал убеждённость в том, что для более масштабного применения материала на дорогах необходимо разработать федеральный стандарт его использования. Таким образом, эта деятельность будет вестись уже не в опытном, а в рабочем порядке. «Сегодня мы проводим эксперимент, и я уверен, что договор позволит нормативно подтвердить качество технического гипса. Без науки такие направления невозможно развить, и я благодарю университет за то, что он поддержал эту работу. Не сомневаюсь, что совсем скоро мы получим положительный результат сотрудничества двух сторон», — резюмировал представитель регионального правительства.
От промышленников слово взял генеральный директор управляющей организации АО «ФосАгро — Череповец» Михаил РЫБНИКОВ, который заявил, что предприятия группы «ФосАгро» могут быть отнесены к «зелёным» производствам по целому ряду параметров воздействия на окружающую среду: «Мы активно привлекаем к сотрудничеству экспертное сообщество и планомерно снижаем ресурсо- и энергоёмкость своих производств. Авторитетное мнение саратовских учёных по вопросам использования технического гипса в дорожном строительстве, изготовления гипсовых вяжущих чрезвычайно важно для нас. Деятельность СГУ в разработке инновационных технологий и использовании новых материалов, а также само стремление учёных продуктивно взаимодействовать с производственниками заслуживают высокой оценки», — сказал Михаил Константинович.
Соглашение между химическим гигантом и национальным исследовательским университетом позволит преуспеть сразу в двух направлениях: задействовать новые, экологически безопасные пути развития дорожного строительства и снизить соответствующие затраты. В этом не сомневаются ни в СГУ, ни в АО «Апатит».

 

Сергей АНТОНОВ

Метки: Апатит, Коссович, Черепанов

Оставить комментарий